68.12. Программа коррекционной работы
68.12.1. Цель: оказание помощи слепым обучающимся в освоении АООП НОО, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальная адаптация.
создание образовательной среды, обеспечивающей максимально благоприятные условия для личностного развития каждого слепого обучающегося;
создание условий для формирования у слепых умений и навыков, способствующих их социальной адаптации и интеграции;
профилактика возникновения вторичных отклонений в развитии, коррекция физического развития;
оптимизация процесса освоения слепыми обучающимися АООП НОО;
оказание педагогическим работникам, родителям (законным представителям) консультативной помощи по вопросам обучения и воспитания слепых обучающихся.
68.12.3. Программа коррекционной работы направлена на:
выявление особых образовательных потребностей обучающихся;
реализацию курсов коррекционно-развивающей области и осуществление индивидуальной коррекционной работы с обучающимися, имеющими индивидуальные особые образовательные потребности;
корректировку организационно-содержательных характеристик программы коррекционной работы с учетом результатов диагностических исследований;
закрепление и развитие сформированных в процессе групповой и индивидуальной коррекционной работы специальных знаний и умений в урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;
повышение компетентности всех участников образовательного процесса, включая родителей (законных представителей) по вопросам воспитания и обучения слепых обучающихся.
68.12.4. Программа коррекционной работы предусматривает:
проведение обследования слепых обучающихся с целью выявления особых образовательных (в том числе и индивидуальных) потребностей и имеющихся у них трудностей адаптации к условиям образовательной организации;
реализацию групповой и индивидуальной коррекционной работы (в том числе и логопедической) с учетом особых образовательных потребностей обучающихся;
осуществление мероприятий, способствующих социальной адаптации и интеграции слепых обучающихся;
осуществление текущей диагностики, позволяющей получать информацию о состоянии психоэмоционального статуса обучающихся, продвижении слепых обучающихся в овладении специальными знаниями, умениями и навыками;
корректирование программы коррекционной работы с учетом результатов диагностических исследований;
обеспечение непрерывности коррекционной поддержки обучающихся в образовательном процессе и повседневной жизни;
оценку достижения планируемых результатов обучающихся в освоении курсов коррекционно-развивающей области.
68.12.5. Направления коррекционной работы и их содержание:
1. Диагностическое направление предполагает как проведение диагностических процедур, так и анализ их результатов с целью учета полученных данных в организации и реализации коррекционной работы и реализуется посредством:
изучения и анализа данных, представленных психолого-педагогической комиссией на каждого обучающегося;
изучения социальной ситуации развития и условий семейного воспитания слепого обучающегося;
наблюдения за слепым обучающимся с целью выявления трудностей адаптации к условиям образовательной организации;
проведения обследования слепых обучающихся с целью выявления особых образовательных (в том числе и индивидуальных) потребностей;
осуществления текущей диагностики, позволяющей получать информацию о состоянии психоэмоционального статуса слепых обучающихся, о его продвижении в овладении специальными знаниями, умениями и навыками;
мониторинга достижений планируемых результатов обучающихся в освоении курсов коррекционно-развивающей области.
2. Коррекционно-развивающее направление предполагает обеспечение благоприятных условий для личностного развития каждого обучающегося, овладение специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для социальной адаптации и интеграции, коррекцию недостатков физического развития и профилактику вторичных отклонений в развитии, что реализуется посредством:
создания образовательной среды, способствующей личностному развитию каждого обучающегося;
обогащения чувственного опыта, активного и систематического включения в деятельность слепых обучающихся сохранных анализаторов;
проведения групповой коррекционной работы посредством реализации курсов коррекционно-развивающей области ("Социально-бытовая ориентировка", "Предметно-пространственная ориентировка", "Охрана, развитие остаточного зрения и зрительного восприятия", "Развитие осязания и мелкой моторики", "Развитие коммуникативной деятельности", "Ритмика", "Тифлотехника") с учетом особых образовательных потребностей обучающихся;
проведения индивидуальной коррекционной работы с обучающимися, имеющими наряду с типологическими индивидуальные особые образовательные потребности;
закрепления сформированных в процессе групповой и индивидуальной коррекционной работы знаний, развития умений, способов деятельности в урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;
реализации мероприятий, способствующих социальной адаптации и интеграции слепых обучающихся;
корректирования программы коррекционной работы с учетом результатов диагностических исследований;
реализации комплексных (с учетом данных, полученных от различных специалистов) рекомендаций по вопросам обучения и воспитания слепого обучающегося.
3. Консультативное направление обеспечивает непрерывность коррекционной поддержки слепых обучающихся в образовательном процессе и повседневной жизни, что реализуется посредством:
взаимодействия с родителями (законными представителями) по вопросам обучения и воспитания слепых (в том числе и по вопросам создания необходимых офтальмо-гигиенических условий для обучения и воспитания слепых с остаточным зрением);
проведения специалистами (педагогами-психологами, учителями-дефектологами) консультаций педагогических работников по вопросам организации и содержания коррекционной поддержки слепых обучающихся;
разработки комплексных (с учетом данных, полученных от различных специалистов) рекомендаций по удовлетворению особых образовательных (в том числе и индивидуальных) потребностей слепого обучающегося и оказание консультативной поддержки родителям (законным представителям), педагогическим работникам в их реализации.
Информационно-просветительское направление предусматривает повышение компетентности всех участников образовательного процесса по вопросам воспитания и обучения слепых, что реализуется посредством обеспечения педагогических работников и родителей (законных представителей) необходимыми знаниями и умениями. Реализация данного направления предусматривает использование различных форм работы: лекций, бесед, тренингов, семинаров.
68.12.6. Планируемые результаты освоения программы коррекционной работы:
освоение образовательной среды, повышение возможностей в предметно-пространственной и социально-бытовой ориентировке;
совершенствование навыков ориентировки в микропространстве и формирование умений в ориентировке в макропространстве;
расширение круга предметно-практических умений и навыков;
использование в учебной деятельности и повседневной жизни всех сохранных анализаторов, средств оптической коррекции и тифлотехнических средств;
использование освоенных ориентировочных умений и навыков в новых (нестандартных) ситуациях;
осуществление учебно-познавательной деятельности с учетом имеющихся противопоказаний и ограничений;
овладение эффективными компенсаторными способами учебно-познавательной и предметно-практической деятельности;
сформированность самостоятельности и мобильности в учебной деятельности и повседневной жизни;
повышение познавательной и социальной активности;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, не имеющими ограничений по возможностям здоровья, в различных социальных ситуациях;
овладение вербальными и невербальными средствами общения;
расширение представлений о широком социуме;
освоение педагогическими работниками, родителями (законными представителями) знаний о консультативной помощи по вопросам обучения, воспитания слепых.
Механизм взаимодействия специалистов по реализации программы коррекционной работы.
Основой реализации механизма взаимодействия специалистов, работающих в образовательной организации, по реализации программы коррекционной работы выступает комплексный междисциплинарный подход. Данный подход предполагает при разработке организационно-содержательных характеристик коррекционной работы учет данных:
комплексного (обследование всеми специалистами: медицинскими работниками, педагогами-психологами, педагогическими работниками) обследования обучающегося;
всестороннего и целостного (исследование познавательной деятельности, состояния эмоционально-волевой сферы, поведения обучающегося) изучения слепого обучающегося.
Эффективность механизма взаимодействия специалистов по реализации программы коррекционной работы слепых обучающихся во многом зависит от уровня развития социального партнерства. Социальное партнерство предполагает сотрудничество с образовательными организациями, различными организациями (государственными и негосударственными) и ведомствами, занимающимися вопросами образования и семьи; общественными организациями инвалидов и родительскими ассоциациями, родительской общественностью.
Федеральная рабочая программа воспитания представлена в разделе LXXXVIII Федеральная рабочая программа воспитания ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей