66.6. Особые образовательные потребности слепых обучающихся

66.6. Особые образовательные потребности слепых обучающихся.

В структуру особых образовательных потребностей слепых входят образовательные потребности, свойственные для всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и характерные только для слепых обучающихся, представлены в варианте 3.1.

Для слепых обучающихся, осваивающих АООП НОО (вариант 3.2), характерны следующие специфические образовательные потребности:

целенаправленное: формирование компенсаторных способов действий; руководство осязательным и зрительным восприятием; обогащение (коррекция) чувственного опыта; развитие полисенсорного восприятия предметов и объектов окружающего мира; микро- и макроориентации, мобильности, социально-бытовой ориентировки; логических приемов переработки учебной информации; регуляторных (самоконтроль, самооценка) и рефлексивных (самоотношение) образований;

учет в организации обучения и воспитания слепого обучающегося с остаточным зрением: зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени нарушения зрения, состояния основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических средств и приборов, режима зрительной, тактильной и физической нагрузок; тотально слепыми и слепыми со светоощущением - возраста и времени утраты зрения, режима тактильных и физических нагрузок;

обеспечение доступности учебной информации для тактильного и зрительного восприятия слепыми обучающимися с остаточным зрением, в том числе использование индивидуальных пособий, рассчитанных на осязательное или осязательное и зрительное восприятие;

использование специальных методов и приемов организации учебно-познавательной деятельности слепых обучающихся (алгоритмизация, систематизация, поэтапность, конструктивность);

введение в структурное построение урока курса пропедевтических (подготовительных) этапов;

активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций, осуществление специальной работы по коррекции речевых нарушений, в том числе профилактика вербализма и формализма знаний за счет расширения, обогащения и коррекции предметных и пространственных представлений, формирования, обогащения, коррекции понятий;

создание условий для развития и коррекции коммуникативной деятельности; инициативности, познавательной и общей (в том числе двигательной) активности; мотивационного компонента деятельности, в том числе за счет привлечения слепых обучающихся к участию в различных (доступных) видах деятельности;

постановка и реализация на уроках и внеклассных мероприятиях коррекционных целевых установок, направленных на коррекцию нарушений в развитии и двигательной сфере, а также на профилактику возникновения вторичных отклонений;

нивелирование негативных качеств характера, коррекция поведенческих проявлений и профилактика их возникновения.