36.3. Окружающий природный мир. Пояснительная записка

36.3. Окружающий природный мир. Пояснительная записка.

Федеральная рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" на уровне начального общего образования глухих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития составлена на основе требований к результатам освоения АООП НОО, установленными ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, федеральной программы воспитания.

Важным аспектом обучения глухих обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету "Окружающий природный мир" рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, ее многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

Цель: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Основные задачи программы: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире. Программа представлена следующими разделами: "Растительный мир", "Животный мир", "Временные представления", "Объекты неживой природы".

В процессе формирования представлений о неживой природе обучающийся получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман), о цикличности в природе - сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Обучающийся знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание обучающегося обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, обучающийся учится выполнять доступные действия: посадка, полив и другой уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.

Формирование представлений у глухих обучающихся с умеренной или тяжелой умственной отсталостью должно происходить по принципу "от частного к общему". Сначала обучающийся знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем обучающийся знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные и несъедобные грибы). Обучающийся получает представление о значении грибов в природе и жизни человека, о способах их переработки (варка, жарка, засол, консервирование).

Материально-техническое обеспечение предмета включает: объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в том числе собранного вместе с обучающимися в ходе экскурсий); наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у обучающихся доступных представлений о природе; аудио- и видеоматериалы.

По возможности в организации создаются "живые уголки" для непосредственного контакта с живыми обитателями природы (аквариумными рыбками, птицами, хомячками, морскими свинками). При наличии соответствующих ресурсов в организации может быть создан небольшой скотный двор, в котором содержатся домашние животные и птицы, разбит небольшой учебный огород и (или) поставлена тепличка. Подобные хозяйства обеспечивают условия эффективного формирования представлений об окружающем мире, а также развитию навыков трудовой деятельности для обучающихся. Кроме того, организованные занятия с животными и растениями способствуют нормализации эмоционального состояния обучающихся в процессе их непосредственного контакта с живой природой. В случае отсутствия возможности выращивать растения и содержать животных в учреждении, необходимо организовывать учебные поездки обучающихся в зоопарк, на ферму, в тепличные хозяйства.

36.3.1. Содержание обучения:

1. Растительный мир.

Представление о растениях (дерево, куст, трава). Представление о деревьях (береза, дуб, клен, ель, осина, сосна, ива, каштан). Представление о фруктах (яблоко, слива, вишня, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви). Представление об овощах (помидор, огурец, капуста, лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец). Представление о ягодах (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, клюква). Представление о грибах (белый гриб, мухомор, шампиньон, лисичка, подосиновик, опята, поганка). Представление о цветах (астра, гладиолус, тюльпан, нарцисс, роза, лилия, пион). Представление о пряных травянистых растениях (петрушка, укроп, мята). Представление о комнатных растениях (герань, кактус, фиалка, фикус), особенностях ухода за ними, значение в жизни человека (украшение помещения, очищение воздуха в помещении). Представление о зерновых культурах (пшеница, просо, ячмень, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы), хлебе. Представление о значении растений в жизни человека: сборе урожая овощей, фруктов, ягод, грибов, способах их переработки (изготовление сока, варенья, джема, варка, жарка, засол).

2. Животный мир.

Представление о животном. Представление о домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Представление о диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр). Представление о птице. Представление о домашних птицах (курица (петух), утка, гусь, индюк). Представление о перелетных и зимующих птицах (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова, аист, ласточка). Представление о водоплавающих птицах (лебедь, утка, гусь). Представление о рыбе. Представление о речных рыбах (сом, окунь, щука). Представление о морских рыбах (акула, сельдь, камбала, рыба-еж, скат). Представление о насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, муха, комар, пчела, таракан). Представление о морских обитателях (кит, дельфин, морская звезда, креветка). Представление о животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, тюлень, морж). Представление о диких животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, обезьяна, бегемот, крокодил). Представление о значении животных в жизни человека (источник питания, из шкур и шерсти изготавливают одежду).

3. Объекты природы.

Представление о почве. Представление о воде. Представление об огне. Представление о воздухе. Представление о земле и небе. Представление о реке. Представление о водоеме. Представление о лесе. Представление о луге. Представление о формах земной поверхности. Представление об изображении земной поверхности на карте. Представление о полезных ископаемых (уголь, нефть, газ) с учетом местных природных ресурсов. Представление о значении объектов природы в жизни человека.

4. Временные представления.

Представление о частях суток. Представление о неделе. Представление о годе. Представление о временах года (осень, зима, весна, лето). Представление о сезонных явлениях природы (дождь, снег, гроза, радуга, туман, ветер). Представление о погоде текущего дня. Представления о деятельности человека в контексте течения времени: в разное время года, в разную погоду. Измерение времени (календарь, часы).

36.3.2. Планируемые результаты освоения учебного предмета:

1. Овладение элементарными представлениями о неживой природе:

наличие элементарных представлений о временах года, умение обозначить их признаки с помощью невербальных и вербальных средств;

понимание элементарных причинно-следственных связей между явлениями природы;

наличие представлений об опасности некоторых погодных явлений;

формирование умения адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям;

наличие элементарных представлений об объектах неживой природы (земле, воздухе, лесе, луге, реке, водоемах, огне и других);

явлениях природы (дождь, гроза, снегопад, радуга и других);

умение ориентироваться на жизненно важные звучания природных явлений;

наличие элементарных представлений о времени:

умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года;

2. Формирование представлений о животном и растительном мире:

интерес к живой природе;

знание наиболее знакомых домашних и диких животных, условий их жизни;

представления о наиболее распространенных домашних растениях и растениях ближайшего окружения (огород, сад, парк). Понимание элементарных связей между жизнью животных и растений и продуктами питания (молоко, овощи, фрукты);

наличие желания участвовать в уходе за животными и растениями;

представления о необходимых орудиях для работы на участке, в огороде, безопасному обращению с ними;

знание правил безопасного для мира природы поведения человека;

3. Развитие активности, любознательности во взаимодействии с миром живой и неживой природы:

наличие интереса к явлениям и объектам неживой (гроза, вода, снег, камни) и живой природы (росту животных, растений, появлению детенышей, цветов, плодов).