73.10. Коррекционно-развивающая область: "Сенсорное развитие"

73.10. Коррекционно-развивающая область: "Сенсорное развитие":

1) осознание необходимости охраны остаточного зрения, умение им пользоваться в учебной и практической деятельности;

2) установление связи между целью деятельности по развитию остаточного зрения и зрительного восприятия, мотивом и результатом развития базовых зрительных функций;

3) развитие зрительного восприятия как перцептивного познавательного процесса;

4) алгоритмизация зрительных действий как компенсаторный способ достижения результата деятельности;

5) анализ объектов с целью выделения опознавательных признаков (цвет, форма, величина, структура);

6) развитие зрительно-моторной координации;

7) использование остаточного зрения в пространственной ориентировке;

8) умение взаимодействовать с партнерами в системе координат "слепой - зрячий", "слепой - слепой" с использованием остаточного зрения;

9) установление связи между целью деятельности по развитию осязания и мелкой моторики, мотивом, результатом предметно-практической деятельности;

10) овладение навыками осязательного обследования;

11) развитие мелкой моторики;

12) развитие учебно-познавательной деятельности в процессе осязания;

13) контроль результата осязательных действий с заданным образцом с целью обнаружения отклонений и отличий;

14) выбор наиболее эффективных и оптимальных способов решения осязательной задачи;

15) алгоритмизация осязательных действий как компенсаторный способ достижения результата деятельности;

16) развитие двигательной сферы и координации движений.

73.10.1. Планируемые результаты освоения коррекционного курса.

В результате изучения курса "Сенсорное развитие" слепые обучающиеся овладеют осязательными навыками, различными способами осязательного обследования. У них будет формироваться культура осязательного обследования, развиваться кожная чувствительность. Они овладеют тактильно-осязательными приемами обследования предметов окружающего мира. У них будет развиваться мышечно-суставное чувство и мелкая моторика (в том числе для овладения рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля) при выполнении предметно-практических действий на уроках, а также во внеклассной деятельности.

У обучающихся будут развиваться навыки коммуникации для установления контактов с окружающими, обогащаться представления о себе и своих возможностях, формироваться образы окружающих людей, развиваться вербальные и невербальные средства общения, расширяться и обогащаться социальный опыт.

У них будет развиваться межличностная система координат "слепой - зрячий", "слепой - слепой". Слепые обучающиеся расширят и углубят знания о себе, своих коммуникативных возможностях.

Слепые обучающиеся осознают значимость остаточного зрения в жизнедеятельности человека для своего дальнейшего развития и успешного обучения. У обучающихся будет формироваться потребность и умение использовать остаточное зрение как дополнительный канал получения информации в разных видах учебной деятельности, в удовлетворении коммуникативной потребности.

Слепые обучающиеся получат возможность познакомиться с ролью зрения в жизни человека, освоить знания и приемы его охраны и поддержания.

Слепой обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевает определенной системой знаний, умений и навыков:

способами осязательного обследования; повышение кожной чувствительности, развитие моторики кистей рук;

умением использовать осязание и мелкую моторику в повседневной жизнедеятельности, в учебной деятельности;

умением определять по голосу эмоциональное состояние человека;

умением понимать основные нормы и правила общения;

умением понимать и дифференцировать средства речевого и неречевого общения;

осознанием роли слуха, речи, движений, зрения (для слепых с остаточным зрением) в общении;

умением локализовать, дифференцировать, узнавать звуки в окружающем пространстве, соотносить звук и предмет (объект), который его произвел;

опытом использования остаточного зрения для безопасного передвижения, при организации рабочего места;

опытом оптимального использования остаточного зрения в жизнедеятельности, в том числе в учебной деятельности;

умением выполнять упражнения для снятия зрительного утомления, повышения тонуса глаз;

опытом соблюдения гигиены глаз и гигиенических требований к оптическим средствам коррекции;

опытом использования тифлотехнических средств получения точной зрительной информации;

умением использовать обоняние для опознания предметов и объектов, востребованных в жизнедеятельности, умение локализовать, дифференцировать запахи в окружающем пространстве;

умением узнавать и назвать с помощью остаточного зрения форму, размер и цвет объектов и предметов окружающего мира;

умением понимать предметно-пространственные отношения между предметами и объектами; устанавливать простые причинно-следственные связи.