93.10. Программа коррекционной работы

93.10. Программа коррекционной работы.

93.10.1. Цель программы: обеспечить оптимизацию личностного развития слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и процессов их социальной адаптации и интеграции.

93.10.2. Задачи программы:

создание образовательной среды, обеспечивающей максимально благоприятные условия для личностного развития каждого слабовидящего обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

создание условий для формирования у слабовидящих с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умений и навыков, способствующих их социальной адаптации и интеграции;

профилактика возникновения вторичных отклонений в развитии, коррекция физического развития;

оптимизация процесса освоения слабовидящими с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП НОО;

оказание педагогическим работникам, родителям (законным представителям) консультативной помощи по вопросам обучения и воспитания слабовидящих с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

93.10.3. Программа коррекционной работы направлена на:

выявление особых образовательных потребностей обучающихся;

реализацию курсов коррекционно-развивающей области и осуществление индивидуальной коррекционной работы с обучающимися, имеющими индивидуальные особые образовательные потребности;

корректировку организационно-содержательных характеристик программы коррекционной работы с учетом результатов диагностических исследований;

закрепление и развитие сформированных в процессе групповой и индивидуальной коррекционной работы специальных знаний и умений в урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;

повышение компетентности всех участников образовательного процесса, включая родителей (законных представителей) по вопросам воспитания и обучения слабовидящих с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

93.10.4. Программа коррекционной работы предусматривает:

проведение обследования слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с целью выявления особых образовательных (в том числе и индивидуальных) потребностей и имеющихся у них трудностей адаптации к условиям образовательной организации;

реализацию групповой и индивидуальной коррекционной работы (в том числе и логопедической) с учетом особых образовательных потребностей обучающихся;

осуществление мероприятий, способствующих социальной адаптации и интеграции слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

осуществление текущей диагностики, позволяющей получать информацию о состоянии психоэмоционального статуса обучающихся, продвижении слабовидящих с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в овладении специальными знаниями, умениями и навыками;

корректирование программы коррекционной работы с учетом результатов диагностических исследований;

обеспечение непрерывности коррекционной поддержки обучающихся в образовательном процессе и повседневной жизни;

оценку достижения планируемых результатов обучающихся в освоении курсов коррекционно-развивающей области.

93.10.5. Направления коррекционной работы и их содержание.

Программа коррекционной работы со слабовидящими обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на степени НОО включает в себя взаимосвязанные направления работы, отражающие ее основное содержание:

1. Диагностическое направление предполагает как проведение диагностических процедур, так и анализ их результатов с целью учета полученных данных в организации и реализации коррекционной работы и реализуется посредством:

изучения и анализа данных, представленных ПМПК на каждого обучающегося;

изучения социальной ситуации развития и условий семейного воспитания слабовидящего обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

наблюдения за обучающимся с целью выявления трудностей адаптации к условиям образовательной организации;

проведение обследования слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с целью выявления особых образовательных (в том числе и индивидуальных) потребностей;

осуществление текущей диагностики, позволяющей получать информацию о состоянии психоэмоционального статуса обучающихся, о его продвижении в овладении специальными знаниями, умениями и навыками;

мониторинг достижений планируемых результатов обучающихся в освоении курсов коррекционно-развивающей области.

2. Коррекционно-развивающее направление предполагает обеспечение благоприятных условий для личностного развития каждого обучающегося, овладение специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для социальной адаптации и интеграции, коррекцию недостатков физического развития, что реализуется посредством:

создания образовательной среды, способствующей личностному развитию каждого обучающегося;

обогащения чувственного опыта, активного и систематического включения в деятельность слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) сохранных анализаторов; проведения групповой коррекционной работы посредством реализации курсов коррекционно-развивающей области ("Ритмика", "Адаптивная физическая культура", "Социально-бытовая и пространственная ориентировка") с учетом особых образовательных потребностей обучающихся;

проведения индивидуальной коррекционной работы с обучающимися, имеющими наряду с типологическими индивидуальные особые образовательные потребности;

закрепления и развития сформированных в процессе групповой и индивидуальной коррекционной работы знаний, умений, способов деятельности в урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;

реализации мероприятий, способствующих социальной адаптации и интеграции слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

корректирования программы коррекционной работы с учетом результатов диагностических исследований;

реализации комплексных (с учетом данных, полученных от различных специалистов) рекомендаций по вопросам обучения и воспитания слабовидящего обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

3. Консультативное направление обеспечивает непрерывность коррекционной поддержки обучающихся в образовательном процессе и повседневной жизни, что реализуется посредством:

взаимодействия с родителями (законными представителями) по вопросам обучения и воспитания слабовидящих с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (в том числе и по вопросам создания необходимых офтальмо-гигиенических условий для обучения и воспитания слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

проведения специалистами (педагогами-психологами, учителями-дефектологами) консультаций педагогических работников по вопросам организации и содержания коррекционной поддержки слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

разработки комплексных (с учетом данных, полученных от различных специалистов) рекомендаций по удовлетворению особых образовательных (в том числе и индивидуальных) потребностей слабовидящего обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и оказание консультативной поддержки родителям (законным представителям), педагогическим работникам в их реализации.

4. Информационно-просветительское направление предусматривает повышение компетентности всех участников образовательного процесса по вопросам воспитания и обучения слабовидящих с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), что реализуется посредством вооружения педагогических работников и родителей (законных представителей) необходимыми знаниями и умениями. Реализация данного направления предусматривает использование различных форм работы: лекций, бесед, тренингов, семинаров.

Механизм взаимодействия специалистов по реализации программы коррекционной работы.

93.10.6. Основой реализации механизма взаимодействия специалистов, работающих в образовательной организации по реализации программы коррекционной работы выступает комплексный междисциплинарный подход. Данный подход предполагает при разработке организационно-содержательных характеристик коррекционной работы учет данных:

комплексного (обследование всеми специалистами: медицинскими работниками, психологами, педагогическими работниками) обследования обучающегося;

всестороннего и целостного (исследование познавательной деятельности, состояния эмоционально-волевой сферы, поведения обучающегося) изучения слабовидящего с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

93.10.7. Планируемыми результатами освоения программы коррекционной работы выступают:

повышение возможностей в пространственной и социально-бытовой ориентировке;

приобретение опыта использования предметно-практических умений и навыков;

умения использовать в учебной деятельности и повседневной жизни все анализаторы, средства оптической коррекции и тифлотехнические средства;

умения учитывать свои зрительные возможности в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни;

умения учитывать имеющиеся противопоказания и ограничения в учебно-познавательной деятельности;

освоение навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, не имеющими ограничений по возможностям здоровья;

овладение вербальными и невербальными средствами общения;

расширение представлений о широком социуме;

освоение педагогическими работниками, родителями (законными представителями) знаний о консультативной помощи по вопросам обучения и воспитания слабовидящих.

Эффективность механизма взаимодействия специалистов по реализации программы коррекционной работы слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во многом зависит от уровня развития социального партнерства. Социальное партнерство предполагает сотрудничество с образовательными организациями, различными организациями (государственными и негосударственными) и ведомствами, занимающимися вопросами образования и семьи; общественными организациями инвалидов и родительскими ассоциациями, родительской общественностью.

Федеральная рабочая программа воспитания представлена в разделе LXXXVIII Федеральная рабочая программа воспитания ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ.