78.11. Физическая культура (Адаптивная физическая культура)

78.11. Физическая культура (Адаптивная физическая культура).

Физкультурно-оздоровительная деятельность:

1. Формирование знаний и представлений: личная гигиена, солнечные и воздушные ванны. Занятия физической культурой. Способы передвижения человека. Виды движений. Физические упражнения. Утренняя гимнастика. Режим дня. Подвижные и спортивные игры (содержание, правила).

2. Азбука движений: положения рук, кистей, ног, стоп, головы. Положения лежа на спине, животе, седы, выпады, повороты. Исходная стойка и ее формирование.

3. Гимнастика: коррегирующие упражнения. Дыхательные упражнения; упражнения для укрепления сводов стопы, развития их подвижности; упражнения на развитие физических качеств; упражнения для глаз; упражнения на развитие мелкой моторики рук, упражнения на координацию.

4. Организующие команды и приемы. Построение друг за другом в любом порядке за учителем, в играх. Построение круга в любом порядке вокруг учителя. Построение в колонну и шеренгу по одному. Построение парами (организованный вход в зал и выход из зала, в играх). Повороты на месте. Размыкание и смыкание приставными шагами. Ходьба на месте.

5. Основные положения и общеразвивающие упражнения. Основная стойка, стойка ноги врозь; основные положения рук; движения прямых рук; движения рук в плечевых и локтевых суставах; поднимание и опускание плеч; поднимание согнутой ноги; движение прямой ноги вперед, в сторону, назад; махи ногой; сгибание и разгибание ног, в положении сидя; поднимание прямых ног поочередно в положении сидя; повороты головы; наклон туловища в сторону; наклон туловища вперед с опорой рук на колени; опускание на оба колена и вставание; упражнения у гимнастической стенки; пружинистые движения; смыкание и размыкание носков; поднимание на носках с перекатом на пятки; имитация равновесия.

6. Гимнастические упражнения прикладного характера - упражнения с предметами:

а) упражнения с гимнастическими палками: способы захвата гимнастической палки. Сгибание и разгибание рук с гимнастической палкой. Повороты туловища с движением рук с гимнастической палкой вперед, за голову, перед грудью. Наклоны туловища вперед, назад, влево, вправо с различными положениями гимнастической палки. Ходьба с гимнастической палкой к плечу, вперед, вверх;

б) упражнения с большими обручами: способы захвата обруча. Сгибание и разгибание рук с обручами. Приседание с обручами в руках, повороты направо, налево, вперед, назад (при хвате обруча двумя руками);

в) упражнения с большими мячами: захваты мяча для выполнения упражнений. Поднимание и опускание мяча. Сгибание и разгибание рук с мячом;

г) упражнения с набивными мячами: захваты мяча. Передача мяча. Повороты туловища налево, направо с мячом в руках. Приседание с мячом (у гимнастической стенки). Катание звучащего мяча доступными способами;

д) упражнения со скакалкой: способы захвата скакалки. Руки вверх, вниз с натяжением сложенной вчетверо скакалки. Повороты туловища со скакалкой в руках (с натяжением).

7. Упражнения для формирования осанки: статические упражнения, стоя у стены, касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами, пятками и локтями; сохраняя позу правильной осанки, сделать шаг вперед, затем назад, вернуться в исходное положение; стоя у стены в позе правильной осанки выполнять движения руками вверх и наклоны туловища; стоя спиной к гимнастической стенке, держась за рейку выше головы, сделать прогибание туловища. Удержание груза (150 - 200 г) на голове в положении основная стойка и стойка ноги врозь.

8. Упражнения прикладного характера на поднимание и перемещение грузов.

9. Упражнения в лазании и ползании: свободное лазание по гимнастической стенке (на 5 - 6 реек); на четвереньках по полу и гимнастической скамейке. Перелезание через препятствия (свободным способом), высота 25 - 30 см, подлезание произвольным способом под препятствия высотой не ниже 40 см.

10. Упражнения в равновесии: упражнения на полу, перешагивание через лежащие на полу предметы (палку, доску, скакалку); перешагивание через веревку, висящую на высоте 10 - 15 см (со страховкой).

11. Ритмические упражнения: ходьба в разном темпе под счет, хлопки, пение и музыку; ходьба с хлопками. Выполнение элементарных движений под музыку.

12. Упражнения на ориентирование. Части тела (руки, ноги, голова, туловище). Общие сведения о положениях, принимаемых ими. Упражнения на формирование пространственных представлений: слева - справа, высоко - низко, спереди - сзади, близко - далеко, рядом, на уровне пояса. Определение направления движения по звуковому сигналу; передвижение к нему шагом и бегом в медленном темпе (при постоянном получении сигнала на расстоянии 10 м); ходьба за звуковым сигналом; ходьба по прямолинейному маршруту в заданном направлении (10 м) без ориентира; катание мяча в озвученную цель. Ориентирование в играх ("Пройди точно", "Найди мяч", "По местам").

13. Легкая атлетика:

упражнения в ходьбе: свободная ходьба в одном направлении всей группой, соблюдая общий темп, ускоренная ходьба, ходьба на носках (тихо), ходьба друг за другом, ходьба врассыпную со свободным движением рук, ходьба с левой ноги, ходьба в обход по залу, держась в полушаге от стены, ходьба с одной стороны на противоположную, ходьба с изменением темпа;

беговые упражнения: бег на месте и в движении по резиновой дорожке; перебежки на расстояние на сигнал; свободный бег в играх;

прыжковые упражнения (выполняются только на матах): легкие подскоки на месте на двух ногах, руки на поясе; свободные прыжки на двух ногах; прыжки в длину с пола на мат (10 - 15 см); прыжки в глубину с высоты 10 - 15 см; прыжки "через ручей" (15 - 20 см); прыжки на месте на двух ногах с поворотом; прыжки на месте с разным положением рук; прыжки в играх;

броски: броски двумя руками большого мяча из-за головы, в пол, стену, набивного мяча (1 кг) разными способами;

метание: малого мяча, камешков, различных легких предметов в направлении звукового сигнала; метание в звучащую цель; метание мячей в играх; метание различных предметов в играх;

14. Лыжная подготовка: строевые упражнения, ходьба с лыжами на плече, передвижение на лыжах; повороты; передвижение в слабом темпе на расстояние.

15. Плавание: подводящие упражнения: вхождение в воду; передвижение по дну бассейна; упражнения на всплывание; лежание и скольжение; упражнения на согласование работы рук и ног. Проплывание учебных дистанций произвольным способом.

16. Подвижные и спортивные игры:

на материале гимнастики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию;

на материале легкой атлетики: игровые задания с метанием и бросками; упражнения на координацию, выносливость и быстроту;

на материале лыжной подготовки: упражнения на выносливость и координацию;

на материале спортивных игр: роллингбола и гандбола;

на материале легкой атлетики: развитие координации: перебежки в шеренгах взявшись за руки; бег в парах за руки; остановка в беге; прыжки на месте на одной ноге и двух ногах поочередно; развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью; бег со страховкой по наклонной в максимальном темпе; броски в стенку мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений; развитие выносливости: ходьба на дистанции в режиме умеренной интенсивности; равномерный бег в режиме умеренной интенсивности; развитие силовых способностей: передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе; переноска набивного мяча на расстояние.

На материале лыжной подготовки: развитие выносливости: передвижение на лыжах в режиме умеренной интенсивности, в чередовании с прохождением отрезков в режиме большой интенсивности, с ускорениями; прохождение тренировочных дистанций;

на материале плавания: развитие выносливости: повторное выполнение освоенных движений.

78.11.1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета:

освоение знаний и представлений об утренней гимнастике, режиме дня;

умение показывать части собственного тела;

умение выполнять определенные движения руками, ногами, корпусом;

развитие физических качеств;

умение выполнять освоенные физические упражнения;

расширение двигательного опыта;

освоение опыта эмоциональной отзывчивости на занятия физической культурой;

коррекция нарушений физического развития.