36.9. Физическая культура (Адаптивная физическая культура)
36.9.1. Пояснительная записка.
Федеральная рабочая программа по предмету "Физическая культура (Адаптивная физическая культура)" на уровне начального общего образования глухих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития составлена на основе требований к результатам освоения АООП НОО, установленными ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, федеральной программы воспитания.
Одним из важнейших направлений работы с глухим обучающимся, имеющим умеренную или тяжелую умственную отсталость, является физическое развитие, которое происходит на занятиях по адаптивной физической культуре. Целью адаптивной физической культуры является повышение двигательной активности обучающихся и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни. Основные задачи: формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков; формирование туристических навыков, умения кататься на велосипеде, ходить на лыжах, плавать, играть в спортивные игры; укрепление и сохранение здоровья обучающихся, профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний.
Программа по адаптивной физической культуре включает 5 разделов: "Плавание", "Спортивные и подвижные игры", "Велосипедная подготовка", "Лыжная подготовка".
Содержание раздела "Плавание" включает задачи на формирование умений двигаться в воде и навыка плавания. Раздел "Спортивные и подвижные игры" содержит задачи на формирование умения взаимодействовать в процессе игры и соблюдать правила игры. Усложнение некоторых обучающих задач в программе идет за счет увеличения количества раз выполняемого действия (например, отбивать баскетбольный мяч одной рукой от пола 6 раз, 12 раз). Содержанием раздела "Велосипедная подготовка" является обучение езде на трехколесном и на двухколесном велосипеде. Раздел "Лыжная подготовка" предусматривает формирование навыка ходьбы на лыжах и дальнейшее его совершенствование.
Вместе с тем, в рамках занятий по "Двигательному развитию" также возможно проведение занятий по формированию и развитию двигательных навыков с обучающимися, которые нуждаются в этом дополнительно.
Материально-техническое оснащение учебного предмета предусматривает как обычное для спортивных залов школ оборудование и инвентарь, так и специальное адаптированное (ассистивное) оборудование для обучающихся с различными нарушениями развития, включая тренажеры, специальные велосипеды (с ортопедическими средствами), инвентарь для подвижных и спортивных игр.
Материально-техническое оснащение учебного предмета "Адаптивная физкультура" включает дидактический материал:
изображения (картинки, фото, пиктограммы) спортивного, туристического инвентаря;
альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий, спортивный инвентарь: маты, батуты, гимнастические мячи разного диаметра, гимнастические скамейки, гимнастические лестницы, обручи, кегли, мягкие модули различных форм, гимнастические коврики, корзины, футбольные, волейбольные, баскетбольные мячи, бадминтон, лыжи, лыжные палки, лыжные костюмы, 2- и 3-колесные велосипеды, самокаты, рюкзаки, туристические коврики, палатки, спальные мешки, наборы походной посуды, кольца;
технические средства реабилитации: кресла-коляски комнатные и прогулочные, опоры для стояния (вертикализаторы, ходунки), опоры для ползания, тренажеры (мотомед), кресла-стулья с санитарным оснащением (для туалета, ванные);
мебель: шкафы для хранения спортивного инвентаря, для переодевания, стулья, стол, столы-кушетки.
1. Плавание: вход в воду. Ходьба в воде. Бег в воде. Погружение в воду по шею, с головой. Выполнение выдоха под водой. Открывание глаз в воде. Удержание на воде. Скольжение по поверхности воды на животе, на спине. Выполнение движений ногами, лежа на животе, на спине. Выполнение движений руками, лежа на животе, на спине. Чередование поворота головы с дыханием. Сочетание движений ног с дыханием. Плавание. Соблюдение правил поведения и безопасности в бассейне: во время движения по бортику нельзя толкаться, нельзя сталкивать друг друга с бортика бассейна в воду, нельзя топить друг друга, находясь в воде, нельзя заплывать за границы обозначенной для плавания территории, нельзя спрыгивать с бортика бассейна.
2. Спортивные и подвижные игры: подвижные игры на развитие координационных способностей. Соблюдение правил игры "Стоп, хоп, раз". Соблюдение правил игры "Болото". Соблюдение последовательности действий в игре-эстафете "Полоса препятствий": бег по скамейке, прыжки через кирпичики, пролезание по туннелю, бег, передача эстафеты. Подвижные игры на развитие скоростных способностей.
Соблюдение правил игры "Пятнашки". Соблюдение правил игры "Рыбаки и рыбки". Соблюдение последовательности действий в игре-эстафете "Собери пирамидку": бег к пирамидке, надевание кольца, бег в обратную сторону, передача эстафеты. Подвижные игры на развитие скоростно-силовых способностей. Соблюдение правил игры "Бросай-ка". Соблюдение правил игры "Быстрые санки". Соблюдение последовательности действий в игре-эстафете "Строим дом".
