48.7. Коррекционно-развивающая область: коррекционный курс "Развитие слухового восприятия и техника речи"

48.7. Коррекционно-развивающая область: коррекционный курс "Развитие слухового восприятия и техника речи".

48.7.1. Пояснительная записка.

На занятиях "Развитие слухового восприятия и техника речи" у обучающиеся развиваются навыки социокультурной адаптации, регуляции поведения, адекватного взаимодействия в социуме за счет получения более полной информации об окружающей среде при ориентации в социально значимых неречевых звучаниях окружающего мира, совершенствования навыков устной коммуникации. У них расширяются познавательные интересы в связи с получением более полной информации об окружающей среде, формируется готовность применять приобретенный опыт в восприятии неречевых звуков окружающего мира и навыки устной коммуникации при реализации различных проектов для организации учебной деятельности и содержательного культурного досуга, в том числе совместно со слышащими сверстниками. Обучающиеся овладевают базовыми сенсорными способностями, необходимыми для более полноценного развития речевого слуха, восприятия неречевых звучаний, музыки; у них развивается восприятие различных звучаний музыкальных инструментов (игрушек) - барабана, дудки, гармошки, свистка, металлофона, бубна, ксилофона, маракасов, треугольника, румб, неречевых звучаний окружающего мира - бытовых шумов, шумов, связанных с проявлениями физиологического и эмоционального состояния человека, городских шумов, голосов животных и птиц, шумов, связанных с явлениями природы, различение и опознавание разговора и пения, мужского и женского голоса. Наряду с традиционными музыкальными инструментами для обогащения сенсорной сферы обучающихся могут применяться "Звучащие чаши", включающие молоточек и подушечку, "Большой и малый гонги", передающие целую гамму звуков разнообразных по высоте и глубине звучания; шумовые инструменты "Океан", "Дождь", "Ливень", имитирующие различные звуки природы (от легкого прибоя до девятибалльного шторма и от "грибного" дождичка до тропического ливня), "Тамбурины", имеющие десятки возможных способов звукоизвлечения; "Африканские ксилофоны".

Важное значение на занятиях придается развитию слухозрительного и слухового восприятия устной речи, ее произносительной стороны. У обучающихся целенаправленно развиваются мотивы овладения устной речью, достижения высоких результатов в области ее восприятия и воспроизведения, активной устной коммуникации, постоянного пользования индивидуальными слуховыми аппаратами, стремление реализовывать сформированные умения и навыки в процессе устной коммуникации в урочное, внеурочное и внешкольное время.

На фронтальных занятиях "Развитие слухового восприятия и техника речи" реализуются три направления работы:

формирование у обучающихся базовых способностей, необходимых для слухового восприятия: умений вычленять разнообразные звуковые сигналы (наличие устойчивой двигательной реакции на неречевые и речевые стимулы) и дифференцировать их по длительности, интенсивности, высоте и тембру при использовании элементарных музыкальных инструментов (игрушек);

развитие восприятия социально значимых неречевых звучаний окружающего мира (уличных сигналов и шумов, бытовых шумов, голосов птиц и животных);

развитие восприятия и воспроизведения устной речи.

Обучение проводится при пользовании обучающимися индивидуальными средствами слухопротезирования.

Содержание занятий должно быть доступно всем обучающимся класса как с точки зрения восприятия неречевых звучаний, так и в области развития речевого слуха и произносительной стороны речи.

На данных занятиях развитие речевого слуха, слухозрительного восприятия речи, обучение произношению строится на основе преемственности с индивидуальными занятиями. При этом первичные произносительные умения у обучающихся формируются на индивидуальных занятиях, а их закрепление осуществляется как на индивидуальных занятиях, так и на фронтальных занятиях. Это предполагает обязательное совместное планирование специальной (коррекционной) работы по закреплению произносительных умений и навыков, реализацию единых требований к устной речи обучающихся.

Речевой материал - слова, словосочетания, фразы, короткие диалоги, чистоговорки, рифмовки, короткие стихотворения, а также слоги, слогосочетания и отдельные звуки, отбирается с учетом знакомости и необходимости обучающимся в общении на уроках и во внеурочное время, а также в соответствии с фонетической задачей занятия (речевой материал специально насыщен закрепляемыми в данный период обучения элементами звуковой и ритмико-интонационной структуры речи).

Мониторинг включает текущий учет достижения обучающимися планируемых результатов (на каждом занятии) и периодический учет освоения содержания данного коррекционного курса, который проводится в конце каждой четверти. В содержание периодического учета входит изучение результатов работы по развитию у обучающихся слухового восприятия неречевых звучаний - звучаний элементарных музыкальных инструментов (игрушек), звуков окружающего мира, а также восприятия и воспроизведения речевого материала, планируемого вместе с педагогическим работником, ведущим занятия "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи". По результатам мониторинга педагогический работник, ведущий занятия "Развитие слухового восприятия и техника речи" составляет отчет о достижении планируемых результатов обучения по всем его направлениям - развитие слухового восприятия с помощью элементарных музыкальных инструментов (игрушек), развитие восприятия неречевых звучаний окружающего мира, развитие восприятия и воспроизведения устной речи обучающихся, и предоставляет его администрации образовательной организации. Кроме этого, желательно, чтобы данный педагогический работник принимал участие в обследовании восприятия и воспроизведения устной речи, проводимом на индивидуальных занятиях "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи", участвовал в ежегодном составлении характеристики слухоречевого развития каждого обучающегося (совместно с педагогическим работником, ведущим индивидуальные занятия и музыкально-ритмические занятия).

48.7.2. Содержание обучения.

48.7.2.1. Развитие слухового восприятия.

Развитие слухового восприятия неречевых звучаний, различных шумов (с индивидуальными слуховыми аппаратами и без них, или с кохлеарными имплантами (имплантом) и индивидуальным слуховым аппаратом в зависимости от слухопротезирования обучающихся):

звучаний музыкальных инструментов (игрушек), разных по тембру и высоте, определение количества звуков, продолжительности их звучания (кратко, долго), характера звуковедения (слитно или не слитно), темпа (нормальный быстрый, медленный), громкости (нормально, громко, тихо), ритмов (прежде всего, двух-, трех- и четырехсложные, в которых один звук более продолжительный по звучанию, чем другие), высоты (высокие, низкие, средние звуки, повышение и понижение второго звука относительно первого);

неречевых звучаний, связанных с окружающим человека звуковым фоном: бытовых шумов - шумы бытовой техники, телефонный звонок, стук в дверь, звонок в дверь; голосов животных и птиц (домашних животных - лошади, коровы, овцы, свиньи, собаки, кошки, домашних птиц - петуха, курицы, гусей, цыплят, диких животных и птиц); шумов, связанных с явлениями природы (раскаты грома, шум дождя, завывание ветра, звон капели, плеск реки); городских шумов - сигналы городского транспорта, шумы приближающегося транспорта, сигналы машин службы помощи - скорая, пожарная, полиция, свисток полицейского, залпы салюта; шумов вокзала, метро, аэродрома и речного вокзала (звук приближающегося транспорта, гудки поезда, шум взлетающего самолета, гудки теплохода); шумов военной техники, проявлений физиологического и эмоционального состояний человека - смех, плач, чихание, кашель;

разговора и пения, мужского и женского голоса;

определение направления звучания (локализация звучания в пространстве).

Расширение представлений об окружающей действительности в связи с восприятием неречевых звучаний.

Развитие практической ориентации в звучащем мире.

Подбор неречевых звучаний осуществляется по темам: "Бытовые шумы", "Городские шумы", "Звуки природы", "Транспорт", "Голоса диких животных", "Голоса домашних животных", "Голоса перелетных птиц", "Голоса зимующих птиц" и других с учетом общего и слухоречевого развития обучающихся, их познавательных интересов.

