73.7. Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Труд (технология)"
73.7.1. Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Труд (технология)" (предметная область "Технология") включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы.
73.7.2. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психолого-педагогических предпосылок к его изучению слепыми обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам.
73.7.3. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые построены по концентрическому принципу и предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на этапе начального общего образования.
73.7.4. Планируемые результаты освоения программы по труду (технологии) включают личностные результаты за период обучения, а также минимальный и достаточный уровень предметных достижений слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) за каждый год обучения на этапе начального общего образования.
73.7.5. Пояснительная записка.
73.7.5.1. Программа по труду (технологии) на этапе начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФГОС НОО ОВЗ, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Учебный предмет "Труд (технология)" является одним из важнейших на этапе начальной школы для слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью. Общее психическое и интеллектуальное недоразвитие, отсутствие или глубокое нарушение зрения, недостатки развития двигательной и речевой сферы, а в ряде случаев и отсутствие организованного дошкольного образования, значительно снижают готовность обучающихся данной группы к школьному обучению. Освоение программного содержания учебного предмета начинается с пропедевтического (диагностического) периода, направленного на определение степени готовности каждого обучающегося к овладению первоначальными разнообразными видами работы с различными материалами.
73.7.6 Содержание предмета "Труд (технология)" на этапе обучения в начальной школе включает следующие разделы:
общекультурные и общетрудовые компетенции;
технология ручной обработки материалов;
конструирование и моделирование.
73.7.6.1. При обучении в 1 дополнительном классе в 1 полугодии для выполнения поделок практически не используются инструменты. Обучающиеся работают в основном с пластическим материалом (пластилин). Работа с ним позволяет эффективно развивать точность и согласованность движений пальцев рук, достаточно легко создавать объемные модели несложной формы (овощи, фрукты, растения, игрушки). На протяжении всего периода изучения предмета "Труд (технология)" следует уточнять представления обучающихся о натуральных предметах. При знакомстве с объектом, образцом, его плоскостной или объемной моделью педагогу необходимо постоянно направлять внимание обучающихся на соответствие образца выполняемым заданиям (поделкам), соблюдая пропорции, формы, величину и другие признаки. При работе с инструментами особое внимание следует уделять обучению соблюдению правил безопасности.
Программа учебного предмета предусматривает выполнение объемных изделий из бумаги (в 1 полугодии 1 дополнительного класса без использования инструментов). При работе с бумагой также важно, помимо использования образца, уточнять соответствие конструкции поделки натуральному предмету (стол, стул, стилизованные фигурки животных).
Работа с текстильными материалами направлена на совершенствование и развитие мелких движений кисти и пальцев рук. Работа с природными материалами также позволяет развивать пространственное, конструктивное мышление, создает необходимые предпосылки для воспитания любви к природе.
Реализация учебного предмета "Труд (технология)" для слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью предусматривает обязательное упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образовательной деятельности, наглядно-действенный характер обучения, предполагающий работу по формированию доступных предметно-практических действий, использование специальных средств наглядности (натуральные предметы, модели, макеты, муляжи, рельефно-графические пособия), а также специальных методов и приемов (алгоритмизация, поэтапность, сопряженные действия). На уроках труда (технологии) осуществляется специальное обучение переносу сформированных трудовых умений и навыков в новые ситуации, а также их применению для решения житейских практических задач. Обязательным условием является соблюдение режима зрительных нагрузок в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями и индивидуальных рекомендаций врача-офтальмолога.
Учебный предмет "Труд (технология)" для слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью обладает высоким коррекционно-развивающим потенциалом, обеспечивающим удовлетворение специфических особых образовательных потребностей обучающихся данной группы. Коррекционно-развивающий потенциал учебного предмета "Труд (технология)" реализуется посредством решения комплекса коррекционно-образовательных задач, приоритетных для слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью.
73.7.6.2. Целью изучения учебного предмета "Труд (технология)" является формирование у слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) практических умений и навыков, необходимых для занятий различными доступными видами труда, воспитание трудолюбия и развитие позитивного отношения к трудовой деятельности.
73.7.6.3. Программа учебного предмета "Труд (технология)" направлена на решение системы общеобразовательных и коррекционно-образовательных задач.
формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нем человека;
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей;
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
формирование интереса к разнообразным видам труда;
развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);
развитие сенсомоторной сферы, рук, зрительно-моторной координации (у слепых с остаточным зрением в доступных пределах) через формирование практических умений;
развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации;
формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально полезных качеств личности.
Коррекционно-образовательные задачи:
формирование умений работать с отдельными видами материалов;
овладение способами обработки материалов в зависимости от их свойств;
формирование навыков самообслуживания, овладение некоторыми приемами ручной обработки материалов;
овладение доступными трудовыми умениями и навыками использования инструментов при обработке отдельных видов материалов;
овладение правилами техники безопасности при работе с различными инструментами;
формирование представлений о трудовых профессиях и понимание роли труда в жизни человека;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач.
73.7.6.4. Учебный предмет "Труд (технология)" относится к предметной области "Технология" и содержится в обязательной части учебного плана.
Рабочая программа по учебному предмету "Труд (технология)" в 1 дополнительном классе рассчитана на 33 часа (33 учебные недели) и составляет 1 час в неделю.
В соответствии с федеральным учебным планом (вариант 3.3 ФАОП НОО) рабочая программа по учебному предмету "Труд (технология)" в 1 - 4 классах рассчитана на 68 часов (34 учебные недели) и составляет 2 часа в неделю.
73.7.7.1. Содержание обучения в 1 дополнительном классе.
Общекультурные и общетрудовые компетенции: основные виды деятельности человека и профессий. Поделочные материалы для уроков труда, инструменты для работы с этими материалами и правила работы на уроках труда (технологии).
Устройство ножниц, их функциональное назначение, правила их хранения, техника безопасности (в том числе при передаче их другому лицу).
Рассказ о бумаге как поделочном материале.
Рассказ о нитках в природе и жизни человека; из чего делают нитки. Знание физических свойств (тонкие, толстые, короткие, длинные). Называние свойств ниток, способы их хранения и приемы использования в быту. Разбор правил безопасной работы с иглой. Называние понятий "шитье", "вышивка", "контур", "стежок", "расстояние между стежками".
Рассказ о геометрических фигурах (треугольник, прямоугольник, квадрат) и их признаки.
Природные материалы и их художественно-выразительные свойства.
Технология ручной обработки материалов: работа с глиной и пластилином. Физические свойства глины, пластилина. Предметы, сделанные из глины. Правила обращения с пластилином, инструменты и приемы работы с пластилином. Аппликация из пластилина. Разминание пластилина в руках и размазывание его по поверхности. Сравнение предметов по длине (длинный, короткий, средний), толщине (тонкий, толстый). Сравнение длины вылепленной из пластилина заготовки со схемами. Выполнение изделия (предметы конической формы) пластическим способом лепки из одного куска пластилина. Приемы "скатывание в ладонях шара из пластилина кругообразными движениями", "раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы", "вдавливание пальцем пластилина", "вытягивание шара и овала до конической формы", "сплющивание пластилина ладонью", "размазывание пластилина на картоне", "прищипывание пластилина". Приемы соединения природного материала с поверхностью листа при помощи пластилина. Деление пластилина в соответствии с количеством, величиной деталей изделия. Соединение деталей приемом "примазывание". Соблюдение пропорций и пространственные соотношения деталей, частей при лепке объемной фигуры.
Работа с природными материалами. Листья деревьев и свойства засушенных листьев. Предметы природного мира групп "Овощи", "Игрушки", "Домашние птицы", "Транспорт". Еловые шишки - природный материал. Свойства еловых шишек (форма, величина, поверхность).
Работа с бумагой и картоном. Предметы, сделанные из бумаги. Сорта бумаги (писчая, печатная, рисовальная, впитывающая, упаковочная, обойная, бумага для творчества) и ее назначение. Свойства бумаги (плотная, тонкая, гладкая, шероховатая, блестящая, матовая). Составление коллекции сортов бумаги. Назначение сортов бумаги. Физические свойства бумаги (сгибается, режется, разрывается, обрывается) в процессе предметно-практических действий. Прием разрывания бумаги на две части по линии сгиба. Анализ аппликации по вопросам педагога. Разбор в ходе обследования аппликации, состоящей из кругов. Выполнение приемов "сгибание квадрата пополам" и "сгибание с угла на угол (по диагонали)". Деление стороны на четыре равные части посредством сгибания ее несколько раз. Выполнение приема "сгибание сторон к середине".
Работа ножницами. Имитация движения ножницами на весу (без бумаги). Прием "разрез по короткой вертикальной линии, смыкая лезвия ножниц до конца". Выполнение приема "разрез по незначительно изогнутой линии (дуге), не смыкая лезвия ножниц". Распределение мышечного усилия при выполнении разрезы по дугообразной линии. Вырезание по кругу, рационально используя приемы резания бумаги. Выполнение приема "вырезание по незначительно изогнутой линии".
Рисование по опорным тактильным точкам снизу вверх (графические упражнения). Рисование по тактильным линиям или опорным точкам предметы, имеющие округлый контур.
Работа с нитками (сматывание в клубок, наматывание на катушки, разрывание, разрезание). Определение функциональной значимости предметов, сделанных из ниток, в быту, игре. Наматывание ниток в клубок.
Использование инструментов (иглы, ножницы, наперсток). Вдевание нитку в иголку. Закрепление нитки в начале и конце строчки (прошивание два-три раза на одном месте). Прием шитья "игла вверх-вниз". Вышивание в два приема: шитье приемом "игла вверх-вниз" и заполнение расстояния между стежками ниткой.
Конструирование и моделирование: использование шишек в конструктивной деятельности. Основные признаки геометрической фигуры "треугольник". Различение треугольников по величине. Сгибание треугольника пополам, ориентировка в пространстве геометрической фигуры треугольник (верхний угол, нижний угол, правая, левая, боковая, нижняя стороны). Основные признаки геометрической фигуры "квадрат". Геометрические фигуры "треугольник", "квадрат", "прямоугольник", их признаки (стороны, углы). Различение квадрата, прямоугольника и треугольника. Выполнение приемов "сгибание квадрата пополам" и "сгибание квадрата с угла на угол (по диагонали)", "совмещение сторон с опорными точками". Признаки фигуры "прямоугольник". Геометрическая фигура "круг" и соотнесение круга с предметами рукотворного мира, имеющими круглую форму. Геометрическая фигура "овал" и определение сходства и различия овала и круга. Соотнесение овала с предметами природного и рукотворного мира, имеющими овальную форму. Называние геометрических форм в полуфабрикате. Сравнение форм человеческой фигуры: голова - шар, туловище, руки, ноги - усеченный конус. Сгибание квадрата в три раза.
Выполнение предметно-практических действий в заданном пространственном направлении (на себя, от себя). Установление пространственных соотношений предметов (на, перед, за, справа, слева, сверху). Ориентировка в пространстве (наверху, внизу, слева, справа). Выполнение действий по инструкции, содержащей пространственную характеристику. Инструкция, содержащая пространственную характеристику. Ориентировка в пространстве (наверху, внизу, слева, справа) и в пространстве геометрических фигур "квадрат", "треугольник", "прямоугольник" (верхний угол, нижний угол, правая, левая, боковая, нижняя стороны, середина).
73.7.7.2. Содержание обучения в 1 классе.
Общекультурные и общетрудовые компетенции: основные виды деятельности человека и профессии. Поделочные материалы для уроков труда, инструменты для работы с этими материалами и правила работы на уроках труда (технологии).
Природные материалы и среды, где их находят. Предметы, сделанные из природного материала. Листья деревьев и свойства засушенных листьев.
Определение функциональной значимости предметов, сделанных из ниток, в быту, игре. Определение свойства ниток, способы их хранения и приемы использования в быту. Проговаривание правил безопасной работы с иглой. Называние правил безопасной работы с иглой. Называние понятий "шитье", "вышивка", "контур", "стежок", "расстояние между стежками".
Рассказ о предметах симметричного строения.
Технология ручной обработки материалов: работа с использованием адаптированного (представленого в виде операций с натуральными предметами, моделями, муляжами) предметно-операционного плана с частичной помощью педагога.
Работа с глиной и пластилином. Физические свойства пластилина. Пластический способ лепки предметов шаровидной или овальной формы из одного куска пластилина. Скатывание в ладонях шара из пластилина кругообразными движениями, раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы. Деление пластилина в соответствии с количеством, величиной деталей изделия. Приемы лепки "скатывание в ладонях шара из пластилина кругообразными движениями", "раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы", "сплющивание пластилина ладонью" и "размазывание пластилина на картоне". Умение выполнять приемы обработки пластилина и соединения деталей: "прищипывание", "примазывание". Соблюдение пропорций при лепке объемной фигуры.
Работа с природными материалами. Предметы природного мира группы "Овощи", "Грибы", "Транспорт". Свойства природного материала (форма, величина, поверхность).
Понятие "аппликация". Составление аппликации из засушенных листьев по инструкции педагога и технической карте изделия.
Работа с бумагой и картоном. Назначение и сорта бумаги. Практические действия с бумагой (рвется, мнется, гнется, клеится, режется). Обрывание бумаги. Складывание бумаги в гармошку. Выполнение приема "сгибание бумаги пополам".
Основные признаки фигуры квадрат (четыре стороны, четыре угла, середина). Различение квадратов по величине. Сгибание квадрата с угла на угол, ориентировка в пространстве геометрической фигуры квадрат (верхний угол, нижний угол, правая, левая стороны). Основные признаки фигуры прямоугольник (четыре стороны, по две одинаковой длины, четыре прямых угла). Различение прямоугольников по величине. Сгибание прямоугольника пополам и совмещение углов с опорными точками в разных пространственных направлениях (сверху вниз, снизу вверх). Основные признаки геометрической фигуры "треугольник". Различение квадрата, прямоугольника и треугольника. Выполнение приемов "сгибание квадрата пополам" и "сгибание квадрата с угла на угол (по диагонали)", "совмещение сторон с опорными точками".
Ориентировка в пространстве (наверху, внизу, слева, справа) и в пространстве геометрических фигур "квадрат", "треугольник", "прямоугольник" (верхний угол, нижний угол, правая, левая, боковая, нижняя стороны, середина). Ориентировка в пространстве в процессе размещения и наклеивания заготовок внутри контура. Выполнение предметно-практических действий в заданном пространственном направлении (на себя, от себя). Ориентировка на плоскости листа.
Правила обращения с ножницами. Устройство ножниц. Имитация движения ножницами на весу (без бумаги). Прием "разрез по короткой наклонной линии, смыкая лезвия ножниц до конца". Умение резать по короткой наклонной линии. Контролирование мышечное усилия при выполнении короткого надреза. Выполнение приема "разрез по длинной линии, не смыкая лезвия ножниц". Выполнение приема криволинейного вырезания "разрез по незначительно изогнутой линии (дуге), не смыкая лезвия ножниц". Скругление прямоугольной формы (квадрат). Прием "скругление углов прямоугольной формы". Освоение способа симметричного вырезания. Вырезание по кривой (волнообразной) линии. Вырезание геометрических форм симметричного строения (круг, квадрат). Симметричное вырезание изображения сложного контура. Выполнение приема предметного симметричного вырезания из бумаги, сложенной пополам.
Рисование по опорным тактильным точкам снизу вверх.
Работа с нитками. Выполнение приемов наматывания ниток на основу. Использование инструментов (иглы, ножницы, наперсток). Вдевание нитки в иголку. Закрепление нитки в начале и конце строчки (прошивание два-три раза на одном месте). Выполнение приема шитья "игла вверх-вниз". Вышивание в два приема: шитье приемом "игла вверх-вниз" и заполнение расстояния между стежками.
Конструирование и моделирование: приемы соединения природного материала с поверхностью листа при помощи пластилина. Владение конструктивным способом лепки многодетальных предметов.
Использование природного материала в конструктивной деятельности. Последовательное конструирование с использованием пооперационного плана. Сборка конструкции с использованием образца. Планирование ближайшей операции с помощью пооперационного плана. Выполнение орнамента (в орнаменте все элементы могут чередоваться или повторяться). Соблюдение пропорций в изделии и соединение их в единую конструкцию.
73.7.7.3. Содержание обучения во 2 классе.
Общекультурные и общетрудовые компетенции.
Правила поведения и работы на уроках труда (технологии).
Подготовка и содержание в порядке рабочего места.
Виды ручного труда, поделочных материалов и инструментов, используемых при их обработке.
Виды природных материалов, их применение, правила сбора, сушки и хранения.
Изделия, игрушки, сделанные из природных материалов.
Словарная работа: газетная, книжная, писчая, почтовая, конвертная, салфеточная, туалетная, обойная, упаковочная.
Правила работы с клеем и кистью.
Понятие "шаблон" и его геометрические формы. Правила работы с шаблоном.
Представления о природном материале как о поделочном и его художественно-выразительные свойства.
Представления о глине как о поделочном материале и ее применение для изготовления посуды. Понятие "скульптура" и произведения этого вида искусства. Сведения о скульптуре и ее предназначении.
Применение и назначение ткани в жизни людей. Процесс изготовления ткани. Различение ткани по ее свойствам. Сорта ткани и их применение в одежде. Составление коллекции тканей. Профессия портного. Инструменты и приспособления, необходимые для швейных работ.
Технология ручной обработки материалов: работа с глиной и пластилином. Глина и пластилин как поделочный материал. Глина как строительный материал. Обработка пластилина с применением резака, стеки. Лепка из пластилина изделия, состоящего из деталей прямоугольной формы. Навыки обработки пластилина: сминание, скатывание, сплющивание, вытягивание. Представления о глине как о материале для изготовления посуды. Лепка чашки цилиндрической формы. Приемы "раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы", "вдавливание пластилина пальцем". Лепка конструктивным способом изделия конической формы. Прием "скатывание пластилина столбиком (палочкой)". Скатывание пластилина кругообразными движениями до получения формы шара. Пластический способ лепки из пластилина. Приемы лепки "скатывание овальной и конической форм", "вытягивание", "прищипывание", "вдавливание".
Геометрическое тело "брус". Сравнение бруса с реальными предметами. Геометрические фигуры (квадрат, треугольник). Сходство и различия этих фигур (стороны, углы). Геометрическое тело "цилиндр". Понятия "конус", "усеченный конус". Геометрическое тело "шар", его признаки. Геометрические формы "круг" и "шар", их признаки.
Составление плана работы над изделием с использованием предметно-операционного плана с помощью педагога.
Работа с природными материалами. Использование листьев для украшения предметов быта. Плоды деревьев (желуди). Изготовление изделий из скорлупы грецкого ореха с применением другого поделочного материала.
Понятие "орнамент". Изготовление рамки для фотографии из бумаги. Приемы: "разметка по шаблону геометрических фигур", "сгибание бумаги пополам", "симметричное вырезание из бумаги", "наклеивание листьев на бумажную поверхность". Анализ изделия с ориентировкой на образец, по вопросам педагога.
Столярные инструменты и правила работы с шилом.
Работа с бумагой и картоном. Сорта бумаги (писчая, газетная, рисовальная, салфеточная), свойства бумаги (прочность, толщина, гибкость, влагоустойчивость). Фактура бумаги. Картон. Предметы, сделанные из картона, функциональная значимость в быту, игре, учебе. Технические сведения о картоне: сорт (переплетный, коробочный), физические свойства (гладкий, шероховатый, рифленый); особенности (картон впитывает влагу и коробится; толстый картон ломается по сгибу, тонкий легко сгибается, режется). Изготовление из бумаги шара, состоящего из двух кругов. Технические приемы "разметка полос по шаблону", "разрез по длинной линии", "склеивание полосы-заготовки кольцом". Составление композиции из бумажных фигурок.
Пространственная ориентировка на листе бумаги (картона) и размещение аппликации на его поверхности. Коррекция восприятия пространства (наверху, внизу, слева, справа). Ориентировка в пространстве геометрической фигуры "квадрат".
Работа с текстильными материалами. Свойства ниток, виды работы с нитками (вязание, вышивание, шитье, плетение, связывание в пучок). Анализ изделия из ниток. Приемы наматывания, связывания, резания ниток. Назначение пуговиц: форма, материал, из которых производят пуговицы. Вдевание нитки в иголку. Прием завязывания узелка на конце нити. Пришивание пуговиц с двумя сквозными отверстиями к ткани. Прием шитья "игла вверх-вниз". Представления об изделиях из ниток как о декоративных украшениях. Анализ изделия из ниток, выделение его признаков и свойств по вопросам педагога. Правила хранения ниток в виде бобин, катушек, мотков, клубков. Приемы наматывания ниток на картон. Сматывание ниток в клубок на бумажный шарик. Технология раскроя и резания ткани по выкройке. Технология сшивания сметочными стежками на ткани. Правила хранения игл. Представления о форме игольниц и материалах, используемых для их изготовления. Изготовление игольницы по образцу. Вышивка. Виды отделочных ручных стежков (сметочный стежок). Вышивание закладки сметочным стежком и оформлению концов закладки кисточками. Вышивание сметочным стежком.
Понятие "аппликация". Анализ аппликации и выделение основных признаков и свойств аппликационных изображений. Составление аппликации из сухих листьев с использованием предметно-операционного плана в коллективной беседе.
Приемы изготовления плоских елочных игрушек в форме стилизованных изображений.
Понятие "бумажная мозаика". Приемы: "разметка по шаблону", "вырезание по контурной линии", "обрывание бумаги", "наклеивание небольших кусочков бумаги на основу".
Конструирование и моделирование: составление плана выполнения многодетальной поделки и оценивание своего изделия по вопросам педагога.
Сборка способом соединения заготовок в прорези.
Изготовление шара из бумаги, состоящего из 4 - 5 и более полос бумаги.
Сборка способом склеивания заготовок.
Лепка фигурок животных конструктивным способом.
73.7.7.4. Содержание обучения в 3 классе.
Общекультурные и общетрудовые компетенции: знакомство с правилами поведения и работы на уроках (технологии).
Подготовка рабочего места и содержания его в порядке.
Повторение видов ручного труда, поделочных материалов и инструментов, используемых при их обработке.
Рассказ о природном материале как поделочном и его художественно-выразительных свойствах.
Определение понятия "проволока", применение проволоки в изделиях из природных и других материалов. Знакомство с видами и свойствами проволоки, инструментами, используемыми при работе с проволокой. Организация рабочего места для работы с проволокой и правила обращения с проволокой.
Знакомство с условиями труда и техникой безопасности в школьной столярной мастерской (по возможности). Рассказ об изделиях из древесины и их назначении. Знакомство с правилами безопасности, подготовка рабочего места для работы с древесиной, правила безопасной работы с древесиной, инструментами и материалами.
Знакомство с профессией слесаря. Знакомство с условиями труда и техникой безопасности в школьной слесарной мастерской (по возможности). Получение познавательных сведений о металлоконструкторе. Подготовка рабочего места и содержания его в порядке.
Технология ручной обработки материалов: работа с природными материалами. Изготовление аппликации из засушенных листьев с опорой на предметно-операционный план в коллективной беседе. Рассказ об изделиях и игрушках, сделанных из природных материалов. Определение признаков и свойств орехов. Разбор объекта по признакам и свойствам, вопросам педагога. Изготовление изделий из скорлупы грецкого ореха с применением других поделочных материалов. Рассказ об изделиях из природных материалов и о видах работы с природными материалами. Выполнение приемов соединения деталей из природного материала: соединения с помощью палочки и пластилина. Изготовление объемных изделий из природных материалов.
Работа с бумагой и картоном. Сравнение разных сортов бумаги. Определение видов работы с бумагой и приемы работы с бумагой. Изготовление аппликации из обрывной бумаги с использованием предметно-операционного плана. Определение видов работы с бумагой и выполнение приемов работы с бумагой. Изготовление аппликации из обрывной бумаги с использованием предметно-операционного плана. Определение приемов работы с бумагой (разметка, резание, сгибание). Выполнение технологических операций, используемых при окантовке картона. Выполнение технологии окантовки с опорой на предметно-операционный план.
Работа с проволокой. Формообразование при работе с проволокой. Освоение технологических приемов работы с проволокой. Освоение понятия "проволока", применение проволоки в изделиях, виды и свойства проволоки, инструменты, используемые при работе с проволокой. Разбор изделия самостоятельно и с частичной помощью педагога. Освоение умения формообразование изделия при работе с проволокой.
Работа с древесиной. Изделия из древесины.
Знакомство с понятиями "дерево" и "древесина", различия между ними. Способы обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями. Освоение технологии изготовления опорного колышка. Освоение способов обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями.
Работа с металлоконструктором. Рассмотрение изделий из металлоконструктора. Выполнение технологии соединения планок винтом и гайкой. Выполнение технологии соединения планок винтом и гайкой. Разбор изделия самостоятельно и с частичной помощью педагога. Сборка треугольника и квадрата из планок. Разбор изделия самостоятельно и с частичной помощью педагога. Выполнение технологии соединения планок винтом и гайкой. Проведение сборки треугольника и квадрата из планок (подбор нужного количества планок с соответствующим числом отверстий и нужного количества винтов и гаек для соединения этих планок).
Работа с бумагой и картоном. Технологии работы с бумажными полосами. Выполнение приемов работы с бумагой: разметка полос на бумаге по линейке (шаблону); разрез по длинной линии; склеивание полос-заготовок; сгибание полос. Изготовление складных игрушек из бумажных полос. Технология работы с бумажными кольцами. Выполнение приемов работы с бумагой: разметка круга по трафарету, полукругу; вырезание по кругу, симметричное вырезание; сборка колец-заготовок. Изготовление игрушек из бумажных колец. Рассказ о технологии изготовления отдельных частей цепочки по вопросам педагога. Рассмотрение карнавальных масок и полумасок. Изготовление карнавальной полумаски. Освоение приемов работы с бумагой: разметка бумаги и картона по трафаретам (полушаблонам) сложной конфигурации; вырезание по кривым линиям, симметричное вырезание. Рассказ о технологии изготовления полумаски по вопросам. Выполнение приемов работы с бумагой: разметка бумаги и картона по шаблонам; вырезание по кривым линиям, симметричное вырезание; склеивание заготовок. Изготовление открытых коробок способом склеивания с помощью клапанов и оклеиванию их полосками бумаги.
Работа с текстильными материалами. Освоение технологии сшивания деталей изделия строчкой прямого стежка. Повторение видов ручных стежков и строчек. Повторение правил работы с иглой. Выполнение прямых стежков "вперед иголку", "назад иголку". Освоение технологии сшивания деталей изделия строчкой прямого стежка. Выполнение различных видов ручных стежков и строчек. Косой стежок. Освоение технологии сшивания деталей изделия строчкой прямого стежка. Выполнение видов ручных стежков и строчек.
Выполнение шитья строчкой прямого стежка в два приема. Выполнение шитья справа налево с заполнением промежутков между стежками. Выполнение шитья справа налево с заполнением промежутков между стежками. Определение видов украшения изделий. Выполнение технологии изготовления закладки по образцу.
Конструирование и моделирование: изготовление изделия из скорлупы грецкого ореха, пластилина и проволоки по предметно-операционному плану самостоятельно и с частичной помощью педагога.
Изготовление карнавальных головных уборов. Карнавальные головные уборы, применение, способы изготовления, материалы, используемые при их изготовлении.
Конструирование объемных игрушек на основе геометрических тел.
73.7.7.5. Содержание обучения в 4 классе.
Общекультурные и общетрудовые компетенции: выполнение упражнений в дифференцировании и объединении в группы материалов, инструментов и приспособлений.
Подготовка и содержание порядка рабочего места. Соблюдение правил поведения на уроках труда (технологии).
Проведение беседы об искусстве изготовления тряпичных кукол-скруток. Знакомство с видами ткани, ткачество. Проведение беседы о холсте как о ткани с полотняным переплетением нитей.
Знакомство с функциональным назначением изделий из металла. Проведение беседы о видах, свойствах, технологической ручной обработке металлов и об используемых при этом инструментах.
Рассказ о видах проволоки, ее свойствах, приемах сгибания.
Проведение беседы о различных операциях по ремонту одежды.
Технология ручной обработки материалов: работа с бумагой и картоном. Выполнение различных видов работы с бумагой (складывание, вырезание, аппликация, объемное конструирование). Разбор изделия: форма, особенности конструкции изделия и его пространственные отношения. Соблюдение правила разметки бумаги. Складывание из треугольников. Овладение сборкой изделия способом склеивания деталей. Складывание фигурок из бумаги (оригами). Овладение складыванием базовой формы "треугольник" и на его основе - фигурки рыбки.
Нахождение на тактильной линейке длины, заданной в миллиметрах. Разметка заготовки изделия. Изготовление игры "Геометрический конструктор" по плану.
Работа с текстильными материалами. Упражнение в дифференцировании и объединении в группы материалов, инструментов и приспособлений. Изучение плотности переплетения нитей в ткани. Знакомство с процессом ткачества на примере полотняного переплетения нитей. Выполнение приема скручивания ткани. Изготовление куклы-скрутки по плану и самостоятельно. Знакомство со способами отделки изделий из ткани. Разбор изделия, выделение его основных признаков и деталей. Выполнение приема обработки края салфетки способом выдергивания нитей (бахрома).
Работа с бумагой и картоном. Разбор объекта, особенности конструкции изделия. Выполнение технологических операций с бумагой. Освоение приемов разметки округлых деталей изделия по шаблону и вырезания по кривым линиям (овалов). Выполнение черчения окружности с помощью циркуля. Освоение технологических операций: "разметка по шаблону", "вырезание по линии разметки". Вычерчивание окружности с помощью циркуля. Экономное использование бумаги при вычерчивании нескольких окружностей. Определение функционального назначения изделий из бумаги. Знакомство с понятием "развертка". Изготовление изделия на основе развертки. Разбор конструкции изделия, его основные признаки и свойства. Выполнение технологии склеивания клапанов конверта. Знакомство со способами изготовления конвертов. Выполнение сгибания бумаги по заданным условным обозначениям. Изготовление конвертов без клеевого соединения.
Знакомство с изделиями декоративно-прикладного искусства. Знакомство с понятием "геометрический орнамент", рассмотрение пространственного размещения его элементов. Разметка геометрического орнамента с помощью угольника. Разбор изделия, выделение его основных признаков и деталей. Рассказ о функциональном назначении изделий из бумаги, изготовленных на уроках труда (технологии). Выполнение разметки прямоугольника с помощью угольника. Выполнение переплетения деталей из бумажных зигзагообразных полос. Выполнение работы по технологии "свободное плетение" из бумаги.
Работа с текстильными материалами. Рассказ о функциональном назначении изделий из ткани. Разбор изделия, выделение его основных признаков и деталей. Выполнение соединения деталей изделия строчкой косого стежка. Овладение технологией пришивания пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями. Обучение технологии пришивания пуговиц с ушком. Овладение приемами отрезание нитки нужной длины, завязывание узелка на конце нитки. Овладение технологией изготовления и пришивания вешалки.
Работа с металлом. Освоение приемов формообразования: сминание, сжимание, скручивание алюминиевой фольги. Рассказ о функциональном назначении изделий из металла. Проведение беседы о видах, свойствах, технологической ручной обработке металлов и об используемых при этом инструментах.
Рассказ о чертежных инструментах и правилах работы с циркулем. Деление круга на равные части способом складывания. Выполнение склеивания деталей и сборка изделия с помощью клея. Повторение функционального назначения изделий из бумаги. Овладение способом тиражирования для получения большого количества одинаковых деталей. Выполнение деления круга на равные части с помощью угольника. Выполнение склеивания деталей изделия с использованием приема "точечное склеивание". Овладение приемом "надрез по короткой линии". Выполнение вырезания симметричных деталей из бумаги, сложенной пополам. Складывание базовой формы "змей" и использование ее в изделии.
Рассказ об изделиях декоративно-прикладного искусства. Знакомство с видами, свойствами ниток, видами работы с нитками. Выполнение связывания ниток в пучок.
Работа с проволокой. Выполнение приемов формообразования изделий из проволоки.
Работа с древесиной. Выполнение обработки древесины ручными инструментами. Применение карандашной стружки в аппликации. Выполнение приемов получения древесной стружки в процессе заточки карандаша с применением точилки и соединения кусочков карандашной стружки. Освоение технологии клеевой обработки деталей из карандашной стружки. Знакомство с изделиями из древесины. Применение древесных заготовок в аппликации. Выполнение обработки древесины ручными инструментами. Выполнение клеевого соединения деталей из древесины. Разбор аппликации, выделение деталей и их пространственное расположение в композиции.
Конструирование и моделирование: разбор конструкции многодетального изделия. Сборка изделия по намеченному плану.
73.7.8. Планируемые результаты освоения программы по труду (технологии) на этапе начального общего образования.
73.7.8.1. Личностные результаты.
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование способности к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной составляющей;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
формирование чувства гордости за свою Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
формирование готовности к самостоятельной жизни.
73.7.8.2. Предметные результаты.
В результате изучения учебного предмета "Труд (технология)" у слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будут формироваться умения работать с отдельными видами материалов; навыки самообслуживания. Обучающиеся будут овладевать способами обработки материалов в зависимости от их свойств; некоторыми приемами ручной обработки материалов; доступными трудовыми умениями и навыками использования инструментов при обработке отдельных видов материалов; правилами безопасной работы с различными инструментами; умением дозировано использовать остаточное зрение; развивать компенсаторные возможности в ходе овладения трудовыми умениями и навыками.
В результате изучения предмета у слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будут формироваться представления о трудовых профессиях. Они научатся понимать роль труда в жизни человека и использовать приобретенные знания и умения для решения практических задач.
73.7.8.2.1. Предметные результаты в 1 дополнительном классе.
знать правила организации рабочего места;
знать названия и свойства поделочных материалов, используемых на уроках, правила их хранения, санитарно-гигиенические требования при работе с ними;
знать названия инструментов, необходимых на уроках труда (технологии), их устройство, правила техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
знать приемы работы (приемы разметки деталей, приемы выделения детали из заготовки, приемы формообразования, приемы соединения деталей, приемы отделки изделия), используемые на уроках труда (технологии);
организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте с помощью педагога;
разбирать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства;
определять способы соединения деталей с помощью педагога;
составлять стандартный план работы по пунктам с опорой на предметно-операционный план с помощью педагога;
владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки поделочных материалов с помощью педагога;
работать с доступными материалами (глиной и пластилином, природными материалами, с бумагой и нитками).
правила рациональной организации труда, включающей в себя упорядоченность действий и самодисциплину;
самостоятельно находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
работать с доступной для обучающихся наглядностью:
составлять план работы над изделием с использованием предметно-операционного, графического плана и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы;
оценивать свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец);
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами;
выполнять общественные поручения по уборке класса (мастерской) после уроков.
73.7.8.2.2. Предметные результаты в 1 классе.
знать правила организации рабочего места и организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте с помощью педагога;
знать названия и свойства поделочных материалов, используемых на уроках труда (технологии), правила их хранения, санитарно-гигиенические требования при работе с ними;
знать названия инструментов, необходимых на уроках труда (технологии), их устройство, правила техники безопасной работы колющими и режущими инструментами;
называть приемы работы (приемы разметки деталей, приемы выделения детали из заготовки, приемы формообразования, приемы соединения деталей, приемы отделки изделия), используемые на уроках;
анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства;
определять способы соединения деталей с помощью педагога;
составлять стандартный план работы по пунктам с использованием предметно-операционного плана с помощью педагога;
работать с доступными материалами (глиной и пластилином, природными материалами, с бумагой и нитками).
владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки поделочных материалов с помощью педагога.
знать правила рациональной организации труда, включающей в себя упорядоченность действий и самодисциплину.
самостоятельно находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
работать с доступной наглядностью: составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные, графические планы, и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы;
оценивать свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец);
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами;
выполнять общественные поручения по уборке класса (мастерской) после уроков.
73.7.8.2.3. Предметные результаты во 2 классе.
знать правила организации рабочего места;
знать виды трудовых работ, предусмотренные содержанием программы;
знать названия и свойства поделочных материалов, используемых на уроках труда (технологии), правила их хранения и санитарно-гигиенические требования при работе с ними;
знать названия инструментов и приспособлений, необходимых на уроках труда (технологии), их устройство, правила техники безопасной работы колющими и режущими инструментами;
знать технологические операции (разметка деталей, выделение детали из заготовки; формообразование; сборка изделия; отделка изделия);
знать приемы работы (разметки деталей по шаблону, с помощью линейки; разрывания, отрывания резания; сминания, сгибания; склеивания, сшивания, плетения, соединения деталей с помощью винта и гайки; вышивания, аппликация);
подготавливать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте с частичной помощью педагога и самостоятельно;
разбирать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства с частичной помощью педагога и самостоятельно;
определять способы соединения деталей с частичной помощью педагога и самостоятельно;
составлять стандартный план работы по пунктам с использованием предметно-операционного плана с частичной помощью педагога и самостоятельно;
работать с доступными материалами (с бумагой и картоном, текстильными материалами, древесиной и проволокой);
владеть некоторыми технологическими операциями и приемами ручной обработки поделочных материалов с частичной помощью педагога и самостоятельно.
знать правила рациональной организации труда, включающей в себя упорядоченность действий и самодисциплину;
знать названия инструментов и их устройство, правила обращения с ними и рациональное использование их в том или ином виде работы;
знать физические и художественно-выразительные свойства материалов, с которыми работают на уроках труда (технологии);
самостоятельно находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
работать с доступной наглядностью: составлять план работы над изделием с использованием предметно-операционных, графических планов, и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
самостоятельно рассматривать образец несложного изделия, определять его признаки и свойства и планировать ход работы над изделием;
осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы;
оценивать свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец);
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами;
выполнять общественные поручения по уборке класса после уроков.
73.7.8.2.4. Предметные результаты в 3 классе.
знать правила организации рабочего места и уметь самостоятельно его организовывать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);
знать названия и некоторые свойства поделочных материалов, используемых на уроках труда (технологии); знать и соблюдать правила их хранения, санитарно-гигиенические требования при работе с ними;
знать названия инструментов, необходимых на уроках труда (технологии), их устройства, правила техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
знать приемы работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках труда (технологии);
анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства; определять способы соединения деталей;
пользоваться доступными технологическими и инструкционными картами;
составлять стандартный план работы по пунктам;
владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;
работать с доступными материалами;
использовать в работе доступные материалы (глину и пластилин; природный материал; бумагу и картон; нитки и ткань; проволоку и металл; древесину; конструировать из металлоконструктора);
выполнять несложный ремонт одежды.
знать правила рациональной организации труда, включающей в себя упорядоченность действий и самодисциплину;
знать об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
знать виды художественных ремесел;
находить необходимую информацию в учебниках, рабочей тетради;
знать и использовать правила безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдать санитарные и гигиенические требованиями при выполнении трудовых работ;
осознанно подбирать материалы по физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам;
отбирать оптимальные и доступные технологические приемы ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей, экономно расходовать материалы;
использовать в работе разнообразную наглядность: составлять план работы над изделием с использованием предметно-операционных (представленных в виде операций с натуральными предметами, моделями и муляжами) и графических (представленных в виде рельефно-графических изображений) планов, распознавать простейшие (рельефные или по описанию педагога) технические рисунки, схемы, чертежи, читать их и выполнять действия в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировать ход практической работы;
оценивать свои изделия (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами;
выполнять общественные поручения по уборке класса (мастерской) после уроков труда (технологии).
73.7.8.2.5. Предметные результаты в 4 классе.
знать правила организации рабочего места и уметь самостоятельно его организовывать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);
знать названия и некоторые свойства поделочных материалов, используемых на уроках труда (технологии), знать и соблюдать правила их хранения, санитарно-гигиенические требования при работе с ними;
знать названия инструментов, необходимых на уроках труда (технологии), их устройства, знать и соблюдать правила техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
знать и выполнять приемы работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках труда (технологии);
анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства; определять способы соединения деталей;
пользоваться доступными технологическими и инструкционными картами;
составлять стандартный план работы по пунктам;
владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;
работать с доступными материалами;
использовать в работе доступные материалы (глину и пластилин; природный материал; бумагу и картон; нитки и ткань; проволоку и металл; древесину; конструировать из металлоконструктора);
выполнять несложный ремонт одежды.
знать и соблюдать правила рациональной организации труда, включающей в себя упорядоченность действий и самодисциплину;
знать об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
знать виды художественных ремесел;
находить необходимую информацию в учебниках, рабочей тетради;
знать и использовать правила безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдать санитарные и гигиенические требования при выполнении трудовых работ;
осознанно подбирать материалы по физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам;
отбирать оптимальные и доступные технологические приемы ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей, экономно расходовать материалы;
использовать в работе разнообразную наглядность: составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные (представленные в виде операций с натуральными предметами, моделями и муляжами) и графические (представленные в виде рельефно-графических изображений) планы, распознавать простейшие технические рисунки, схемы, чертежи, читать их и выполнять действия в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировать ход практической работы;
оценивать свои изделия (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами;
выполнять общественные поручения по уборке класса (мастерской) после уроков труда (технологии).
(пп. 73.7 в ред. Приказа Минпросвещения России от 17.07.2024 N 495)
(см. текст в предыдущей редакции)
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей