91.4. Общая характеристика

91.4. Общая характеристика.

Вариант 4.3 предполагает, что слабовидящий обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями слабовидящих сверстников, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки (5 лет).

Данный вариант предполагает в большей степени:

коррекцию социальной адаптации обучающихся на основе планомерного введения в более сложную социальную среду;

расширение повседневного жизненного опыта, социальных контактов обучающихся в доступных для них пределах;

развитие всех анализаторов и компенсаторных способов действий в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни;

развитие познавательного интереса, познавательной активности;

расширение умения адекватно использовать речевые и неречевые средства общения;

проявление социальной активности.

Обязательной является:

специальная организация образовательной среды для реализации особых образовательных потребностей и развития слабовидящих обучающихся в разных социальных сферах;

учет в процессе организации учебной и внеучебной деятельности клинической картины зрительного заболевания обучающихся, состояния основных зрительных функций, индивидуального режима зрительных и физических нагрузок;

систематическое и целенаправленное развитие всех органов чувств;

доступность учебной информации для непосредственного зрительного восприятия слабовидящими обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

руководство процессом зрительного восприятия, использование упражнений, обеспечивающих снятие зрительного напряжения и профилактику зрительного утомления;

соблюдение зрительных нагрузок в соответствии с глубиной зрительных нарушений и клинических форм зрительных заболеваний (в соответствии с рекомендациями офтальмолога);

использование индивидуальных и фронтальных пособий, объектов и предметов окружающего мира;

увеличение времени на выполнения практических работ, в том числе итоговых:

соблюдение режима физических нагрузок (с учетом противопоказаний);

рациональное чередование зрительной нагрузки со слуховым восприятием учебного материала;

учет темпа учебной работы слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в зависимости от состояния зрительных функций и уровня развития обучающихся;

включение коррекционно-развивающей области, направленной на целенаправленное развитие двигательной активности, координации движений;

формирование элементарных навыков ориентировки в микро- и макропространстве, пространственных представлений, расширение предметных представлений, коммуникативных навыков, социальную адаптацию.

Обязательным является использование наряду с общими техническими средствами, используемыми на начальном уровне образования, специальных тифлотехнических и оптических (индивидуальных средств оптической коррекции, электронных луп, дистанционных луп, карманных увеличителей различной кратности и других), средств, облегчающих учебно-познавательную деятельность обучающимся. Оптические и тифлотехнические средства должны быть доступными для систематического использования слабовидящими обучающимися.

Образовательная организация должна иметь тифлотехнические устройства, позволяющие увеличивать, изменять контрастность и цвет (программы увеличения изображения на экране компьютера, автономные видеоувеличители) визуальной информации.

Рабочее место слабовидящего обучающегося должно содержать технические и учебно-методические средства доступа к информации:

программное обеспечение, установленное на ноутбук или персональный компьютер:

программа увеличения изображения на экран;

цифровой планшет, обеспечивающий связь и интерактивной доской в классе (при наличии), с компьютером учителя;

ручной и стационарный видеоувеличитель.

Вариант 4.3 предназначен для образования слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

На основе данного варианта создается адаптированная программа начального общего образования, которая при необходимости индивидуализируется, к которой может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные потребности групп или отдельных слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Достижения планируемых результатов освоения адаптированной программы начального общего образования определяются по завершению обучения в школе.

Процедуры итоговой и промежуточной оценки результатов освоения адаптированной программы начального общего образования обучающимися требуют учета особых образовательных потребностей и личностных особенностей обучающихся и предполагают:

учет текущего психического и соматического состояния обучающегося, адаптацию предлагаемого обучающемуся материала;

упрощение инструкций и формы предъявления;

оказание необходимой дозированной помощи.

При оценке результативности обучения особо важно учитывать, что у обучающихся могут быть вполне закономерные затруднения в освоении отдельных предметов и даже областей, но это не должно рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.