124. Федеральный учебный план ФАОП НОО для обучающихся с НОДА (вариант 6.2)

124. Федеральный учебный план ФАОП НОО для обучающихся с НОДА (вариант 6.2).

124.1. Федеральный учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки, состав и структуру обязательных предметных областей, курсов коррекционно-развивающей области, внеурочной деятельности, в том числе распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.

124.2. Федеральный учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.

124.3. Федеральный учебный план должен соответствовать законодательству Российской Федерации в области образования, обеспечивать введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФАОП НОО для обучающихся с НОДА и выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, которые предусмотрены Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.

124.4. Федеральный учебный план обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования, возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации и родном языке, возможность их изучения, а также устанавливает количество занятий, отводимых на изучение этих языков, по классам (годам) обучения.

124.5. Федеральный учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

124.5.1. Обязательная часть федерального учебного плана определяет состав учебных предметов, обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП НОО для обучающихся с НОДА, и учебное время, отводимое на их изучение по годам обучения.

Образовательная организация самостоятельна в выборе видов деятельности по каждому предмету, курсу коррекционно-развивающей области (проектная деятельность, практические занятия, экскурсии).

124.5.2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для обучающихся, а также их индивидуальных потребностей.

124.6. Неотъемлемой частью образовательно-коррекционного процесса является внеурочная деятельность, которая организуется по различным направлениям, способствующим всестороннему развитию обучающихся.

Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью, составляет не более 10 часов (в том числе не менее 5 часов в неделю на коррекционно-образовательную область в течение всего срока обучения на уровне начального общего образования) (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований).

124.7. Обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения обучающимися содержания АООП НОО, является коррекционно-развивающая область.

Коррекционно-развивающая область включает занятия по программе коррекционной работы и следующие коррекционные курсы: "Речевая практика" или другой предмет из компонента Организации; "Основы коммуникации" или другой предмет из компонента Организации; "Психомоторика и развитие деятельности"; "Двигательная коррекция". Коррекционно-развивающая область реализуется через систему фронтальных, групповых и индивидуальных занятий.

Образовательная организация вправе самостоятельно определять технологии, способы организации деятельности обучающихся в процессе освоения курсов коррекционно-развивающей области.

Коррекционно-развивающие занятия с обучающимися с НОДА предусматривают: занятия ЛФК, логопедические занятия и индивидуальные и групповые занятия по коррекции и развитию когнитивных функций.

Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений. Наполняемость групп - 2 - 4 обучающихся. Продолжительность групповых и индивидуальных занятий до 25 - 30 минут, занятий по ЛФК - до 45 минут.

Коррекционно-развивающая область может быть представлена курсами, направленными на развитие ощущений, ориентировки в пространстве.

Коррекция и компенсация двигательных расстройств обучающихся реализуется под контролем руководителя физического воспитания, учителями адаптивной физической культуры. Ежедневно занятия физкультурой чередуются с другими учебными предметами. В расписании дополнительно (помимо обязательных уроков адаптивной физической культуры) могут быть предусмотрены занятия, обеспечивающие ежедневную организацию динамических и (или) релаксационных пауз между уроками, а также индивидуальные занятия за счет часов внеурочной деятельности.

Индивидуальные занятия по адаптивной физической культуре и ЛФК обеспечивают индивидуальную коррекцию двигательных нарушений обучающихся. Количество часов на каждого обучающегося определяется на основе медицинских рекомендаций в зависимости от тяжести двигательного нарушения (от 2 до 5 часов в неделю).

Реализация коррекционно-развивающей области осуществляется за счет часов, отводимых на внеурочную деятельность (количество часов на коррекционно-образовательную область должно быть не менее 5 часов в неделю в течение всего срока обучения) (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований).

В учебном плане количество часов в неделю на коррекционные курсы указано на одного обучающегося.

124.8. Продолжительность учебного года в подготовительных и 1 классах составляет 33 недели, во 2 - 4 классах - 34 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель.

Для обучающихся в подготовительных и 1 классах устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.

Продолжительность урока и распределение учебной нагрузки в течение учебного дня и учебной недели должны соответствовать Гигиеническим нормативам и Санитарно-эпидемиологическими требованиям.

Обучение в подготовительных и первых классах проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий.

124.9. Федеральный учебный план ФАОП НОО для обучающихся с НОДА (вариант 6.2).

Для начального уровня общего образования обучающихся с НОДА представлены два варианта федерального учебного плана:

Вариант N 1

Предметные области

Учебные предметы (учебные курсы)

Количество часов в неделю

Подготовительный

I

II

III

IV

Всего

Обязательная часть

Русский язык и литературное чтение

Русский язык

4

4

4

4

4

20

Литературное чтение

4

4

4

4

3

19

Иностранный язык

Иностранный язык

-

-

2

2

2

6

Математика и информатика

Математика

4

4

4

4

4

20

Обществознание и естествознание (Окружающий мир)

Окружающий мир

1

1

2

2

2

8

Основы религиозных культур и светской этики

Основы религиозных культур и светской этики

-

-

-

1

1

Искусство

Музыка

1

1

1

1

1

5

Изобразительное искусство

1

1

1

1

1

5

Технология

Труд (технология)

1

1

1

1

1

5

Физическая культура

Адаптивная физическая культура

3

3

3

3

3

15

Итого

19

19

22

22

22

104

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

2

2

1

1

1

7

Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) в соответствии с санитарными правилами и нормами

21

21

23

23

23

111

Внеурочная деятельность:

10

10

10

10

10

50

индивидуальные и групповые занятия по программе коррекционной работы

5

5

5

5

5

25

другие направления внеурочной деятельности

5

5

5

5

5

25

Всего часов

31

31

33

33

33

161

При реализации данного варианта учебного плана с подготовительного по 4 классы рекомендуется введение дополнительного часа в неделю на изучение предмета "Русский язык" из части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Это позволяет учитывать трудности в формировании графомоторных навыков, а также формировать альтернативные способы письма в случаях, если формирование графомоторных навыков затруднено или невозможно.

В подготовительном и 1 классах возможно введение дополнительного часа в неделю на изучение предмета "Математика", что позволяет корректировать или формировать пространственные, плоскостные представления, сформировать элементарные математические представления, заложить основы счета.

В предметной области "Физическая культура" в учебном плане должен быть предмет "Адаптивная физическая культура". При необходимости можно предусмотреть деление класса на подгруппы, так как в одном классе могут обучаться обучающиеся с разной степенью тяжести двигательных нарушений. Допустимы замены групповых занятий адаптивной физической культурой индивидуальными занятиями для обучающихся с тяжелыми двигательными нарушениями. Педагог в таком случае может эффективно вести работу по коррекции двигательных нарушений конкретного обучающегося.

Индивидуальные и групповые занятия по программе коррекционной работы в рамках коррекционно-развивающей области включают реализацию коррекционных курсов, индивидуальных и групповых занятий. В зависимости от структуры нарушений коррекционно-развивающая работа с обучающимися с НОДА строится дифференцированно. Содержание коррекционно-развивающей области может быть представлено следующими курсами: "Логопедические занятия", "Психокоррекционные занятия", "Коррекционные занятия с дефектологом", обязательный коррекционный курс "Двигательная коррекция".

Большинство обучающихся с НОДА имеет низкий уровень сформированности двигательных функций. Навыки самообслуживания не сформированы или сформированы частично, что существенно затрудняет овладение графическими, изобразительными, трудовыми навыками. В связи с этим рекомендуется организация занятий по формированию навыков самообслуживания и ручной умелости в рамках внеурочной деятельности.

(пп. 124.9 в ред. Приказа Минпросвещения России от 17.07.2024 N 495)

(см. текст в предыдущей редакции)

124.10. Федеральный учебный план ФАОП НОО для обучающихся с НОДА (вариант 6.2).

Вариант N 2

Предметные области

Учебные предметы (учебные курсы)

Количество часов в неделю

Подготовительный

I

II

III

IV

Всего

Обязательная часть

Русский язык и литературное чтение

Русский язык

4

4

4

4

4

20

Литературное чтение

4

4

4

4

3

19

Иностранный язык

Иностранный язык

-

-

1

1

1

3

Математика и информатика

Математика

4

4

4

4

4

20

Обществознание и естествознание (Окружающий мир)

Окружающий мир

1

1

2

2

2

8

Основы религиозных культур и светской этики

Основы религиозных культур и светской этики

-

-

-

-

1

1

Искусство

Музыка

1

1

1

1

1

5

Изобразительное искусство

1

1

1

1

1

5

Технология

Труд (технология)

1

1

1

1

1

5

Физическая культура

Адаптивная физическая культура

3

3

3

3

3

15

Итого:

19

19

21

21

21

101

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

2

2

2

2

2

10

Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) в соответствии с санитарными правилами и нормами

21

21

23

23

23

111

Внеурочная деятельность:

10

10

10

10

10

50

индивидуальные и групповые занятия по программе коррекционной работы

5

5

5

5

5

25

другие направления внеурочной деятельности

5

5

5

5

5

25

Всего часов

31

31

33

33

33

161

При реализации данного варианта учебного плана с 1 дополнительного по 4 класс 1 час в неделю части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, рекомендуется использовать на изучение учебного предмета "Русский язык". Это позволит учитывать трудности в формировании графомоторных навыков, а также формировать альтернативные способы письма в случаях, если формирование этих навыков затруднено или невозможно;

С 1 дополнительного по 4 класс 1 час в неделю части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, рекомендуется использовать на изучение учебного предмета "Математика", что обусловлено низким уровнем готовности к школе, выраженными двигательными расстройствами, медленным и неустойчивым формированием пространственных, плоскостных и первоначальных математических представлений, замедленным темпом усвоения учебного материала.

По сравнению с первым вариантом федерального учебного плана ФАОП НОО для обучающихся с НОДА, второй вариант учебного плана предполагает возможность введения только 1 часа иностранного языка в неделю, так как двигательные нарушения разной степени выраженности, дефицит познавательных и социальных способностей у обучающихся с НОДА, осложненные речевыми, в том числе дизартрическими, нарушениями, нарушениями зрения и (или) слуха затрудняют освоение основ иностранного языка. Иностранный язык может изучаться в игровой форме, как развивающий языковые возможности обучающихся.

Решение об изучении учебного предмета "Иностранный язык" принимается образовательной организацией исходя из психофизических особенностей обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата. В случае исключения данного предмета из учебного плана освободившийся час может быть добавлен на изучение какого-либо предмета из обязательной части учебного плана.

При наличии запросов участников образовательных отношений и отсутствии указанного предмета в учебном плане образовательная организация предоставляет обучающимся возможность изучать иностранный язык факультативно в рамках внеурочной деятельности.

В области "Физическая культура" в учебном плане должен быть предмет "Адаптивная физическая культура". В случае необходимости целесообразно предусмотреть деление класса на подгруппы, так как в одном классе могут обучаться обучающиеся с разной степенью тяжести двигательных нарушений. Допустимы замены групповых занятий адаптивной физической культурой индивидуальными занятиями для обучающихся с тяжелыми двигательными нарушениями.

Индивидуальные и групповые занятия по программе коррекционной работы в рамках коррекционно-развивающей области включают реализацию коррекционных курсов, индивидуальных и групповых занятий. В зависимости от структуры нарушений коррекционно-развивающая работа с обучающимися с НОДА строится дифференцированно. Содержание коррекционно-развивающей области может быть представлено следующими курсами: "Логопедические занятия", "Психокоррекционные занятия", "Коррекционные занятия с дефектологом", обязательный коррекционный курс "Двигательная коррекция".

Обучающиеся с НОДА имеют низкий уровень сформированности двигательных функций. Навыки самообслуживания у них не сформированы или сформированы частично, что существенно затрудняет овладение графическими, изобразительными, трудовыми навыками. В связи с этим рекомендуется организация занятий по формированию навыков самообслуживания и ручной умелости в рамках внеурочной деятельности.

(пп. 124.10 в ред. Приказа Минпросвещения России от 17.07.2024 N 495)

(см. текст в предыдущей редакции)