48.6. Коррекционно-развивающая область: коррекционный курс "Музыкально-ритмические занятия"

48.6. Коррекционно-развивающая область: коррекционный курс "Музыкально-ритмические занятия".

48.6.1. Пояснительная записка.

Музыкально-ритмические занятия способствуют всестороннему развитию обучающихся с нарушениями слуха, более полноценному формированию личности, социальной адаптации и интеграции в общество.

Занятия направлены на эстетическое воспитание обучающихся, формирование более целостной картины мира за счет приобщения к музыкальной культуре, различным видам музыкально-ритмической деятельности, развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, реализацию творческого потенциала слабослышащих и позднооглохших, развитие уважения к культурным традициям своего народа и других народов мира. На занятиях решаются важные коррекционно-развивающие задачи, связанные с развитием двигательной сферы обучающихся, их слухового восприятия, произносительной стороны речи.

На музыкально-ритмических занятиях у обучающихся развивается восприятие музыки (с помощью индивидуальных средств слухопротезирования) в исполнении педагогического работника и в аудиозаписи - ее характера (веселый, грустный, торжественный, спокойный) и доступных средств музыкальной выразительности (элементарных звуковысотных, темпо-ритмических, динамических и тембровых отношений в музыке), формируются умения с помощью словесной речи характеризовать прослушанную музыку, выражать к ней свое отношение. Они знакомятся с композиторами, исполнителями, музыкальными театрами и концертными залами.

У обучающихся формируются и развиваются правильные, координированные, выразительные и ритмичные движения под музыку (основные, гимнастические и танцевальные), правильная осанка, умения исполнять под музыку несложные танцевальные композиции (народные, бальные и современные танцы), осуществляется развитие музыкально-пластической импровизации.

Обучение декламации песен под музыку или пению осуществляется с учетом индивидуальных возможностей обучающихся. При декламации песен под музыку в ансамбле (под аккомпанемент и управление педагогического работника) они обучаются точно воспроизводить в эмоциональной, выразительной, внятной и естественной по звучанию речи, реализуя произносительные возможности, темпо-ритмическую организацию мелодии, характер звуковедения, динамические оттенки. При пении они исполняют песню эмоционально, выразительно и внятно, передают голосом мелодию песни (ее темпо-ритмический рисунок, звуковысотные соотношения, характер звуковедения, динамические оттенки).

На занятиях осуществляется также обучение игре на элементарных музыкальных инструментах, эмоциональному, выразительному и ритмичному исполнению в ансамбле с педагогическим работником музыкальные пьесы (песни).

У обучающихся целенаправленно развиваются умения осуществлять контроль и оценку результатов музыкально-ритмической деятельности (собственной и других обучающихся), коррекцию собственных действий.

На музыкально-ритмических занятиях проводится целенаправленная работа по совершенствованию навыков слухозрительного и слухового восприятия устной речи, ее произносительной стороны при широком использовании фонетической ритмики и музыки.

Важное значение придается формированию готовности обучающихся к участию в театрализованных формах музыкально-творческой деятельности, а также развитию у них желания и готовности применять приобретенный опыт в музыкально-ритмической деятельности, навыки устной коммуникации при реализации различных проектов содержательного культурного досуга, в том числе совместно со слышащими сверстниками, к продуктивному сотрудничеству с окружающими людьми при решении творческих задач.

Образовательно-коррекционная работа на музыкально-ритмических занятиях базируется на постоянном взаимодействии музыки, движений и устной речи: музыка и движения, музыка и речь, движения и речь, музыка, движения и речь. Формирование у обучающихся различных видов деятельности, связанных с музыкой, базируется на целенаправленном развитии ее восприятия, которое осуществляется в двух формах - как самостоятельная деятельность и как составная часть других видов деятельности - музыкально-ритмических движений, игры на элементарных инструментах, декламация песен под музыку.

Обучающиеся слушают музыку в исполнении педагогического работника и аудиозаписи, словесно определяют жанр (марш, танец, песня), характер музыки, доступные средства музыкальной выразительности.

Важное значение придается специальной работе по развитию восприятия и воспроизведения устной речи с использованием фонетической ритмики и музыки, которая занимает на музыкально-ритмических занятиях примерно половину времени. Обучение строится на основе преемственности с индивидуальными занятиями.

Организация музыкально-ритмических занятий предполагает постоянное пользование обучающимися индивидуальными средствами слухопротезирования (с учетом аудиолого-педагогических рекомендаций).

Текущий контроль овладения различными видами деятельности, связанными с музыкой, осуществляется на каждом занятии, мониторинг планируемых результатов обучения осуществляется в конце каждой четверти. Проверки, включаемые в периодический контроль, направлены на изучение достижения обучающимися запланированных личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. При проверке достигнутых результатов обучения и их оценке учитывается овладение всеми видами деятельности, связанными с музыкой: восприятием музыки, музыкально-ритмическими движениями, декламацией песен, игрой на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Проверки по овладению различными видами деятельности, связанными с музыкой, проводятся на музыкально-ритмических занятиях фронтально, малыми группами или индивидуально. Результаты проверок отражаются в отчетах педагогических работников, ведущих данные занятия, предоставляемых в конце каждой четверти администрации образовательной организации. Данный педагогический работник принимает также участие в обследовании восприятия и воспроизведения устной речи обучающихся, которое организует и проводит педагогический работник, ведущий занятия "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи". Педагогический работник, ведущий музыкально-ритмические занятия, участвует (совместно с педагогическим работником индивидуальных занятий и фронтальных занятий по развитию слухового восприятия и технике речи) в ежегодном (в конце учебного года) составлении характеристики слухоречевого развития каждого обучающегося.

48.6.2. Содержание обучения.

48.6.2.1. Восприятие музыки.

Развитие восприятия музыки на основе сохранных анализаторов и развивающегося слухового восприятия (т.е. на полисенсорной основе) с обязательным введением упражнений, проводимых только на слух (при использовании индивидуальных средств электроакустической коррекции слуха).

Слушание музыки в исполнении педагогического работника и аудиозаписи.

Развитие восприятия жанра (марш, танец, песня), характера музыки и доступных средств музыкальной выразительности; словесное определение жанра, характера музыки, доступных средств музыкальной выразительности.

Знакомство с симфонической сказкой С. Прокофьева "Петя и волк", балета и оперы на сказочный сюжет, например, балета П. Чайковского "Щелкунчик", оперы Н. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане" (в аудиозаписи). Прослушивание фрагментов из данных произведений (в аудиозаписи). Определение характера музыки, доступных средств музыкальной выразительности; узнавание солирующего голоса и хорового звучания при прослушивании вокально-инструментальной музыки; знакомство со звучанием инструментов симфонического оркестра и певческих голосов.

Прослушивание музыкальных произведений (фрагментов из них), объединенных по тематике, например, "Народная музыка", "Природа в музыке", "Музыка о детях и для детей". Определение в прослушанной пьесе (фрагменте) характера (радостный, грустный, торжественный, взволнованный), средств музыкальной выразительности (звуковысотных, темпо-ритмических, динамических, тембровых отношений).

Прослушивание музыки в разном исполнении (фортепиано, скрипка, труба; симфонический оркестр, оркестр народных инструментов; мужской, женский, детский хор). Вычленение солирующего голоса или инструмента, определение при восприятии на слух коллективного и сольного, вокального, вокально-инструментального и инструментального исполнения.

Подбор к прослушанной музыке близких по настроению произведений изобразительного искусства, литературы. Развитие представлений обучающихся о связи музыки с другими искусствами, их взаимосвязи с жизнью.

Знакомство с авторами и исполнителями музыки.

48.6.2.2. Музыкально-ритмические движения.

Развитие двигательных навыков, формирование хорошей осанки.

Эмоциональное, выразительное, правильное и ритмичное выполнение под музыку (в исполнении педагогического работника и в аудиозаписи) основных движений (ходьба, бег, хлопки, прыжки и другое), танцевальных и гимнастических упражнений, исполнение элементов танца и пляски, несложных композиций народных, бальных и современных танцев.

Развитие музыкально-пластической импровизации.

Самостоятельно изменение движений танца, ориентируясь на музыкальное сопровождение.

Импровизация отдельных музыкально-ритмических движений и простых танцевальных композиций в соответствии с характером музыки, ритмичное исполнение.

Фиксирование движениями сильной и каждой доли такта в музыке двух-, трех-, четырехдольного метра в умеренном, медленном и быстром темпе.

Исполнение руками (хлопками) несложного ритмического рисунка мелодий.

48.6.2.3. Декламация песен под музыку или пение (с учетом индивидуальных возможностей обучающихся).

Понимание основных дирижерских жестов.

Обучение декламации песен под музыку, совершенствование произносительных навыков, развитие проникновения в эмоциональное содержание песни, выразительное коллективное ее исполнение; эмоциональная, выразительная и внятная декламация песен в ансамбле под музыкальное сопровождение и управление педагогического работника; точное воспроизведение ритмического рисунка мелодии, ее темпа, динамических оттенков, характера звуковедения (плавно, отрывисто), соответствующей манере исполнения (легко, более твердо и другое).

Обучение пению: формирование элементарных певческих навыков.

48.6.2.4. Обучение игре на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.

Развитие умений исполнять на металлофоне, бубне, ксилофоне, барабане, румбах, маракасах, треугольниках, тарелках и других инструментах в ансамбле аккомпанемент к музыкальной пьесе или песне (ведущую партию исполняет педагогический работник на фортепьяно).

Исполнение ведущей партии обучающимися на инструментах с диатоническим или хроматическим звукорядом (металлофон, ксилофон, флейта, гармоника), а также на электромузыкальных инструментах.

48.6.2.5. Инсценирование (драматизация).

Участие в театрализованных формах музыкально-творческой деятельности: музыкальные игры, инсценирование песен, игры-драматизации, инсценирование фрагментов музыкальных сказок.

Выражение образного содержания музыкально-художественных произведений с помощью средств выразительности различных искусств, прежде всего с помощью музыкально-пластической и речевой деятельности.

48.6.2.6. Восприятие и воспроизведение устной речи (автоматизация произносительных навыков с использованием фонетической ритмики и музыки).

Развитие слухозрительного и слухового восприятия речи, закрепление навыков внятного, выразительного и естественного ее воспроизведения при реализации произносительных возможностей.

Развитие речевого дыхания, голоса, закрепление звукового состава речи, восприятие на слух и воспроизведение элементов ритмико-интонационной структуры речи, воспроизведение слов и фраз, коротких диалогов преимущественно разговорного характера.

48.6.3. Планируемые результаты освоения курса.

Результатами освоения курса являются:

приобщение к музыкально-ритмической деятельности (при использовании индивидуальных слуховых аппаратов); желание участвовать в доступных видах музыкально-ритмической деятельности при реализации сформированных умений;

умения восприятия на слух музыкальных произведений (фрагментов из них) в исполнении педагогического работника и в аудиозаписи; словесного определения характера музыки (например, веселая, грустная, спокойная, торжественная), жанра (марш, танец, песня), доступных средств музыкальной выразительности;

знание названий прослушиваемых произведений, фамилий композиторов, названий музыкальных инструментов;

элементарные представления о выразительности и изобразительности в музыке, музыкальных жанрах (марш, танец, песня), об инструментальной и вокальной музыке, ее исполнении (хор, солист, симфонический оркестр, оркестр народных инструментов, ансамбль, отдельные музыкальные инструменты, певческие голоса);

умения эмоционального, выразительного, правильного и ритмичного исполнения под музыку несложных композиций народных, современных и бальных танцев, овладение элементарной музыкально-пластической импровизацией;

знание названий исполняемых танцев (отдельных движений), умения характеризовать музыку, сопровождающую танец;

умения эмоциональной декламации песен под музыку в ансамбле под аккомпанемент и управление педагогического работника при передаче во внятной и естественной по звучанию речи (при реализации произносительных возможностей) темпо-ритмической структуры мелодии, характера звуковедения, динамических оттенков; знание названий песен;

овладение элементарными певческими навыками (с учетом возможностей обучающихся);

умения эмоционального, выразительного и ритмичного исполнения на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле сопровождения к музыкальной пьесе или песне;

умения проявлять творческие способности в художественной деятельности, связанной с музыкой;

умения восприятия (с помощью индивидуальных средств электроакустической коррекции слуха) слухозрительно и на слух отработанного речевого материала; закрепление произносительных умений (при использовании фонетической ритмики и музыкальных средств);

овладение тематической и терминологической лексикой, а также лексикой по организации учебной деятельности данного коррекционно-развивающего курса;

реализацию сформированных умений в различных видах внеурочной художественной деятельности, в том числе совместной с нормативно развивающимися обучающимися.