Восприятие на слух (с индивидуальными слуховыми аппаратами и без них, с кохлеарными имплантами (имплантом) и индивидуальным слуховым аппаратом в зависимости от слухопротезирования обучающихся) знакомого и необходимого в общении на уроках и во внеурочное время речевого материала (фраз, слов, словосочетаний); восприятие и воспроизведение текстов (в основном, диалогов), отражающих типичные ситуации общения в учебной и внеурочной деятельности.

Восприятие на слух информации по радио, телевидению.

Произнесение отработанного речевого материала голосом нормальной высоты, силы и тембра, в нормальном темпе, внятно и естественно, эмоционально, реализуя сформированные навыки воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи, используя естественные невербальные средства коммуникации (мимику лица, позу, пластику и аналогичное), соблюдая речевой этикет; осуществление самоконтроля произносительной стороны речи, знание орфоэпических правил, их соблюдение в речи, реализация в самостоятельной речи сформированных речевых навыков.

Применение приобретенного опыта в восприятии неречевых звуков окружающего мира и навыках устной коммуникации в учебной и различных видах внеурочной деятельности, в том числе совместной со слышащими людьми разного возраста.

48.7.2.2. Техника речи.

Закрепление произносительных умений и навыков, сформированных на индивидуальных занятиях "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи": правильного пользования речевым дыханием, голоса нормальной высоты, силы и тембра с естественными модуляциями по силе и высоте, воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи, слов, словосочетаний, фраз, текстов (преимущественно диалогов), коротких стихотворений.

48.7.3. Планируемые результаты освоения курса.

Результатами освоения курса являются:

овладение восприятием на слух (с индивидуальными слуховыми аппаратами и без них, или с кохлеарными имплантами (имплантом) и индивидуальным слуховым аппаратом в зависимости от слухопротезирования обучающихся) звучаний музыкальных инструментов (игрушек): наличие устойчивой условной двигательной реакции при восприятии на слух звучаний музыкальных инструментов (игрушек); определение оптимального расстояния при восприятии на слух звучаний музыкальных инструментов (игрушек); определение на слух количества звуков, продолжительности их звучания (кратко, долго), характера звуковедения (слитно или не слитно), темпа (нормальный быстрый, медленный), громкости (нормально, громко, тихо), ритмов, высоты звучания;

умения восприятия на слух (с индивидуальными слуховыми аппаратами и без них, или с кохлеарными имплантами (имплантом) и индивидуальным слуховым аппаратом в зависимости от слухопротезирования обучающихся), словесного определения доступных неречевых звучаний окружающего мира, включая социально значимые бытовые и городские шумы, голоса животных и птиц, шумы, связанные с явлениями природы, шумы, связанные с проявлениями физиологического и эмоционального состояния человека, разговор и пение, мужской и женский голоса;

умения восприятия на слух (с индивидуальными слуховыми аппаратами и без них, или с кохлеарными имплантами (имплантом) и индивидуальным слуховым аппаратом в зависимости от слухопротезирования обучающихся) фраз, слов, словосочетаний, коротких текстов диалогического и монологического характера, отражающих типичные ситуации общения обучающихся;

умения произносить отработанный речевой материал эмоционально, внятно и естественно, использовать при устной коммуникации естественные невербальные средства (соответствующее выражение лица, позу, пластику);

соблюдение сформированных произносительных умений в самостоятельных высказываниях;

при общении с использованием устной речи реализация сформированных коммуникативных действий, соблюдение знакомых правил речевого этикета;

владение тематической и терминологической лексикой, а также лексикой по организации учебной деятельности данного коррекционно-развивающего курса;

применение приобретенного опыта в восприятии неречевых звуков окружающего мира и навыков устной коммуникации в учебной и различных видах внеурочной деятельности (при использовании индивидуальных слуховых аппаратов), в том числе совместной со слышащими обучающимися и взрослыми.