122. Программа коррекционной работы

122. Программа коррекционной работы.

122.1. Программа коррекционной работы должна обеспечивать:

выявление особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА;

осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической и социальной помощи обучающимся с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПК и ИПРА);

122.2. Программа коррекционной работы должна содержать:

перечень, содержание и план реализации коррекционно-развивающих занятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА;

систему комплексного психолого-педагогического и социального сопровождения обучающихся с НОДА в условиях образовательного процесса, включающего психолого-педагогическое обследование обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития обучающихся, их успешности в освоении АООП НОО, корректировку коррекционных мероприятий;

механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий педагогических работников, специалистов в области сопровождения, медицинских работников образовательной организации и специалистов других организаций, специализирующихся в области семьи и детства.

122.3. Курсы коррекционно-развивающей области.

Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими курсами: "Логопедические занятия", "Психокоррекционные занятия", "Коррекционные занятия с дефектологом", "Двигательная коррекция".

Предметы (курсы) коррекционно-развивающей направленности, а также занятия, направленные на развитие осознания, ощущений, ориентировки в пространстве и на плоскости, которые являются основой для развития жизненных компетенций. Чем сложнее нарушение развития, тем более необходимы данные коррекционно-развивающие занятия.

Коррекционно-развивающая область может быть представлена курсами, направленными на развитие ощущений, ориентировки в пространстве.

В связи с необходимостью развития коммуникативных навыков возможно введение коррекционно-развивающих занятий "Основы коммуникации".

С обучающимися, имеющими выраженные двигательные нарушения в сочетании с нарушениями пространственных представлений, могут быть введены коррекционные курсы "Психомоторика", "Развитие мануальной деятельности", обеспечивающие коррекцию и компенсацию нарушений мелкой моторики.

У большинства обучающихся с НОДА наблюдается выраженная дисгармония в способностях усваивать разные циклы учебных дисциплин. При хороших (и даже высоких) показателях усвоения одних учебных предметов они могут испытывать значительные затруднения при обучении другим предметам. Это связано и с направленностью личности обучающегося, но чаще - со спецификой познавательной деятельности, обусловленной поражением центральной нервной системы. Для данной категории обучающихся характерно сочетание нескольких нарушений (ДЦП в сочетании с сенсорными нарушениями, различными неврологическими синдромами). В связи с этим возможно введение коррекционного курса "Коррекция аналитико-синтетической деятельности" с обучающимися, нуждающимися в особых условиях обучения в соответствии с темпом и уровнем усвоения образовательной программы для более эффективного обучения.

122.4. Коррекционно-развивающие занятия проводятся с обучающимися по мере выявления педагогическим работником, педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. При изучении индивидуальных особенностей обучающегося принимаются во внимание следующие показатели: психофизическое состояние и развитие, особенности и уровень развития познавательной сферы, особенности усвоения знаний, умений, навыков, предусмотренных программой.

При подготовке и проведении коррекционно-развивающих занятий учитываются индивидуальные особенности каждого обучающегося.

122.5. Коррекционно-развивающие занятия с обучающимися с НОДА предусматривают: занятия ЛФК, логопедические занятия и индивидуальные и групповые занятия по коррекции и развитию когнитивных функций.

122.6. Задачами коррекционно-развивающих занятий являются:

предупреждение вторичных биологических и социальных отклонений в развитии, затрудняющих образование и социализацию обучающегося;

исправление нарушений психофизического развития медицинскими, психологическими, педагогическими средствами;

формирование у обучающихся средств компенсации дефицитарных психомоторных функций, не поддающихся исправлению;

формирование способов познавательной деятельности, позволяющих обучающемуся осваивать учебные предметы.

122.7. Комплексная абилитация обучающихся с НОДА предусматривает коррекцию физических недостатков с помощью массажа и ЛФК, логопедическую работу, психологическую коррекцию.

Коррекция и компенсация двигательных нарушений обучающихся реализуются в соответствии с медицинскими рекомендациями педагогами адаптивной физической культуры и инструкторами ЛФК. Индивидуальные занятия по адаптивной физической культуре и ЛФК обеспечивают коррекцию с учетом индивидуальных двигательных особенностей обучающихся.

(п. 122 в ред. Приказа Минпросвещения России от 17.07.2024 N 495)

(см. текст в предыдущей редакции)

123. Федеральная рабочая программа воспитания представлена в разделе LXXXVIII Федеральная рабочая программа воспитания ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ.