25.2. Содержание обучения

25.2. Содержание обучения.

25.2.1. На фронтальных занятиях "Развитие слухового восприятия и техника речи" реализуются три направления работы:

формирование у обучающихся базовых способностей для развития слухового восприятия: умений вычленять разнообразные звуковые сигналы (наличие устойчивой двигательной реакции на неречевые и речевые стимулы) и дифференцировать их по длительности, интенсивности, высоте и тембру при использовании элементарных музыкальных инструментов (игрушек);

развитие восприятия социально значимых неречевых звучаний окружающего мира (уличных сигналов и шумов, бытовых шумов, голосов птиц и животных);

развитие восприятия и воспроизведения устной речи.

Обучение проводится при пользовании обучающимися индивидуальными слуховыми аппаратами, в том числе, в условиях индукционной петли или аппаратуры, использующей радиопринцип или инфракрасное излучение.

Содержание занятий должно быть доступно всем обучающимся класса. При планировании и организации работы необходимо знать, какие звучания элементарных музыкальных инструментов (игрушек) ощущает каждый обучающийся и на каком расстоянии, а также какие звучания окружающего мира (в аудиозаписи) и на каком расстоянии воспринимает каждый обучающийся. Педагогический работник при планировании работы по развитию речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны учитывает доступность содержания работы всем обучающимся класса при реализации преемственности с индивидуальными занятиями "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи" и "Музыкально-ритмическими занятиями", фонетическими зарядками, которые проводятся на каждом уроке и перед подготовкой домашних заданий во внеурочной деятельности. При этом первичные произносительные умения у обучающихся формируются на индивидуальных занятиях, а их закрепление осуществляется как на индивидуальных занятиях, так и на фронтальных занятиях коррекционно-развивающей области, фонетических зарядках, в процессе всей учебной и внеурочной деятельности обучающихся.

25.2.2. Формирование у обучающихся базовых способностей для развития слухового восприятия:

формирование условной двигательной реакции при восприятии на слух различных неречевых звучаний, определения расстояния, на котором обучающиеся воспринимают данные звучания;

различение и опознавание на слух звучаний музыкальных инструментов (игрушек), разных по тембру и высоте; количества звуков; продолжительности их звучания (кратко, долго); характера звуковедения (слитно или неслитно); темпа (нормальный, быстрый, медленный); громкости (нормально, громко, тихо); ритмов (прежде всего, двух-, трех- и четырехсложные, в которых один звук более продолжительный по звучанию, чем другие); высоты (высокие, низкие, средние звуки, повышение и понижение второго звука относительно первого);

определение направления звучания (локализация звучания в пространстве).

25.2.3. Восприятие неречевых звучаний, связанных с окружающим человека звуковым фоном:

различение и опознавание на слух бытовых шумов - шумы бытовой техники, телефонный звонок, стук в дверь, звонок в дверь; голосов животных и птиц (домашних животных - лошади, коровы, овцы, свиньи, собаки, кошки, домашних птиц - петуха, курицы, гусей, цыплят, диких животных и птиц); шумов, связанных с явлениями природы (раскаты грома, шум дождя, завывание ветра, звон капели, плеск реки); городских шумов - сигналы городского транспорта, шумы приближающегося транспорта, сигналы машин службы помощи - скорая, пожарная, полиция, свисток полицейского, залпы салюта; шумов вокзала, метро, аэродрома и речного вокзала (звук приближающегося транспорта, гудки поезда, шум взлетающего самолета, гудки теплохода); шумов военной техники; проявлений физиологического и эмоционального состояний человека - смех, плач, чихание, кашель;

различение и опознавание на слух разговора и пения, мужского и женского голоса;

расширение представлений об окружающей действительности в связи с восприятием неречевых звучаний.

25.2.4. Развитие восприятия и воспроизведения устной речи.

развитие речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи;

закрепление произносительных умений, сформированных на индивидуальных занятиях "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи" (при реализации аналитико-синтетического, концентрического, полисенсорного метода обучения произношению, широком применении фонетической ритмики): проведение специальной работы по развитию речевого дыхания, голоса нормальной высоты, силы и тембра, модуляций голоса по силе и высоте, по закреплению правильного воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи, по развитию умений внятного и достаточно естественного воспроизведения различного речевого материала - слов, словосочетаний, фраз, слогов и слогосочетаний, текстов (преимущественно диалогов), коротких стихотворений, а также по реализации сформированных произносительных умений в самостоятельной речи.