93.10. Программа коррекционной работы
93.10.1. Цель программы: обеспечить оптимизацию личностного развития слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и процессов их социальной адаптации и интеграции.
создание образовательной среды, обеспечивающей максимально благоприятные условия для личностного развития каждого слабовидящего обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
создание условий для формирования у слабовидящих с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умений и навыков, способствующих их социальной адаптации и интеграции;
профилактика возникновения вторичных отклонений в развитии, коррекция физического развития;
оптимизация процесса освоения слабовидящими с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП НОО;
оказание педагогическим работникам, родителям (законным представителям) консультативной помощи по вопросам обучения и воспитания слабовидящих с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
93.10.3. Программа коррекционной работы направлена на:
выявление особых образовательных потребностей обучающихся;
реализацию курсов коррекционно-развивающей области и осуществление индивидуальной коррекционной работы с обучающимися, имеющими индивидуальные особые образовательные потребности;
корректировку организационно-содержательных характеристик программы коррекционной работы с учетом результатов диагностических исследований;
закрепление и развитие сформированных в процессе групповой и индивидуальной коррекционной работы специальных знаний и умений в урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;
повышение компетентности всех участников образовательного процесса, включая родителей (законных представителей) по вопросам воспитания и обучения слабовидящих с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
93.10.4. Программа коррекционной работы предусматривает:
проведение обследования слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с целью выявления особых образовательных (в том числе и индивидуальных) потребностей и имеющихся у них трудностей адаптации к условиям образовательной организации;
реализацию групповой и индивидуальной коррекционной работы (в том числе и логопедической) с учетом особых образовательных потребностей обучающихся;
осуществление мероприятий, способствующих социальной адаптации и интеграции слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
осуществление текущей диагностики, позволяющей получать информацию о состоянии психоэмоционального статуса обучающихся, продвижении слабовидящих с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в овладении специальными знаниями, умениями и навыками;
корректирование программы коррекционной работы с учетом результатов диагностических исследований;
обеспечение непрерывности коррекционной поддержки обучающихся в образовательном процессе и повседневной жизни;
оценку достижения планируемых результатов обучающихся в освоении курсов коррекционно-развивающей области.
93.10.5. Направления коррекционной работы и их содержание.
Программа коррекционной работы со слабовидящими обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на степени НОО включает в себя взаимосвязанные направления работы, отражающие ее основное содержание:
1. Диагностическое направление предполагает как проведение диагностических процедур, так и анализ их результатов с целью учета полученных данных в организации и реализации коррекционной работы и реализуется посредством:
изучения и анализа данных, представленных ПМПК на каждого обучающегося;
изучения социальной ситуации развития и условий семейного воспитания слабовидящего обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
наблюдения за обучающимся с целью выявления трудностей адаптации к условиям образовательной организации;
проведение обследования слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с целью выявления особых образовательных (в том числе и индивидуальных) потребностей;
осуществление текущей диагностики, позволяющей получать информацию о состоянии психоэмоционального статуса обучающихся, о его продвижении в овладении специальными знаниями, умениями и навыками;
мониторинг достижений планируемых результатов обучающихся в освоении курсов коррекционно-развивающей области.
2. Коррекционно-развивающее направление предполагает обеспечение благоприятных условий для личностного развития каждого обучающегося, овладение специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для социальной адаптации и интеграции, коррекцию недостатков физического развития, что реализуется посредством:
создания образовательной среды, способствующей личностному развитию каждого обучающегося;
обогащения чувственного опыта, активного и систематического включения в деятельность слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) сохранных анализаторов; проведения групповой коррекционной работы посредством реализации курсов коррекционно-развивающей области ("Ритмика", "Адаптивная физическая культура", "Социально-бытовая и пространственная ориентировка") с учетом особых образовательных потребностей обучающихся;
проведения индивидуальной коррекционной работы с обучающимися, имеющими наряду с типологическими индивидуальные особые образовательные потребности;
закрепления и развития сформированных в процессе групповой и индивидуальной коррекционной работы знаний, умений, способов деятельности в урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;
реализации мероприятий, способствующих социальной адаптации и интеграции слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
корректирования программы коррекционной работы с учетом результатов диагностических исследований;
реализации комплексных (с учетом данных, полученных от различных специалистов) рекомендаций по вопросам обучения и воспитания слабовидящего обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
3. Консультативное направление обеспечивает непрерывность коррекционной поддержки обучающихся в образовательном процессе и повседневной жизни, что реализуется посредством:
взаимодействия с родителями (законными представителями) по вопросам обучения и воспитания слабовидящих с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (в том числе и по вопросам создания необходимых офтальмо-гигиенических условий для обучения и воспитания слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
проведения специалистами (педагогами-психологами, учителями-дефектологами) консультаций педагогических работников по вопросам организации и содержания коррекционной поддержки слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
разработки комплексных (с учетом данных, полученных от различных специалистов) рекомендаций по удовлетворению особых образовательных (в том числе и индивидуальных) потребностей слабовидящего обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и оказание консультативной поддержки родителям (законным представителям), педагогическим работникам в их реализации.
4. Информационно-просветительское направление предусматривает повышение компетентности всех участников образовательного процесса по вопросам воспитания и обучения слабовидящих с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), что реализуется посредством вооружения педагогических работников и родителей (законных представителей) необходимыми знаниями и умениями. Реализация данного направления предусматривает использование различных форм работы: лекций, бесед, тренингов, семинаров.
Механизм взаимодействия специалистов по реализации программы коррекционной работы.
93.10.6. Основой реализации механизма взаимодействия специалистов, работающих в образовательной организации по реализации программы коррекционной работы выступает комплексный междисциплинарный подход. Данный подход предполагает при разработке организационно-содержательных характеристик коррекционной работы учет данных:
комплексного (обследование всеми специалистами: медицинскими работниками, психологами, педагогическими работниками) обследования обучающегося;
всестороннего и целостного (исследование познавательной деятельности, состояния эмоционально-волевой сферы, поведения обучающегося) изучения слабовидящего с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
93.10.7. Планируемыми результатами освоения программы коррекционной работы выступают:
повышение возможностей в пространственной и социально-бытовой ориентировке;
приобретение опыта использования предметно-практических умений и навыков;
умения использовать в учебной деятельности и повседневной жизни все анализаторы, средства оптической коррекции и тифлотехнические средства;
умения учитывать свои зрительные возможности в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни;
умения учитывать имеющиеся противопоказания и ограничения в учебно-познавательной деятельности;
освоение навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, не имеющими ограничений по возможностям здоровья;
овладение вербальными и невербальными средствами общения;
расширение представлений о широком социуме;
освоение педагогическими работниками, родителями (законными представителями) знаний о консультативной помощи по вопросам обучения и воспитания слабовидящих.
Эффективность механизма взаимодействия специалистов по реализации программы коррекционной работы слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во многом зависит от уровня развития социального партнерства. Социальное партнерство предполагает сотрудничество с образовательными организациями, различными организациями (государственными и негосударственными) и ведомствами, занимающимися вопросами образования и семьи; общественными организациями инвалидов и родительскими ассоциациями, родительской общественностью.
Федеральная рабочая программа воспитания представлена в разделе LXXXVIII Федеральная рабочая программа воспитания ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей