93.2. Чтение (Литературное чтение)

93.2. Чтение (Литературное чтение):

1. Виды речевой и читательской деятельности:

аудирование (слушание): восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов), адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному и художественному произведению.

2. Чтение:

а) чтение вслух: постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания;

б) чтение про себя: осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений);

в) работа с разными видами текста: общее представление о разных видах текста: художественный и учебный, особенности фольклорного текста, понимание слов и выражений, употребляемых в тексте, различение простых случаев многозначности, практическое освоение умения отличать текст от набора предложений, определение темы, главной мысли, структуры текста; деление текста на смысловые части, их озаглавливание, участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления других обучающихся, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст, пересказ текста или его части по его плану и опорным словам;

г) внеклассное чтение: чтение детских книг русских и зарубежных писателей, знание заглавия и автора произведения, ориентировка в книге по оглавлению, ответы на вопросы о прочитанном произведении, пересказ, дикция и выразительность речи, развитие артикуляционной моторики, формирование правильного речевого дыхания, практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях, использование мимики и жестов в разговоре;

д) подготовка речевой ситуации и организация высказывания: составление простых диалогов, определение темы ситуации, обсуждение содержания высказывания, выбор речевой ситуации, составление связного высказывания;

е) культура общения: основные этикетные формы приветствия и прощания, выражения просьбы; употребление "вежливых" слов, составление устного приглашения, поздравления, извинения, использование этикетных форм общения в различных ситуациях.

93.2.1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета.

Слабовидящие обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) смогут осознать значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам. У обучающихся будет формироваться потребность в систематическом чтении. У обучающихся появится интерес к чтению художественных произведений.

К концу обучения в начальной школе у обучающихся будет достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития.

Слабовидящие обучающиеся будут овладевать приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приемами анализа художественных и учебных текстов; научатся совместно со взрослыми выбирать литературу для чтения.

Обучающиеся получат возможность овладеть умением вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Слабовидящие с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения.

Слабовидящие обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получат возможность овладеть основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознать значимость работы в группе и освоить правила групповой работы.

Слабовидящие обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получат возможность приобрести навыки чтения.

Слабовидящий обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевает определенной системой знаний, умений, навыков:

1. Виды речевой и читательской деятельности:

навыками правильного чтения вслух по слогам и словами;

правильным звукопроизношением;

способностью использовать для коммуникации развернутые формы речи;

умением определять главную мысль и героев произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность и взаимосвязь; озаглавливать с помощью учителя текст, передавая в заголовке главную мысль текста; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них;

умением использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: с помощью учителя делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; пересказывать содержание простого текста; участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

выразительно декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки (7 - 8 стихотворений);

умением ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

умением участвовать в обсуждении прослушанного и (или) прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт.

2. Круг детского чтения (для всех видов текстов):

умением осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике или по собственному желанию;

умением вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;

навыком самостоятельного чтения детских книг.

3. Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов):

умением отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

умением различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры произведений.

4. Творческая деятельность:

умением восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями;

умением составлять устный рассказ на основе личного опыта;

умением использовать устную коммуникацию, быть способным к осмысленному чтению;

умением пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач;

умением находить в классе стоящие на стеллажах учебники и тетради;

умением составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).