Элементы спортивных игр и спортивных упражнений. Бадминтон: узнавание, различение инвентаря для бадминтона. Удар по волану: нижняя подача, верхняя подача. Отбивание волана снизу, сверху. Игра в паре.
Футбол: узнавание футбольного мяча. Выполнение удара в пустые ворота, в ворота с вратарем с места, с 2-х шагов, с разбега. Прием мяча, стоя в воротах: ловить мяч руками, отбивать мяч ногой (руками). Ведение мяча. Выполнение передачи мяча партнеру. Остановка катящегося мяча ногой. Волейбол: узнавание волейбольного мяча. Подача волейбольного мяча сверху, снизу. Прием волейбольного мяча сверху, снизу. Игра в паре без сетки, через сетку. Баскетбол: узнавание баскетбольного мяча. Передача баскетбольного мяча без отскока от пола, с отскоком от пола. Ловля баскетбольного мяча без отскока от пола, с отскоком от пола. Отбивание баскетбольного мяча от пола одной рукой. Ведение баскетбольного мяча по прямой, с обходом препятствия. Броски мяча в кольцо двумя руками.
3. Велосипедная подготовка: различение составных частей трехколесного велосипеда. Соблюдение последовательности действий при посадке на трехколесный велосипед: перекидывание правой ноги через раму, постановка правой ноги на педаль, посадка на седло, постановка левой ноги на педаль. Управление трехколесным велосипедом без вращения педалей. Вращение педалей с фиксацией ног, без фиксации ног. Торможение ручным тормозом, ножным тормозом. Езда на трехколесном велосипеде по прямой, с поворотом. Посадка на двухколесный велосипед. Начало движения, сидя на двухколесном велосипеде. Езда на двухколесном велосипеде по прямой на расстояние 10 метров, на расстояние 50 метров, с поворотом. Торможение ручным тормозом, ножным тормозом. Разворот на двухколесном велосипеде. Объезд препятствий. Преодоление подъемов и спусков. Езда в группе. Соблюдение правил дорожного движения во время езды по дороге с автомобильным движением: начало движения по сигналу взрослого, остановка перед выездом на трассу, езда по правой стороне дороги, запрет на выезд на сторону встречного движения. Уход за велосипедом: содержание в чистоте, сообщение о неисправности, накачивание шины.
4. Лыжная подготовка: узнавание, различение лыжного инвентаря. Транспортировка лыжного инвентаря. Крепление ботинок к лыжам. Чистка лыж от снега. Стойка на параллельно лежащих лыжах. Выполнение ступающего шага: шаговые движения на месте, продвижение вперед приставным шагом, продвижение в сторону приставным шагом. Подъем после падения из положения "лежа на боку". Выполнение поворотов, стоя на лыжах (вокруг пяток лыж, вокруг носков лыж, махом). Выполнение скользящего шага без палок (одно скольжение, несколько скольжений). Выполнение попеременного двухшажного хода. Выполнение бесшажного хода. Преодоление подъемов ступающим шагом, "лесенкой", "полуелочкой", "елочкой". Выполнение торможения при спуске со склона нажимом палок, "полуплугом", "плугом", падением.
36.9.3. Планируемые результаты освоения учебного предмета:
овладение основными представлениями о собственном теле, возможностях и ограничениях физических функций, возможностях компенсации, формирование понимания связи телесного самочувствия с настроением, собственной активностью, умение выполнять доступные виды движений на уроках физкультуры и вне их, умение приспосабливаться к собственным физическим ограничениям (при наличии нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения и других), компенсировать их с помощью различных приспособлений, освоение основных движений (ходьба, бег, прыжки, лазание) в доступной для каждого обучающегося степени, развитие физических качеств, двигательных способностей, понимание правил поведения на уроках физкультуры, умение выполнять доступные виды упражнений по подражанию, по образцу, по жестовой (словесной) инструкции, желание включаться в доступные подвижные игры, адекватно дозировать физическую нагрузку;
освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности (езда на велосипеде, ходьба на лыжах, спортивные игры и других видов), наличие интереса к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде, катание на санках, ходьба на лыжах, спортивные игры, туризм и другие, умение ездить на велосипеде, кататься на санках, ходить на лыжах, плавать, играть в подвижные игры и другое;
формирование умения следить за своим физическим состоянием, отмечать и радоваться любому продвижению в развитии основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости), наличие интереса к изменению своих физических данных (росту, весу, силе, скорости выполнения движений), умение радоваться достижениям в физическом и моторном развитии, наличие интереса к участию в соревнованиях и состязаниях, наблюдению за ними в телевизионных передачах.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей