199.5. Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Труд (технология)"
199.5.1. Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Труд (технология)" (предметная область "Технология") включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психолого-педагогических предпосылок к его изучению обучающимися с РАС и умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР, место в структуре учебного плана, подходы к отбору содержания, планируемым результатам.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для изучения в каждом классе на уровне начального общего образования, используются при составлении СИПР, учитывающей общие и специфические потребности обучающегося с РАС и умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР.
Планируемые результаты освоения программы по труду (технологии) регламентируются рамками полезных и значимых умений и навыков, позволяющих обучающимся решать доступные задачи повседневной жизни. Они определяются посредством проведения "метода экспертной группы", в которую включаются специалисты образовательной организации, непосредственно работающие с обучающимся, состав экспертной группы определяется ППк образовательной организации, то есть оценки на основании анализа поведения обучающегося и динамики его развития в повседневной жизни, возрастания возможностей более активного и успешного включения в социальную среду,
199.5.1.1. Пояснительная записка.
199.5.1.1.1. Программа по труду (технологии) на уровне начального общего образования обучающихся с РАС и умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основе требований к результатам освоения АООП НОО, установленными ФГОС НОО ОВЗ и федеральной рабочей программе воспитания.
Значимым аспектом обучения выступает формирование, расширение и систематизация представлений обучающихся с РАС с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР о доступных видах труда. Освоение доступных действий, соединение их в цепочки для получения какой-либо законченной работы, способствует развитию у обучающихся активности, мотивации, произвольности, обеспечивает коррекцию нарушений познавательной сферы, моторики, улучшению понимания речи и регуляции поведения ребенка речью другого человека, развитию коммуникативных и социальных навыков, что улучшает возможности для более самостоятельного участия в социальных ситуациях в образовательной организации, а также за ее пределами.
Для реализации учебного предмета "Труд (технология)" необходимо учитывать особенности обучающихся с РАС и умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): значительные дефициты социально-коммуникативного развития, включая нарушения речевой и неречевой коммуникации, недостаточная ориентированность на другого человека, нарушения совместно-разделенного внимания, подражательности как способа усвоения нового, особенности сенсорного развития (часто по варианту повышенной чувствительности к различным сенсорным стимулам, трудностями объединения различных сенсорных впечатлений - нарушения сенсорной интеграции), в ряде случаев наличие аутостимуляций, негативизма и других поведенческих особенностей. Эти трудности сочетаются с выраженной недостаточностью, фрагментарностью, неравномерностью представлений о предметном и социальном мире, нарушения формирования пространственно-временных представлений, причинно-следственных связей, медленным темпом освоения новых умений и значительными сложностями переноса их из учебной ситуации. Особую сложность представляет недостаточность мотивации к выполнению заданий, значительные нарушения работоспособности, иногда в сочетании с высокой тревожностью, легким возникновением у ребенка выраженных аффективных реакций.
В зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся с РАС и умеренной, тяжелой, глубокой степенью умственной отсталости (интеллектуальных нарушений), ТМНР важно создавать учебную ситуацию с учетом интересов, сильных сторон обучающихся, в которой посредством деления формируемого умения на отдельные шаги и обеспечение помощи в их освоении происходит переход ко все более активному и самостоятельному освоению новых умений. Учет особенностей работоспособности, темпа, необходимого вида помощи позволяет сочетать в процессе обучения освоенные и новые умения, расширять и систематизировать представления об окружающем мире, в том числе за счет освоения различных практических и общеинтеллектуальных умений. Большое внимание должно уделяться реализации междисциплинарного подхода к обучению, тесному взаимодействию с семьей, что проявляется в обеспечении единообразия методов и приемов работы, последовательного повышения самостоятельности в использовании обучающимся новых умений в повседневной жизни.
Для реализации учебной дисциплины "Труд (технология)" обучающимися с РАС и умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) необходимо создание специальных образовательных условий, которые основаны на их особых образовательных потребностях:
обеспечение особой четкой пространственной и временной организации среды;
использование специальных методов, приемов и средств обучения, обеспечивающих реализацию "обходных путей" обучения в связи с нарушениями социально-коммуникативного развития и интеллектуальными нарушениями;
индивидуализация обучения с учетом структуры нарушения и вариативности их проявлений;
специальная поддержка обучающегося в развитии возможностей коммуникации, в том числе при помощи средств альтернативной и дополнительной коммуникации и ассистивных технологий;
получение и систематизация социального опыта посредством создания ситуаций успешного участия в совместной деятельности с педагогом и другими обучающимися;
практико-ориентированный характер содержания образования;
последовательное сокращение помощи педагога по мере освоения и стойкого использования усвоенных умений обучающимся в рамках организованных занятий, расширение возможностей использования полученных умений в повседневной жизни.
Реализация учебной дисциплины "Труд (технология)" с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с РАС и умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР при создании специальных образовательных условий позволит обучающимся овладеть доступными видами труда с использованием различных материалов и инструментов; овладеть практическими и общеинтеллектуальными умениями, которые обеспечивают возможность понимания свойств, качеств, функционального предназначения объекта предстоящей деятельности, планирования при помощи педагога последовательности выполнения заданий, умения осуществлять текущий контроль посредством сравнения с образцом (элементом предметного или графического плана); научиться рациональным, правильным действиям при выполнении трудовых заданий.
Коррекционно-развивающая направленность содержания учебного предмета проявляется в возможностях использования обучения для: развития всех составляющих деятельности (мотивации, практических и оценочных умений), коррекции нарушений познавательной сферы, развития произвольности и самостоятельности, расширения социального опыта и формирования социальных навыков.
199.5.1.1.2. Основной целью предмета является освоение и развитие практических и общеинтеллектуальных умений, повышающих успешность освоения доступных видов труда, обеспечение возможностей участия в совместной деятельности, а также способствующих возрастанию произвольности и самостоятельности использования полученных умений в организованной среде и жизни.
199.5.1.1.3. Программа по труду (технологии) направлена на решение системы образовательных, развивающих воспитательных и коррекционных задач.
Основными задачами программы являются:
формирование мотивации, интереса к участию в доступных видах труда;
формирование и уточнение представлений о социальном и предметном мире в процессе организованной деятельности;
формирование умений, обеспечивающих возможности анализа объекта предстоящей деятельности и оценки правильности его выполнения посредством использования специальных приемов;
формирование элементарных знаний и базовых представлений о материалах, инструментах, способах их использования;
формирование и развитие доступных практических умений, обеспечивающих участие в доступных видах труда;
развитие активности, произвольности поведения в рамках участия в совместной деятельности;
расширение социального опыта, развитие коммуникативных и социальных умений в процессе участия в общей деятельности с другими людьми, в том числе с использованием средств альтернативной дополнительной коммуникации;
освоение доступных цепочек действий, простых алгоритмов выполнения типичных работ и повышение самостоятельности их использования в жизни;
коррекция нарушений восприятия, внимания, мышления, памяти, речи;
коррекция нарушений мелкой моторики и опто-моторной координации;
развитие базовых пространственных и временных представлений;
развитие пространственной ориентировки, зрительно-моторной координации, мышления, развитие речи, усвоение элементарного технического словаря.
199.5.1.1.4. Основные принципы и подходы к реализации учебного предмета "Труд (технология)".
В основу разработки рабочей программы для обучающихся с РАС и умеренной, тяжелой, глубокой степенью умственной отсталости (интеллектуальных нарушений), ТМНР заложены деятельностный, индивидуальный и дифференцированный подходы.
Необходимость использования деятельностного подхода определяется пониманием того, что развитие личности обучающегося происходит в процессе деятельности. В процессе собственных действий и взаимодействия с другими людьми в деятельности происходит освоение нового, освоение обучающимся на доступном уровне социально-культурного опыта человечества.
Индивидуальный подход предполагает учет сильных и слабых сторон развития обучающегося для выбора и реализации наиболее эффективных методов, приемов и средств, исходя из возрастных, физических и психических возможностей обучающегося, а также его реакции на те или иные влияния окружающей среды.
Дифференцированный подход предполагает учет особых образовательных потребностей обучающихся, выделение типологических групп обучающихся для более успешного достижения результатов обучения в процессе групповых форм работы.
В основу программы "Труд (технология)" положены следующие принципы:
принцип практико-ориентированной направленности;
принцип коррекционной направленности;
принцип воспитывающей направленности;
принцип учета типологических и индивидуальных психофизических особенностей развития обучающихся;
принцип системности и преемственности;
принцип стойкости усвоения умений и навыков в процессе обучения;
принцип командного взаимодействия и сотрудничества с семьей.
199.5.1.2. Содержание программы "Труд (технология)" включает характеристику основных структурных единиц (модулей): "Работа с пластическими материалами", "Работа с бумагой и картоном", "Работа с природными материалами", "Работа с нитями и тканью", "Работа с древесиной и конструктором", "Растениеводство".
Предложенные модули могут быть заменены на другие, исходя из возможностей образовательной организации, региональных возможностей, связанных с организацией трудовой занятости лиц с ОВЗ и инвалидностью.
199.5.1.2.1. В процессе освоения программы "Труд (технология)" обучающиеся с РАС и умеренной, тяжелой, глубокой степенью умственной отсталости (интеллектуальных нарушений), ТМНР формируют умения, способствующие усвоению и развитию набора компетенций, позволяющих максимально самостоятельно (в соответствии с имеющимися психофизическими возможностями) решать различные бытовые задачи.
199.5.1.2.2. В программе учебного предмета "Труд (технология)" обеспечивается реализация межпредметных связей с учебными предметами и коррекционными курсами предметных областей "Окружающий мир": "Окружающий социальный мир", "Домоводство", "Окружающий природный мир" - представления о живой и неживой природе, людях, их деятельности, отношениях и правилах взаимодействия; "Математика" - сенсорные эталоны, элементарные математические представления, используемые в обучении труду; "Изобразительная деятельность" - представления о способах передачи окружающего мира на плоскости и в объеме, эстетическое восприятие красивого в жизни и искусстве; "Язык и речевая практика" - использование средств речевой и неречевой коммуникации в процессе деятельности с другими людьми; а также связь с коррекционными курсами, способствующими двигательному, эмоциональному, коммуникативно-речевому, сенсорному развитию, а также освоению предметно-практической деятельности.
199.5.1.2.3. Общее число часов, отводимых на изучение учебного предмета "Труд (технология)" в 2 - 4 классах - 272: 68 часов во 2 классе, по 102 часа в 3 - 4 классах.
По усмотрению образовательной организации это число может быть увеличено за счет части, формируемой участниками образовательных отношений.
199.5.1.3. Содержание обучения.
В качестве пропедевтического этапа, формирующего готовность к обучению доступным видам труда обучающихся с РАС и умеренной, тяжелой, глубокой степенью умственной отсталости (интеллектуальных нарушений), ТМНР выступает обучение в рамках учебного предмета "Изобразительная деятельность" и коррекционного курса "Предметно-практические действия", которые включены в учебный план двух дополнительных первых и 1 класса.
199.5.1.3.1. Содержание обучения во 2 классе.
Работа с пластическими материалами.
Основные виды пластических материалов (глина, пластилин, воск, соленое тесто). Уточнение свойств пластических материалов в процессе действий с ними (изменяют форму).
Подготовка рабочего места для работы с пластическими материалами (повторяя действия педагога, пошагово выполняя действия вслед за педагогом).
Узнавать глину, воск, соленое тесто среди других материалов (1 - 2 материала в зависимости от возможностей учреждения, сенсорных особенностях обучающихся). Практические умения: разминать, отщипывать часть от целого, раскатывать жгуты (колбаски), катать шары в ладонях и на подкладной доске, соединять части изделия, примазывая (в том числе при помощи воды, шликера).
Работа с глиной (пластилином, соленым тестом). Раскатывать пласт на подкладной доске и ткани, используя скалку (при пошаговой помощи педагога). Вырезать при помощи форм, трафаретов из пласта фигуры. Декорировать их отпечатками пальцев, штампами, природными материалами. Обрабатывать края изделия из пласта влажной губкой. Делать отверстие в плоскостной поделке. Лепить предметы округлой и вытянутой формы (фрукты, овощи и другие).
Раскрашивать изделия при помощи кистей подходящими красками: ангобы для глины, акварельные краски или гуашь для соленого теста. Примерные изделия: ягоды, фрукты, подвесные фигурки к праздникам, плоские панно.
Работа с воском и вощиной. Группировать куски, геометрические фигуры из вощины по форме и величине. Сминать воск в руках, раскатывать жгуты (колбаски) в ладонях. Складывать вощину пополам, отламывать по сгибу от основной части. Выполнять аппликации, помещая и фиксируя кусочки вощины на части изображения на картоне. Делать свечи из вощины путем скручивания. Декорировать свечи из вощины.
Подготовка рабочего места для работы с бумагой и картоном (повторяя действия педагога, пошагово выполняя действия вслед за педагогом). Бумага, картон, сортировка бумаги по цвету, фактуре. Сминание, сгибание, разрывание бумаги. Выполнение поделок из смятой бумаги (снежки, гирлянда из снежков), отрывная аппликация (вклеивание бумаги в контур предмета). Складывание бумаги по линии при помощи гладилки. Наклеивание наклеек, рисунков на клеевой основе на развороты открытки, книжки (полученные путем складывания листа бумаги пополам), приклеивание при помощи клея недостающих деталей на незаконченные рисунки аппликации (колеса машине, окна в доме). Наклеивание фотографий, рисунков на заготовки из цветного картона (картина в рамке). Выполнение несложных аппликаций путей наклеивания элементов из бумаги на картон при помощи клея.
Работа с природными материалами.
Узнавание природных материалов, с которыми обучающийся встречается в жизни. Группировка природных материалов по виду, форме, величине. Наклеивание природных материалов на основу (бумагу картон). Изготовление кормушек для птиц (смешивание зерен, семян и желатина в формочках). Выполнение комбинированных изделий (пластилин и природные материалы) - аппликации, поделки.
Узнавание ткани среди других материалов. Группировка кусочков ткани по цвету, узору (вариант лото, мемори). Первичные представления о свойствах и назначении ткани (соотнесение с материалом реальных предметов одежды). Группировка нитей, шнурков (нахождение одинаковых из нескольких). Сматывание и разматывание шнура, веревки, развязывание бантов, простых углов. Нанизывание бусин на шнурок. Завязывание двух частей шнура узлом. Выполнение шнуровки при помощи цветных шнурков, нитей по проколам на картоне, фанерной заготовке. Прикрепление элементов аппликации к картонной основе при помощи шнура по проколам, завязывание узла.
Работа с древесиной и конструктором.
Узнавание материалов (кубики, детали конструктора). Группировка элементов конструктора по форме, цвету, величине. Строительство построек из деревянных брусков, элементов пластмассового, магнитного конструктора. Строительство по подражанию педагогу, по образцу, по фотографии постройку из 2 - 6 элементов (башня, забор, геометрические фигуры и прочее). Выполнение подвижных аппликаций из элементов, совпадающих по цвету и форме с деталями конструктора, на доске, индивидуальном планшете (формирование связи между поделкой и ее плоскостным изображением). Вкладывание элементов (вкладышей) в деревянные доски, выкладывание орнаментов (чередование геометрических фигур 1/1 или 2/2) на столе, Изготовление поделок с использованием деревянных прищепок и картонной основы для декорирования интерьера (солнышко, цветок, ежик).
Подготовка рабочего места. Пересыпание песка, земли при помощи совка из мешка, контейнера в горшок. Сортировка горшков по величине (большие и маленькие). Наливание воды в стакан, лейку. Полив земли. Высаживание луковиц, зелени. Рыхление земли. Полив растений. Составление букетов из цветов, осенних листьев, веточек.
199.5.1.3.2. Содержание обучения в 3 классе.
Работа с пластическими материалами.
Подготовка рабочего места (повторяя действия за педагогом, опираясь на визуальные подсказки, например, обозначенные места (фото или контур) для размещения материалов). Узнавание пластических материалов. Соблюдение правил безопасности при работе с пластическими материалами. Соотносить поделку, изделие и материал, из которого она была изготовлена. Соотносить поделку с ее изображением (фотографией или точным цветным рисунком). Выполнять практические действия вслед за педагогом при изготовлении работы.
Практические умения: разминать, отщипывать часть от целого, раскатывать жгуты (колбаски), катать шары в ладонях и на подкладной доске, соединять части изделия, примазывая (в том числе при помощи воды, шликера), делать отверстия при помощи палочки, трубочки, продевать шнурок, веревку в отверстие готового изделия (из глины или соленого теста).
Размешивать глину с водой (шликер). Выливать шликер в гипсовую форму для последующего получения предметов посуды (блюдце, подставка под горячее), украшение интерьеров (колокольчик).
Работа с глиной (пластилином, соленым тестом). Раскатывать пласт на подкладной доске и ткани, используя скалку (при помощи педагога). Вырезать при помощи форм, трафаретов, из пласта фигуры. Декорировать их отпечатками пальцев, штампами, природными материалами, стеками. Обрабатывать края изделия из пласта влажной губкой, сухого изделия тонкой наждачной бумагой. Выполнять плоскостные изделия из нескольких деталей, скрепляя их между собой способом, предусмотренным материалом.
Раскрашивать изделия при помощи кистей подходящими красками: ангобы для глины, акварельные краски или гуашь для соленого теста, используя несколько цветов и ориентируясь на образец при выборе цвета.
Работа с воском и вощиной. Узнавать вощину среди других материалов. Складывать вощину по линии сгиба, отламывать по сгибу от основной части. Выполнять аппликации, помещая и фиксируя кусочки вощины на части изображения на картоне. Делать свечи разной высоты и толщины из вощины путем скручивания. Декорировать свечи из вощины.
Подготовка рабочего места для работы с бумагой и картоном (повторяя действия педагога, пошагово выполняя действия вслед за педагогом). Бумага, картон, сортировка бумаги по цвету, фактуре. Сминание, сгибание, разрывание бумаги. Выполнение поделок из смятой бумаги (снежки, гирлянда из снежков), отрывная аппликация (вклеивание бумаги в контур предмета). Складывание бумаги по линии при помощи гладилки. Наклеивание наклеек, рисунков на клеевой основе на развороты открытки, книжки (полученные путем складывания листа бумаги пополам), приклеивание при помощи клея недостающих деталей на незаконченные рисунки аппликации (колеса машине, окна в доме). Наклеивание фотографий, рисунков на заготовки из цветного картона (картина в рамке). Выполнение несложных аппликаций путей наклеивания элементов из бумаги на картон при помощи клея.
Работа с природными материалами.
Узнавание природных материалов, группировка природных материалов по виду, форме, величине. Исключение природных материалов ненадлежащего качества (поврежденных). Наклеивание природных материалов на основу (бумагу картон) для получения аппликаций. Изготовление комбинированных поделок из природного материала и бумаги, картона, пластилина по образцу и пошаговой помощи педагога.
Группировка кусочков ткани по цвету, узору (вариант лото, мемори), соотнесение кусочков ткани с материалом реальных предметов одежды, головных уборов. Группировка нитей, шнурков (нахождение одинаковых из нескольких). Сматывание и разматывание шнура, веревки, развязывание бантов, простых узлов, связывание нескольких нитей между собой. Нанизывание бусин на шнурок с чередованием элементов по цвету, форме или величине. Выполнение шнуровки при помощи цветных шнурков, нитей по проколам на картоне, фанерной заготовке, использование двух-трех нитей, шнуров при выполнении шнуровки. Прикрепление элементов аппликации к картонной основе при помощи шнура по проколам.
Ножницы. Безопасное использование ножниц. Отрезание нити, шнурка при помощи ножниц.
Работа с древесиной и конструктором.
Узнавание материалов и инструментов (кубики, детали конструктора, шуруп, гайка, опилки - в зависимости от возможностей обучающихся металлические крупные или пластмассовые).
Строительство построек из деревянных брусков, элементов пластмассового, магнитного конструктора. Закручивание и раскручивание гаек. Строительство по подражанию педагогу, по образцу, по фотографии постройку из 3 - 7 элементов (башня, забор, геометрические фигуры). Выполнение подвижных аппликаций из элементов, совпадающих по цвету и форме с деталями конструктора, на доске, индивидуальном планшете (формирование связи между поделкой и ее плоскостным изображением). Выкладывание орнаментов (чередование геометрических фигур 1/1 или 2/2) на столе. Изготовление поделок с использованием деревянных прищепок и картонной основы для декорирования интерьера (солнышко, цветок, ежик и прочее). Изготовление поделок путем наклеивания опилок в контур (собачка, дерево).
Подготовка рабочего места. Пересыпание песка, земли при помощи совка из мешка, контейнера в горшок. Определение уровня наполненности горшка землей. Сортировка семян растений по внешнему виду (семена фасоли, гороха, подсолнечника). Наполнение лейки водой. Полив земли. Определение достаточности полива. Высаживание семян зелени, цветов. Полив растений. Составление букетов из цветов, осенних листьев, веточек по образцу.
199.5.1.3.3. Содержание обучения в 4 классе.
Работа с пластическими материалами.
Подготовка рабочего места с использованием визуальных опор и инструкции педагога. Различение пластических материалов. Соблюдение правил безопасности при работе с пластическими материалами. Соотнесение поделки, изделия и материала, из которого она была изготовлена. Соотнесение поделки с ее изображением (фотографией, цветным рисунком). Использование предметно-операционного плана при выполнении простых поделок из пластического материала (анализ этапа выполнения при обеспечении необходимой помощи педагога и использования элемента предметного или графического инструкционного плана). Анализ образца, выбор материала (по цвету), необходимого для выполнения поделки (в том числе посредством использования приема сличения).
Практические умения: разминать, отщипывать часть от целого, раскатывать жгуты (колбаски), катать шары в ладонях и на подкладной доске, соединять части изделия, примазывая (в том числе при помощи воды, шликера), делать отверстия при помощи палочки, трубочки, продевать шнурок, веревку в отверстие готового изделия (из глины или соленого теста), декорировать поверхность изделия при помощи штампов, стеки, других фактурных материалов.
Работа с глиной (пластилином, соленым тестом). Раскатывать пласт на подкладной доске и ткани, используя скалку (при помощи педагога). Вырезать при помощи форм, трафаретов, из пласта фигуры. Декорировать их отпечатками пальцев, штампами, природными материалами, стеками. Обрабатывать края изделия из пласта влажной губкой, сухого изделия тонкой наждачной бумагой. Выполнять плоскостные изделия из нескольких деталей, скрепляя их между собой способом, предусмотренным материалом.
Раскрашивать изделия при помощи кистей подходящими красками: ангобы для глины, акварельные краски или гуашь для соленого теста, используя несколько цветов и ориентируясь на образец при выборе цвета.
Размешивать глину с водой (шликер). Заливать шликер в гипсовую форму для последующего получения предметов.
Набивать кусочками глины гипсовые формы, выравнивать поверхность.
Работа с воском и вощиной. Узнавать вощину среди других материалов. Складывать вощину по линии сгиба, отламывать по сгибу от основной части (горизонтальная, вертикальная и диагональная линии). Разрезать полоски из вощины при помощи ножниц (примерная ширина 1,5 см для возможности отрезания на 1 движение ножницами). Выполнять аппликации, помещая и фиксируя кусочки вощины на части изображения на картоне. Делать свечи разной высоты и толщины, подвески из вощины путем скручивания.
Подготовка рабочего места для работы с бумагой и картоном (повторяя действия педагога, пошагово выполняя действия вслед за педагогом). Бумага, картон, сортировка бумаги по цвету, форме, фактуре. Сминание, сгибание, разрывание, разрезание бумаги ножницами, соединение нескольких листов бумаги при помощи степлера. Выполнение плоскостных и объемных поделок из бумаги, включающее несколько операций с опорой на предметный или графический инструкционный план и помощь педагога. Складывание бумаги по линии при помощи гладилки. Вклеивание элементов (наклеек, деталей бумаги) в контур, выполнение простых узоров, орнаментов в полосе (закладка, бейдж с именем обучающегося и прочее), на картоне круглой (например, украшение одноразовой тарелки), квадратной, прямоугольной формы (открытки и прочее), рамки для фото.
Наклеивание напечатанных на табличках слов, изучаемых в процессе глобального чтения и картинок, фото на страницы блокнота, создание тематических книг, альбомов по изучаемым в курсе предметных областей "Окружающий мир", "Речь и языковая практика". Помещение фотографий, рисунков на пленку для ламинирования, изготовление материала для ведения в классе календаря природы и труда, дидактических материалов для других уроков, оформления стенда "Мой класс". Пользоваться ламинатором при помощи и контроле со стороны педагога.
Работа с природными материалами.
Узнавание природных материалов, группировка природных материалов по виду, форме, величине. Исключение природных материалов ненадлежащего качества (поврежденных). Изготовление комбинированных поделок из природного материала и бумаги, картона, пластилина по предметному или графическому операционному плану и инструкциям педагога. Использование изготовленных поделок в быту для украшения. Помещение природных материалов (сухие листья, цветы) в разворот пленки для ламинирования, изготовление вместе с педагогом материалов для оформления календаря природы и труда, украшения помещения, подарков близким. Работа с картоном (изготовление коллективных поделок (макетов) из больших картонных коробок, например, город, путем наклеивания деталей из бумаги и аппликаций на картонные коробки.
Группировка кусочков ткани по цвету, узору (вариант лото, мемори), соотнесение кусочков ткани с материалом реальных предметов одежды, головных уборов. Группировка нитей, шнурков (нахождение одинаковых из нескольких). Правила безопасности при работе с ножницами. Отрезание шнура, нити нужной длины с использованием мерочки при помощи ножниц. Сматывание и разматывание шнура, веревки, развязывание и завязывание бантов, простых узлов, связывание нескольких нитей между собой. Нанизывание бусин на шнурок с чередованием элементов по цвету, форме или величине. Выполнение шнуровки при помощи цветных шнурков, нитей по проколам на картоне, фанерной заготовке, использование двух-трех нитей, шнуров при выполнении шнуровки. Прикрепление элементов аппликации к картонной основе при помощи шнура по проколам. Пришивание пуговицы к картонной основе по проколам (большие декоративные плоские пуговицы с 2 и 4 отверстиями). Застегивание и расстегивание пуговиц на рамках. Окрашивание ткани (холодный батик).
Работа с древесиной и конструктором.
Узнавание материалов и инструментов (кубики, детали конструктора, шуруп, гайка, опилки - в зависимости от возможностей обучающихся металлические крупные или пластмассовые).
Строительство построек из деревянных брусков, элементов пластмассового, магнитного конструктора. Закручивание и раскручивание гаек. Выполнение простых построек по подражанию, образцу, графическому плану. Выполнение подвижных аппликаций из элементов, совпадающих по цвету и форме с деталями конструктора, на доске, индивидуальном планшете (формирование связи между поделкой и ее плоскостным изображением). Изготовление поделок с использованием фольги (конструирование объемных предметов и опилок (для аппликаций). Инструменты для работы с древесиной. Безопасное использование инструментов (плоскогубцы, отвертка, молоток). Вынимание гвоздей из доски при помощи плоскогубцев. Забивание кнопок, гвоздей при помощи педагога в деревянный брусок (создание панно при помощи кнопок и канцелярских резинок, кораблика).
Подготовка рабочего места. Правила безопасности. Пересыпание песка, земли при помощи совка из мешка, контейнера в горшок. Определение уровня наполненности горшка землей. Наполнение лейки водой. Определение необходимости и достаточности полива. Алгоритм высаживания рассады. Высаживание рассады в кашпо, на клумбу при помощи педагога. Рыхление почвы. Уход за растениями дома и на пришкольном участке.
199.5.1.4. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Планирование и оценка результатов освоения учебного предмета "Труд (технология)" происходит индивидуально, то есть является вариативной для каждого обучающегося с РАС и умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР:
учитывает особенности соматического и психического состояния;
проводится с использованием всех доступных обучающемуся средств речевой и неречевой коммуникации;
способы оценки умений могут проходить как в традиционной форме занятия, так и в процессе непосредственного наблюдения и анализа результатов в собственной практической деятельности обучающегося;
проводится с учетом сильных и слабых сторон, использования возможностей не только "зоны актуального развития", но и "зоны ближайшего развития" обучающегося, что в том числе становится основой для корректировки СИПР;
оценка проводится с учетом следующих критериев: знаний и умений обучающегося на данном уровне образования; возможности применения полученных знаний и умений на практике; активности, адекватности и самостоятельности их применения обучающимся в организованной и свободной ситуации по следующим критериям: самостоятельно, самостоятельно с использованием образца, выполнение по инструкции, выполнение с помощью педагога (взрослого), выполнение совместно с педагогом (взрослым), не выполняет. Результаты оформляются описательно в форме описания желаемого результата.
Требования к результатам освоения учебного предмета "Труд (технология)" представляют собой описание возможных результатов образования обучающихся с РАС и умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР отражают взаимодействие следующих компонентов, а именно - обучающийся с РАС и умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР должен знать и уметь; что из полученных знаний и умений он должен применять в практике; насколько самостоятельно и активно он применяет полученные знания и умения в учебной ситуации и жизни.
199.5.1.4.1. Планируемые результаты освоения учебного предмета тесно связаны с формированием жизненных компетенций:
адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении: знает и соблюдает правила поведения на занятиях; принимает участие в совместной деятельности с другими обучающимися и с педагогом; проявляет интерес к отдельным видам деятельности в рамках учебного процесса; по мере возможностей стремится выполнять предложенное задание; привлекает внимание педагога при возникновении затруднений, просит о помощи, в том числе при помощи средств альтернативной дополнительной коммуникации;
владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни: понимает последовательность часто повторяющихся событий; включается в предлагаемые виды деятельности, ориентируется на поведение другого человека при участии в выполнении типичных заданий, дел;
осмысление и дифференциация картины мира, понимание ее пространственно-временной организации: ориентируется в повторяющихся событиях, заданиях, выделяет начало, середину и окончание у задания, события; может использовать визуальные опоры в организации рабочего места, выполнении доступной поделки; правильно использует знакомые предметы; возвращает предметы на место после использования;
навыки безопасного поведения и принятия решений: правильно и безопасно использует материалы и инструменты в процессе деятельности; делает выбор из нескольких предложенных вариантов; осознает ситуацию затруднения в привычном действии, может привлечь внимание, попросить о помощи;
владение социальными навыками: ориентирован на другого человека в процессе совместной деятельности (смотрит на человека и его действия); ждет своей очереди; приемлемым способом выражает просьбу, отказ; ориентируется на поведение другого человека (подражает действиям педагога и других обучающихся); соблюдает очередность во взаимодействии.
199.5.1.4.2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В силу особенностей социально-коммуникативного и личностного развития обучающихся с РАС и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) достижение жизненных компетенций может быть в значительной степени затруднено. Динамику в достижении результатов оценивают посредством составления подробной характеристики развития обучающегося, анализ динамики его жизненных компетенций, базовых учебных действий в ходе текущей аттестации.
Оцениваются две группы результатов:
личностные результаты (определяют сформированность мотивации к участию в совместной деятельности, обучению, познанию, социальные навыки и личностные качества);
предметные результаты (содержат перечень умений, специфичных для предметной области "Технология", деятельности по приобретению новых умений и навыков и их применения).
Личностные результаты обучающихся:
Восприятие других людей (педагога, одноклассников) как участников взаимодействия.
Социально-эмоциональное, доброжелательное участие в процессе общения и совместной деятельности с педагогом и одноклассниками.
Формирование и развитие адекватных представлений об окружающем предметном и социальном мире.
Овладение социально-бытовыми, предметно-практическими умениями, необходимыми в школе и повседневной жизни.
Готовность к участию в выполнении посильных дел в рамках школьного обучения и в быту.
Владение элементарными навыками коммуникации (речевой, неречевой, при помощи средств альтернативной дополнительной коммуникации) и использование их в общении и совместной деятельности с педагогом и другими обучающимися.
Владение общепринятыми правилами поведения, соблюдение правил безопасного поведения в школе и в быту.
Наличие интереса к участию в практической деятельности, стремление к достижению цели в практической деятельности (в заданиях, в повседневной жизни).
Предметные результаты обучающихся оцениваются на основании сравнения демонстрируемого поведения на этапе начала обучения и при проведении мониторинга достижения предметных результатов. Достижения предметных результатов, как и отсутствие положительной динамики должно учитываться при изменении содержания СИПР на следующем этапе, в следующем классе:
в результате обучения во 2 классе обучающийся с РАС и умеренной, тяжелой, глубокой степенью умственной отсталости может демонстрировать достижения следующих предметных результатов:
узнавать некоторые материалы и инструменты, используемые в обучении труду;
при помощи педагога организовывать рабочее место;
совершать практические действия с материалами и инструментами в процессе совместной деятельности с педагогом;
выделять начало, середину и окончание задания;
выполнять простые поделки из глины (раскатывание пласта глины и вырезание плоских изделий при помощи формочек);
выполнять простые аппликации, вклеивая части пластилина в контур изображения;
при помощи педагога скатывать пластические материалы (делать жгуты, колбаски);
при помощи педагога лепить из пластилина предметы круглой и вытянутой формы, соотносить их с образцом и реальными предметами (яблоко, банан);
сортировать бумагу по цвету, фактуре;
сминать и рвать бумагу, используя ее для выполнения поделок (аппликация из отрывной бумаги, снежки), работа с бумагой и картоном (14 часов);
складывание бумаги по линии при помощи педагога;
наклеивание наклеек, рисунков на клеевой основе на развороты открытки, книжки;
приклеивание деталей из бумаги на основу при помощи клея;
нанизывание бусин крупного диаметра на шнурок;
строительство по подражанию педагогу из конструктора, деревянных брусков;
пересыпание земли при помощи совка;
составление букета из срезанных цветов;
в результате обучения в 3 классе обучающийся с РАС и умеренной, тяжелой, глубокой степенью умственной отсталости может демонстрировать достижения следующих предметных результатов:
организовывать рабочее место с минимальной помощью педагога;
узнавать материалы и инструменты, используемые в обучении труду;
правильно действовать некоторыми инструментами;
соотносить поделку и материал, из которого она изготовлена (выбор из 2 вариантов);
соотносить поделку и ее фотографию или точный цветной рисунок (выбор из 2 значительно отличающихся вариантов);
выполнять практические действия вслед за педагогом при изготовлении работы;
выполнять с возрастанием самостоятельности типичные поделки, из нравящихся обучающемуся материалов;
раскрашивать изделия при помощи кистей подходящими красками;
наклеивать наклейки, рисунки и фотографии на развороты открытки, блокнота;
выполнять несложные аппликации путей наклеивания элементов из бумаги на картон при помощи клея;
группировать природные материалов по виду, форме, величине;
сматывать и разматывать шнур, веревку;
продевать шнуры в отверстия в картоне, выполнять шнуровки;
выполнять подвижные аппликации из элементов, совпадающих по цвету и форме с деталями конструктора, на доске, индивидуальном планшете для формирования связи между поделкой и ее плоскостным изображением);
наполнять землей горшок, поливать землю, растения при помощи педагога;
в результате обучения в 4 классе обучающийся с РАС и умеренной, тяжелой, глубокой степенью умственной отсталости может демонстрировать достижения следующих предметных результатов:
организовывать рабочее место с использованием образца и помощи педагога;
узнавать материалы и инструменты, используемые в обучении труду;
правильно действовать некоторыми инструментами, совершать цепочку действий;
соотносить поделку и материал, из которого она изготовлена (выбор из 3 вариантов);
соотносить поделку и ее фотографию или точный цветной рисунок (выбор из 3 значительно отличающихся вариантов);
выполнять практические действия вслед за педагогом при изготовлении работы;
выполнять с возрастанием самостоятельности типичные поделки, из нравящихся обучающемуся материалов;
раскрашивать изделия при помощи кистей подходящими красками;
наклеивать наклейки, рисунки, фотографии на развороты открытки, блокнота;
выполнять несложные аппликации путей наклеивания элементов из бумаги на картон при помощи клея;
группировать природные материалы по виду, форме, величине;
сматывать и разматывать шнур, веревку;
продевать шнуры в отверстия в картоне, выполнять шнуровки;
выполнять подвижные аппликации из элементов, совпадающих по цвету и форме с деталями конструктора, на доске, индивидуальном планшете для формирования связи между поделкой и ее плоскостным изображением);
вкладывать изображения, природные материалы в пленку для ламинирования;
наполнять землей горшка, поливать землю, растения при помощи педагога, сажать при помощи семена при помощи педагога, высаживать рассаду при помощи педагога;
изготавливать дидактический материал, наклеивая изображения, напечатанные слова.
(пп. 199.5 введен Приказом Минпросвещения России от 17.07.2024 N 495)
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей