47.1. Система оценки достижения планируемых результатов освоения слабослышащими и позднооглохшими обучающимися ФАОП НОО (вариант 2.2)

47.1. Система оценки достижения планируемых результатов освоения слабослышащими и позднооглохшими обучающимися ФАОП НОО (вариант 2.2).

При определении подходов к осуществлению оценки результатов освоения обучающимися АООП НОО целесообразно опираться на следующие принципы:

1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших обучающихся;

2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся;

3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП, что сможет обеспечить объективность оценки.

Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся, самым тесным образом взаимосвязаны и касаются одновременно разных сторон процесса осуществления оценки результатов их образования.

47.2. Основным направлением и целью оценочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ являются оценка образовательных достижений обучающихся.

Система оценки достижений обучающимися планируемых результатов освоения АООП НОО призвана решать следующие задачи:

закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие, воспитание слабослышащих и позднооглохших обучающихся, на достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов НОО, курсов коррекционно-развивающей области и формирование УУД;

обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП НОО, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов НОО;

предусматривать оценку достижений обучающихся, освоивших АООП НОО;

позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.

В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ результаты достижений слабослышащих и позднооглохших обучающихся в овладении АООП НОО являются значимыми как для оценки качества образования, так и для оценки педагогических кадров, деятельности образовательной организации, состояния и тенденций развития системы образования в целом.

47.3. Система оценки достижения слабослышащими и позднооглохшими обучающимися планируемых результатов освоения АООП НОО предполагает комплексный подход к оценке трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

47.3.1. Оценка личностных достижений может осуществляться в процессе проведения мониторинговых процедур, содержание которых разрабатывает образовательная организация с учетом типологических и индивидуальных особенностей слабослышащих и позднооглохших обучающихся, их индивидуальных особых образовательных потребностей.

Мониторинг, обладая такими характеристиками, как непрерывность, диагностичность, научность, информативность, наличие обратной связи, позволяет осуществить не только оценку достижений планируемых личностных результатов, но и корректировать (в случае необходимости) организационно-содержательные характеристики АООП НОО. В целях обеспечения своевременности и объективности оценки личностных результатов целесообразно использовать все три формы мониторинга: стартовую, текущую и финишную диагностику.

Для полноты оценки личностных результатов следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку важным параметром оценки служит формирование у слабослышащих и позднооглохших обучающихся готовности и способности к их проявлению в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной, семейной).

Личностные результаты в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ слабослышащих и позднооглохших обучающихся не подлежат итоговой оценке.

47.3.2. Основным объектом оценки метапредметных результатов освоения обучающимися АООП служит сформированность таких метапредметных действий как:

речевые, среди которых особое место занимают навыки осознанного чтения и работы с информацией;

коммуникативные, необходимые для учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, в том числе со слышащими ровесниками.

Оценка уровня сформированности у обучающихся УУД проводится в форме неперсонифицированных процедур. Содержание оценки, критерии, процедура, состав инструментария оценивания, форма представления результатов разрабатывается ОО с учетом типологических и индивидуальных особенностей слабослышащих и позднооглохших обучающихся, их индивидуальных особых образовательных потребностей.

47.3.3. Оценка предметных результатов овладения АООП НОО (оценка достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным предметам, курсам коррекционно-развивающей области).

Особое значение для продолжения обучающимися образования и ослабления (нивелирования) влияния нарушений развития на их учебно-познавательную и практическую деятельность имеют две группы предметных результатов:

усвоение опорной системы знаний по учебным предметам, входящим в образовательную область (на уровне начального общего образования особое значение для продолжения образования имеет усвоение слабослышащими и позднооглохшими обучающимися опорной системы знаний по русскому языку и математике);

овладение содержанием курсов коррекционно-развивающей области, направленным на выравнивание стартовых возможностей в получении обучающимися образования за счет ослабления влияния нарушений развития на учебно-познавательную и практическую деятельность, профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии.

Оценка достижения обучающимися данной группы предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, диагностические задания, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).

Система оценки предметных результатов, связанных с освоением учебных предметов, предполагает оценку динамики образовательных достижений обучающихся и включает оценку динамики степени и уровня овладения действиями с предметным содержанием, оценку индивидуального прогресса в развитии обучающегося.

Объектом итоговой оценки предметных результатов, связанных с освоением учебных предметов, служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий. Итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых слабослышащими и позднооглохшими обучающимися, с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного предмета.

47.4. Объектом оценки личностных результатов, связанных с овладением содержанием курсов коррекционно-развивающей области, служит готовность обучающихся решать в соответствии с возрастными возможностями учебно-познавательные и практические задачи (с использованием средств, релевантных содержанию курсов коррекционно-развивающей области), проявлять активность и самостоятельность в различных сферах жизнедеятельности.

47.5. В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ при разработке АООП НОО образовательная организация разрабатывает собственную программу оценки предметных результатов данной группы с учетом типологических и индивидуальных особенностей слабослышащих и позднооглохших обучающихся, которая утверждается локальными актами организации. Программа оценки включает:

1) полный перечень результатов, прописанных в содержании ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, которые выступают в качестве критериев оценки. Перечень этих результатов может быть самостоятельно расширен образовательной организацией;

2) перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата.

Пример представлен в таблице.

Критерий

Параметры оценки

Индикаторы

Овладение навыками коммуникации для установления контактов с окружающими (курс коррекционно-развивающей области "Социально-бытовая ориентировка")

сформированность навыков коммуникации со взрослыми

способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми

способность соблюдать принятые нормы коммуникативного поведения в различных ситуациях межличностного взаимодействия

способность обращаться к взрослым за помощью

сформированность навыков коммуникации со сверстниками

способность инициировать и поддерживать коммуникацию с обучающимися класса, школы

способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками (в том числе слышащими)

способность использовать коммуникативное поведение, адекватное конкретной ситуации

владение средствами коммуникации

способность использовать разнообразные средства коммуникации согласно ситуации, уместное использование дактильной (устно-дактильной) и жестовой речи

адекватность использования средств межличностной коммуникации

способность использовать средства межличностной коммуникации адекватные для конкретной ситуации

3) систему оценки результатов (балльная, уровневая, экспертная);

4) документы, в которых отражаются индивидуальные результаты каждого обучающегося (например, "Карта индивидуальных достижений обучающегося");

5) материалы для проведения процедуры оценки результатов;

6) локальные акты образовательной организации, регламентирующие все вопросы проведения оценки результатов.

47.6. Для полноты оценки достижений планируемых результатов следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку важным параметром оценки служит формирование у слабослышащих и позднооглохших обучающихся готовности и способности к их проявлению в повседневной жизни, в различных социальных средах (школьной, семейной).

47.7. На итоговую оценку, результаты которой используются для принятия решения о возможности продолжения обучения на следующем уровне, выносятся предметные результаты, связанные с усвоением опорной системы знаний по учебным предметам и метапредметные результаты. Предметные результаты, связанные с овладением обучающимися содержанием курсов коррекционно-развивающей области, в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, не подлежат итоговой оценке.

47.8. При оценке педагогических кадров (в рамках аттестации), деятельности ОО (в ходе аккредитации), системы образования в целом учитывается оценка достижений обучающимися планируемых результатов освоения АООП НОО. Оценка достижения планируемых результатов освоения АООП НОО осуществляется с учетом результатов мониторинговых исследований федерального, регионального, муниципального уровней, где объектом оценки выступает интегративный показатель, свидетельствующий о положительной динамике обучающихся.