68.6. Коррекционно-развивающая область: "Охрана, развитие остаточного зрения и зрительного восприятия"

68.6. Коррекционно-развивающая область: "Охрана, развитие остаточного зрения и зрительного восприятия":

1. Охрана зрения и стабилизация зрительных функций.

Зрение и его роль в жизни человека. Зрительная работоспособность. Зрительное утомление. Профилактика зрительного утомления. Упражнения для глаз. Физкультура и зрение. Гигиенические требования к оптическим средствам. Тифлотехнические средства поддержания и улучшения остаточного зрения.

2. Развитие регулирующей и контролирующей роли зрения.

Ориентировка на листе клетчатой бумаги. Выполнение простых графических диктантов (до 4 - 6 команд). Обведение по внешнему и внутреннему контуру. Составление орнаментов из геометрических фигур и выкладывание из мозаики. Размещение предмета в заданной точке.

Использование клетки как меры измерения.

Знакомство с прямой линией, расположенной в разном положении (горизонтальная, вертикальная, наклонная) и их сочетаниями.

Выполнение различных видов штриховок. Нахождение в заданиях закономерности и продолжение их по аналогии.

Зарисовка, конструирование, вырезание геометрических фигур. Выполнение графических работ по готовому образцу и зрительной памяти. Расширение представлений о геометрических фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.

Составление предметов из контуров известных геометрических фигур. Сравнение, выражение в слове результата наблюдения, обоснование своего варианта. Конструирование из геометрических фигур по замыслу и зарисовка результата.

Понятие о симметрии предмета. Расположение предметов в ряд по горизонтали и вертикали на одной линии, сообразуясь с высотой предмета, определяя большие и маленькие строки. Работа с крупной мозаикой.

3. Развитие ориентировочно-поисковой роли зрения.

Формирование умения копировать объекты.

Формировать умение классифицировать письменные буквы алфавита - строчных и заглавных - по равным основаниям: по количеству элементов, по открытости - закрытости букв. Формировать умение искать ошибки и их исправлять. Отыскивание чисел в таблицах. Кроссворды. Заполнение таблиц с использованием шифра. Лабиринты.

Развитие зрительной дифференцировки расстояния между предметами. Зрительная дифференцировка расстояния между предметами (3 предметов). Описание предметов в пространственном положении по зрительной памяти. Использование в речи пространственной терминологии. Восприятие пространственных отношений между частями одного предмета, умение видеть зависимость изменения характеристики предмета от изменения пространственных отношений между частями.

Зрительная оценка пространственных отношений между предметами, оценка положения одного предмета относительно других, отражение этих отношений в практической деятельности.

Развитие умения использовать технические средства для рассматривания мелких объектов на иллюстрациях.

Формирование зрительных способов выделения пространственного расположения предмета в группе предметов, определение изменения его местоположения.

Формирование представлений о протяженности пространства, о расстоянии между предметами в процессе передвижения.

Упражнение в узнавании предметов на большом расстоянии.

Определение удаленности объектов в большом пространстве в зависимости от насыщенности окраски. Перечисление по памяти предметов, наблюдаемых вблизи и вдали.

4. Развитие информационно-познавательной роли зрения.

Совершенствование умения узнавать предметы в натуральном виде и их изображения (реальное, силуэтное, контурное). Выделение главных отличительных признаков предметов одного вида и рода, узнавание по ним предметов в новых усложненных условиях восприятия и в новых причинно-следственных связях.

Совершенствование операций узнавания, локализации из множества, соотнесения, сравнения.

Закрепление представлений о цвете. Совершенствование навыков различения оттенков цветов. Формирование умения создавать цветовые узоры. Совершенствование способности различать цвета при увеличении поля восприятия и расстояния между цветными объектами.

Целостное прослеживание контуров предметов сложной формы. Составление сложной конфигурации из простых форм. Локализация заданных форм из множества других, определения формы предмета или его частей.

Формирование умения узнавания геометрических фигур в разных положениях по основным признакам, несмотря на варьирование несущественных. Сравнение предлагаемых изображений с эталонами. Поиск определенных фигур, предметов, расположенных на зашумленном контуре (до 5 фигур). Узнавание, локализация, соотнесение ранее усвоенных форм, если объект восприятия предлагается в новом пространственном положении.

Сравнение величины предметов по переменным параметрам.

Конструирование по представлению, опираясь на образы зрительной памяти. Использование сформированных представлений для более точного отображения свойств предмета.

Выделение на предметных изображениях схематические изображения (не готовые изображения, а мелкие детали, включенные в изображения).

Рассматривание сюжетной картины по плану. Понимание характера картины: изображения знакомых предметов, ситуации, обстановки, действий, выполняемых персонажами. Описание действий персонажей, изображенных на картине, выделение основных признаков и установление коротких функциональных связей. Выделение главного и называние картины. Использование явлений природы, изображенных на картине для ориентировки во времени.

Узнавание и воспроизведение эмоции и позы человека по схеме. Понимание позы человека и ее истолкование как "застывшего момента" в зависимости от того предмета, с которым действует изображенный на картине человек.

68.6.1. Планируемые результаты освоения коррекционного курса.

68.6.1.1. Предметные результаты.

Слепые обучающиеся осознают значимость остаточного зрения в жизнедеятельности человека для своего дальнейшего развития и успешного обучения. У обучающихся будет формироваться потребность и умение использовать остаточное зрение как дополнительный канал получения информации в разных видах учебной деятельности, в удовлетворении коммуникативной потребности.

Слепые обучающиеся получат возможность познакомиться с ролью зрения в жизни человека, освоить знания и приемы его охраны и поддержания.

Обучающиеся в соответствии со своими зрительными возможностями овладеют опытом сличения, идентификации, локализации в процессе зрительного отражения. У них повысятся остаточные зрительные функции.

Слепым обучающимся будет доступно формирование зрительных образов о предметах и объектах ближайшего окружения жизнедеятельности, в том числе учебной деятельности. Обучающиеся научатся самостоятельно узнавать основные цвета, геометрические фигуры, ориентироваться в цвете, величине и структуре знакомых предметов в условиях их кратковременного зрительного отражения.

Слепые обучающиеся овладеют опытом использования остаточного зрения как дополнительного канала получения информации в познавательной деятельности, пространственной ориентировке, коммуникативной деятельности, в регуляции и контроле практических действий.

Слепой обучающийся научится:

1. Охрана зрения и стабилизация зрительных функций:

оптимально использовать остаточное зрение в жизнедеятельности, в том числе в учебной деятельности;

знать и понимать разнообразие средств профилактики зрительного утомления, использовать актуальные для своего зрения, не имеющие противопоказания;

выполнять упражнения для снятия зрительного утомления;

соблюдать гигиену глаз и гигиенические требования к оптическим средствам коррекции;

использовать тифлотехнические средства получения точной зрительной информации.

2. Развитие регулирующей и контролирующей роли зрения:

выполнять простые содружественные движения глаз и рук;

использовать предметы окружения, в том числе учебные при выполнении предметно-практических действий;

выполнять простые графические действия: раскрашивать, штриховать, обводить по контуру и другое;

использовать остаточное зрение при овладении плоским письмом;

ориентироваться на любом листе бумаги (находить вверх, низ, середину листа, нужную клетку и линейку);

выполнять конструирование по замыслу и зарисовывать результат.

3. Развитие ориентировочно-поисковой роли зрения:

оценивать взаиморасположение предметов в пространстве, узнавать положение предмета в пространстве;

при выполнении заданий составлять простой, схемы, таблицы, диаграммы;

уметь видеть зависимость изменения характеристики предмета от изменения пространственных отношений между частями;

использовать зрение в преодолении препятствий в окружающей предметно-пространственной среде;

понимать возможности своего зрения в получении информации в познавательной деятельности, пространственной ориентировке, коммуникативной деятельности.

4. Развитие информационно-познавательной роли зрения:

узнавать и называть цвета спектра, описывать цвета предметов, находящихся на расстоянии;

узнавать с помощью зрения геометрические фигуры простой формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, шар, куб, цилиндр), контуры, силуэты изображений окружающих предметов, простые пространственные отношения;

конструировать предмет из знакомых геометрических фигур, составлять целое из частей предметного изображения;

узнавать, соотносить, локализовывать ранее усвоенные формы в новом пространственном положении;

определять величины предметов и соотношения величины, опираясь на единицы измерения;

понимать характер картины, осуществляя ее анализ и делая правильные выводы, воспринимать и моделировать позы, движения тела, конечностей, головы, оценивать эмоциональное состояние людей, знать части суток, времена года, режим дня обучающегося;

понимать объективность природы времени;

узнавать и называть в процессе зрительного восприятия предметы и объекты, понимать предметно-пространственные отношения; причинно-следственные связи.

68.6.1.2. Метапредметные результаты:

осознание необходимости охраны остаточного зрения, умение им пользоваться в учебной и практической деятельности;

установление связи между целью деятельности по развитию остаточного зрения и зрительного восприятия, мотивом и результатом развития базовых зрительных функций;

развитие потребности к сенсорно-перцептивной деятельности, использование, использование адекватных учебным задачам способов чувственного познания;

развитие зрительного восприятия как перцептивного познавательного процесса;

оценивание правильности выполнения перцептивного действия на уровне соответствия результатов требованиям поставленной задачи;

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели в условиях зрительной перцептивной деятельности;

алгоритмизация зрительных действий как компенсаторный способ достижения результата деятельности;

анализ объектов с целью выделения опознавательных признаков (цвет, форма, величина, структура);

адекватное использование информационно-познавательной и ориентировочно-поисковой роли зрения;

осуществление аналитико-синтетической деятельности сравнения, сериации и классификации, выбор основания и критериев для указанных логических операций;

развитие зрительно-моторной координации;

использование остаточного зрения в пространственной ориентировке;

умение взаимодействовать с партнерами в системе координат "слепой - зрячий", "слепой - слепой" с использованием остаточного зрения.