32. Федеральный учебный план
Федеральный учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки, состав и структуру обязательных предметных областей, курсов коррекционно-развивающей области, внеурочной деятельности, в том числе распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Федеральный учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
32.1. Федеральный учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
32.1.1. Обязательная часть федерального учебного плана определяет состав учебных предметов, обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП НОО для глухих обучающихся, и учебное время, отводимое на их изучение по годам обучения.
Обязательная часть федерального учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального общего образования.
Учебный предмет "Русский язык" является комплексным. На разных годах обучения он представлен следующими учебными предметами:
в 1 дополнительном классе: обучение грамоте; развитие речи (обучение дактильной речи, обучение устной (разговорной и монологической) речи);
в 1 классе: развитие речи; письмо; первоначальные грамматические обобщения (в 2 полугодии);
в 2 и 3 классах: развитие речи; первоначальные грамматические обобщения;
с 4 класса: развитие речи; сведения по грамматике.
Образовательная организация самостоятельна в выборе видов деятельности по каждому предмету, курсу коррекционно-развивающей области (проектная деятельность, практические занятия, экскурсии).
Обязательная часть содержит перечень учебных предметов.
32.1.2. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений предусматривает:
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.
32.1.2.1. Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность, включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной деятельности.
Коррекционно-развивающая область включает следующие коррекционные курсы: "Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи", "Музыкально-ритмические занятия", "Развитие слухового восприятия и техника речи", "Социально-бытовая ориентировка", "Развитие познавательной сферы", которые являются обязательными.
Образовательная организация вправе самостоятельно определять технологии, способы организации деятельности обучающихся по другим направлениям внеурочной деятельности.
Часы коррекционно-развивающей области не входят в предельно допустимую учебную нагрузку, занятия проводятся во внеурочное время. Реализация данной области осуществляется за счет часов, отводимых на внеурочную деятельность (количество часов на коррекционно-развивающую область должно быть не менее 5 часов в неделю в течение всего срока обучения) (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований).
Набор учебных предметов, их соотношение по годам обучения предусматривает оптимальную нагрузку обучающихся на каждом году обучения, обеспечивает качественное усвоение учебных предметов.
Продолжительность урока со 2 класса - 40 минут, в 1 классе (в том числе дополнительном) - 35 минут. Продолжительность перемен между уроками 10 минут, после 2 и 3 уроков - по 20 минут.
Продолжительность фронтального коррекционного занятия составляет в 1 дополнительном и в 1 классах - 35 минут, со 2 класса - 40 минут. Продолжительность индивидуального коррекционного занятия составляет не более 30 минут.
32.2. С целью реализации "ступенчатого" метода постепенного наращивания учебной нагрузки в 1 классе обеспечивается организация адаптационного периода. В 1 классе, включая дополнительный, каждый день проводятся 3 урока. Во время прогулки, динамической паузы происходит уточнение первоначальных математических представлений, используются упражнения по развитию слухового восприятия и словесной речи в коммуникативной функции. Домашние задания даются с учетом индивидуальных возможностей обучающихся. В 1 классе, включая дополнительный, обучение осуществляется без обязательных домашних заданий, без записей в классном журнале. Допустимо предлагать первоклассникам только творческие задания познавательного характера, выполняемые исключительно по желанию. Цель таких заданий - формирование у обучающихся внешних и внутренних стимулов к самостоятельной домашней работе. В 1 четверти возможны только задания организационного характера (приготовить и принести к уроку спортивную форму, природный материал). Во 2 четверти - познавательные задания, для выполнения которых не требуется специально организованного рабочего места. С 3 четверти допустимо завершение в домашних условиях работы, начатой в классе. Общее время на их выполнение не должно превышать 15 минут.
Со 2 класса задания по предметам рекомендуется предлагать по принципу "минимакс": часть задания по предмету обязательна для выполнения, часть - по желанию обучающегося. Время выполнения домашнего задания не должно превышать границ, которые предусмотрены Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Общее время выполнения заданий по всем учебным предметам (вместе с чтением) в 3 классе - до 1,5 часов (90 минут), с 4 класса - до 2 часов (120 минут).
32.3. Расписание уроков составляется отдельно для обязательной, внеурочной деятельности (в том числе коррекционно-развивающей области).
Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью, составляет не более 10 часов (в том числе из них не менее 5 часов в неделю на коррекционно-развивающую область в течение всего срока обучения на уровне начального общего образования) и определяется приказом образовательной организации (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований).
32.4. При реализации данной ФАОП НОО должны быть созданы специальные условия, обеспечивающие освоение обучающимися содержания образовательной программы в полном объеме с учетом их особых образовательных потребностей и особенностей здоровья.
32.5. Федеральный учебный план ФАОП НОО для глухих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1.3).
В учебном плане на коррекционные курсы "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи" (индивидуальные занятия) и "Развитие познавательной сферы" (индивидуальные занятия) количество часов в неделю указано на одного обучающегося.
(п. 32 в ред. Приказа Минпросвещения России от 17.07.2024 N 495)
(см. текст в предыдущей редакции)
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей