103.5. Программа формирования УУД

103.5. Программа формирования УУД.

103.5.1. Пояснительная записка.

Программа предусматривает формирование у обучающихся с ТНР: способов деятельности, применяемых в рамках как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях; формирование основ гражданской идентичности личности, ее ценностно-смысловой сферы; развитие умения учиться.

Программа формирования УУД обеспечивает:

успешность (эффективность) обучения в любой предметной области, общность подходов к осуществлению любой деятельности обучающегося вне зависимости от ее предметного содержания;

реализацию преемственности всех уровней образования и этапов усвоения содержания образования;

создание условий для готовности обучающегося с ТНР к дальнейшему образованию, реализации доступного уровня самостоятельности в обучении;

целостность развития личности обучающегося.

103.5.2. Задачи программы:

установление ценностных ориентиров начального образования для обучающихся с ТНР;

овладение обучающимися с ТНР комплексом учебных действий, составляющих операциональный компонент учебной деятельности;

формирование основных компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы, учебная цель, учебная задача, учебные операции);

определение состава и характеристики УУД;

выявление в содержании предметных областей УУД и определение условий их формирования в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях;

формирование способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

103.5.3. Формирование УУД реализуется в ходе изучения системы учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области.

Каждый учебный предмет и коррекционный курс в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

Русский язык. Формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий (процессы анализа, синтеза, установление причинно-следственных связей); развитие знаково-символических действий - замещения, моделирования и преобразования модели - с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития и речевых возможностей каждого обучающегося с ТНР.

Литературное чтение. Формирование всех видов УУД: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных (с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации) - с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития и речевых возможностей каждого обучающегося с ТНР.

Математика. Развитие познавательных УУД, в первую очередь логических и алгоритмических; формирование учебных действий планирования последовательности шагов при решении задач; различение способа и результата действия; использование знаково-символических средств моделирования математической ситуации; формирование общего приема решения задач как УУД - с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития и речевых возможностей каждого обучающегося с ТНР.

Окружающий мир. Учебная работа по своей мотивационной наполненности близка к игровой деятельности с характерной для нее актуализацией соревновательных мотивов, инициативным поведением и активным взаимодействием.

Технология. Становится опорным предметом для формирования системы УУД в начальной школе (планирование, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, добиваться достижения результата) - с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития и речевых возможностей каждого обучающегося с ТНР.