13.1. Система оценки достижения планируемых результатов освоения глухими обучающимися ФАОП НОО для глухих обучающихся (вариант 1.1)

13.1. Система оценки достижения планируемых результатов освоения глухими обучающимися ФАОП НОО для глухих обучающихся (вариант 1.1).

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ являются оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности образовательных организаций и педагогических кадров. Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы образования.

Система оценки достижений обучающимися планируемых результатов освоения АООП НОО для глухих обучающихся (вариант 1.1) призвана решать следующие задачи:

закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие, воспитание глухих обучающихся, на достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и программы коррекционной работы, формирование УУД;

обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП НОО для глухих обучающихся (вариант 1.1), позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов;

предусматривать оценку достижений глухих обучающихся и оценку эффективности деятельности образовательного учреждения;

позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений глухих обучающихся.

Результаты достижений обучающихся в овладении АООП НОО для глухих обучающихся (вариант 1.1) являются значимыми для оценки качества образования.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО для глухих обучающихся (вариант 1.1) предполагает комплексный подход к оценке личностных, метапредметных, предметных результатов образования.

Оценка результатов освоения глухими обучающимися АООП НОО для глухих обучающихся (вариант 1.1) (кроме программы коррекционной работы) осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

13.2. Оценка результатов освоения глухими обучающимися программы коррекционной работы, составляющей неотъемлемую часть АООП НОО для глухих обучающихся (вариант 1.1), осуществляется в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

13.3. При определении подходов к осуществлению оценки результатов освоения глухими обучающимися программы коррекционной работы целесообразно опираться на следующие принципы:

1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей глухих обучающихся;

2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся, в том числе в овладении словесной речью (устной и письменной);

3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП НОО, что сможет обеспечить объективность оценки.

13.4. Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения глухими обучающимися программы коррекционной работы выступает наличие положительной динамики развития обучающихся в интегративных показателях. К таким интегративным показателям в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ относятся:

1) сформированность умения слухозрительно воспринимать (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов) речевой материал (фразы, слова, словосочетания, тексты диалогического и монологического характера), связанный с урочной и внеурочной деятельностью обучающихся;

2) сформированность умения слухозрительно воспринимать с помощью индивидуальных слуховых аппаратов речь разных дикторов (педагогических работников и обучающихся);

3) сформированность умения опознавать на слух (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов) речевой материал (фразы слова, словосочетания), связанный с учебной и внеурочной деятельностью, который отрабатывался при реализации программы коррекционной работы; распознавать на слух (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов) незнакомый по звучанию, но знакомый по значению речевой материал, связанный с учебной и внеурочной деятельностью обучающихся; воспринимать на слух (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов) тексты диалогического и монологического характера (до 10 - 15 предложений), опознавать фразы, слова и словосочетания из текста, предъявленные вразбивку, отвечать на вопросы и выполнять задания, пересказывать тексты, вести диалог по содержанию текста;

4) способность говорить внятно, то есть понятно для окружающих, и достаточно естественно, в нормальном темпе, пользоваться голосом нормальной высоты, силы и тембра, воспроизводить слова слитно, с ударением, сохраняя звуковой состав и соблюдая орфоэпические правила, фразы - слитно или деля паузами на смысловые синтагмы, выделяя логическое и синтагматическое ударения, по возможности соблюдая мелодический контур фраз; владение навыками самоконтроля произношения; знание орфоэпических правил и умения их реализовывать в новых словах; умения использовать в процессе устной коммуникации естественные невербальные средства - мимику лица, позу, пластику (в рамках речевого этикета);

5) сформированность умения вести разговор с двумя и более собеседниками (с помощью и самостоятельно);

6) способность использовать словесную речь как средство достижения цели в новых ситуациях общения (в том числе с новыми сверстниками и незнакомыми взрослыми) при проведении мероприятий школьного и внешкольного характера.

13.5. Результаты освоения глухими обучающимися программы коррекционной работы не выносятся на итоговую оценку.

Обобщенная оценка результатов освоения программы коррекционной работы обучающимися может осуществляться в ходе различных мониторинговых процедур, посредством использования метода экспертных оценок.

Мониторинг, обладая такими характеристиками, как непрерывность, диагностичность, научность, информативность, наличие обратной связи, позволяет осуществить не только оценку достижений планируемых результатов освоения глухими обучающимися программы коррекционной работы, но и вносить (в случае необходимости) коррективы в ее содержание и организацию. В целях оценки результатов освоения глухими обучающимися программы коррекционной работы целесообразно использовать все три формы мониторинга: стартовую, текущую и финишную диагностику:

1. Стартовая диагностика позволяет, наряду с выявлением индивидуальных особых образовательных потребностей и уровня развития компенсаторных возможностей обучающихся, выявить исходный уровень развития интегративных показателей, свидетельствующий о степени влияния нарушений развития на учебно-познавательную и коммуникативную деятельность, их повседневную жизнь (например, выявить стартовый уровень развития у глухого обучающегося словесной речи в коммуникативной функции).

2. Текущая диагностика используется для осуществления мониторинга в течение всего времени обучения на уровне начального общего образования. При использовании данной формы мониторинга можно использовать, в том числе экспресс-диагностику интегративных показателей, состояние которых позволяет судить об успешности (наличие положительной динамики) или неуспешности (отсутствие даже незначительной положительной динамики) глухих обучающихся в освоении планируемых результатов овладения программой коррекционной работы. Данные экспресс-диагностики выступают в качестве ориентировочной основы для определения дальнейшей стратегии: продолжения реализации разработанной программы коррекционной работы или внесения в нее определенных коррективов.

3. Финишная диагностика проводится на заключительном этапе (окончание учебного года, окончание обучения на уровне начального общего образования) и выступает в качестве оценки достижений глухих обучающихся в соответствии с планируемыми результатами освоения ими программы коррекционной работы.

Организационно-содержательные характеристики стартовой, текущей и финишной диагностики разрабатывает образовательная организация с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, их индивидуальных особых образовательных потребностей.

13.6. В случаях стойкого отсутствия положительной динамики в результатах освоения программы коррекционной работы (отсутствие положительной динамики по ряду интегративных показателей) обучающегося при согласии родителей (законных представителей) необходимо направить на расширенное психолого-педагогическое обследование для получения необходимой информации, позволяющей внести коррективы в организацию и содержание программы коррекционной работы.

13.7. Для полноты оценки достижений планируемых результатов освоения глухими обучающимися программы коррекционной работы следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку наличие положительной динамики обучающихся по интегративным показателям проявляется не только в учебно-познавательной деятельности, но и повседневной жизни.

13.8. Оценка результатов деятельности образовательной организации осуществляется в ходе ее аккредитации, а также в рамках аттестации педагогических кадров. Она проводится на основе результатов итоговой оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО для глухих обучающихся (вариант 1.1) с учетом:

результатов мониторинговых исследований разного уровня (федерального, регионального, муниципального);

условий реализации;

особенностей контингента обучающихся.