68.4. Коррекционно-развивающая область: "Социально-бытовая ориентировка"

68.4. Коррекционно-развивающая область: "Социально-бытовая ориентировка":

1. Личная гигиена. Распорядок дня, необходимость его соблюдения. Правила личной гигиены мальчиков и девочек. Представления о последовательности утреннего и вечернего туалета. Значение соблюдения правил личной гигиены для сохранения и укрепления здоровья человека. Гигиенические правила поведения в местах общего пользования. Туалетные принадлежности по уходу за лицом, волосами, зубами. Хранение индивидуальных наборов туалетных принадлежностей. Правила расчесывания волос, хранение расчески, приемы чистки расчески. Различные сорта мыла, шампуня. Выбор шампуня для мытья головы, мыть голову. Щетки для мытья рук. Ориентировка во времени по часам.

2. Одежда. Назначение разных видов одежды. Виды одежды для девочек и мальчиков. Одежда по сезону: зимняя, летняя, демисезонная. Лицевая и изнаночная стороны одежды. Части одежды: воротник, рукава, манжеты, карманы, спинку, полочки. Виды тканей, из которых шьют одежду: хлопчатобумажная, шерстяная. Представления о видах труда по уходу за одеждой: складывание отдельно и в стопку, развешивание одежды на крючке, на платяной вешалке, размещение на стуле и в шкафу, чистка щеткой, стирка и глажение. Чистка одежды щеткой по плану: воротник, лацканы, низ изделия, все изделие целиком. Пути предупреждения загрязнения одежды: переодевание в соответствующую по назначению одежду, соблюдение аккуратности на улице и за столом, личной гигиены. Техника безопасности при работе с утюгом, иглой, булавкой, ножницами. Мелкий ремонт одежды: пришивание пуговицы, вешалки, обметывание петли для пуговиц, зашивание одежды по распоровшемуся шву, подшивание подогнутого края одежды.

3. Обувь. Назначение разных видов обуви: защищает ноги человека от пыли, холода, воды, грязи, травм; украшает человека. Различные предметы обуви. Различные виды обуви: мужская, женская, детская. Обувь по сезону: зимняя, летняя, демисезонная. Части обуви: носок, пятка, голенище, подошва, каблук, стелька. Виды труда по уходу за обувью. Материалы, инструменты, необходимые для ухода за обувью. Размещение обуви в отведенном для этого месте.

4. Питание. Основные продукты питания: название, чем отличаются (по внешнему виду, вкусу, запаху, консистенции). Различные группы продуктов: овощи, фрукты, мясные, рыбные, хлебобулочные, молочные, бакалейные. Внешний вид, вкус, запах. Мытье овощей, фруктов, ягоды. Извлечение продуктов из упаковки: разворачивание, вскрытие упаковки, выливание жидких продуктов, высыпание сыпучих продуктов, выкладывание овощей и фруктов. Приготовление простейших блюд. Обработка продуктов с помощью ножа: разрезание, нарезание, намазывание хлеба, чистка моркови, картофеля, вырезание испорченных мест. Способы техники безопасности при работе с режущими инструментами и приспособлениями; при приготовлении пищи. Сервировка стола к завтраку, ужину или обеду. Уход за посудой и столовыми принадлежностями. Правила поведения за столом.

5. Жилище. Функциональное назначение, предметное наполнение школьных и домашних помещений. Предметы мебели и их части. Соблюдение гигиенических требований, предъявляемых к жилым помещениям. Способы поддержания чистоты и уборки в помещении. Соблюдение норм освещения помещений. Использование необходимого инвентаря для уборки помещений, способы его хранения. Уход за комнатными растениями. Соблюдение санитарно-гигиенических требований и правил безопасности при уходе за комнатными растениями. Использование сохранных анализаторов в социально-бытовой ориентировке. Пользование бытовыми приборами, соблюдение техники безопасности.

6. Транспорт. Назначение транспорта (перевозка людей, грузов; уборка улиц; тушение пожара). Различные виды транспорта по назначению: пассажирский, грузовой, специальный. Различные транспортные средства. Узнавание транспорта по описанию и по характерным звукам. Представления о наличии маршрута у общественного транспорта. Основные части транспорта: кабина водителя, кузов, колеса, салон для пассажиров. Остановки транспортных средств. Обозначения номеров пассажирских транспортных средств. Вход и выход из пассажирского транспортного средства. Разные виды салонов транспортных средств, ориентировка в салонах. Профессии людей на транспорте: водитель, кондуктор, контролер. Оплата проезда в общественном транспорте. Обращение с проездными билетами: предъявление кондуктору, контролеру, водителю по их требованию, сохранение до конца поездки. Правила поведения пассажиров в общественном транспорте. Пользование формами речевого этикета пассажиров.

7. Предприятия торговли. Виды магазинов. Ориентирование в отделах магазинов; в отдельных видах магазинов; в ассортименте товаров различных видов магазинов. Узнавание вида магазина по витрине, по запаху, по условным обозначениям. Указатели видов магазинов. Режим работы магазинов. Совершение покупки в предприятиях торговли. Пользование денежными купюрами. Оплата покупки. Правила поведения при покупке товаров. Использовать формулы речевого этикета покупателя.

8. Культура поведения. Соблюдение правил поведения в повседневной жизни и в общественных местах. Воспитание умения содержать в порядке место, где трудится, занимается, играет. Формирование умения и желания трудиться. Нормы и правила общения со взрослыми и сверстниками. Обращение с просьбой к сверстникам и взрослым. Использование в речи вежливых слов. Соблюдение правил поведения при встрече и расставании со сверстниками и взрослыми. Соблюдение поведения в общественных местах, при посещении кинотеатра, музея, библиотеки. Соблюдение правил поведения в магазине и обращение за помощью. Соблюдение правил поведения в лесу, парке, на водоеме. Соблюдение правил поведения в гостях. Использовать неречевые средства общения (сдержанная поза, умеренность жестикуляции, поворот туловища к говорящему). Воспитание необходимости содержать в чистоте лицо, руки, тело, прическу, одежду, обувь. Правила поведения за столом: не класть руки на стол во время еды, есть с закрытым ртом, не спеша, тщательно пережевывая пищу; не втягивать еду с ложки; бережно относиться к хлебу и другим продуктам; правильно пользоваться столовыми приборами. Выбор подарков, изготовление своими руками.

9. Медицинская помощь. Соблюдение правил хранения лекарств в домашней аптечке, применение лекарственных средств только по назначению врача. Пользование градусником. Оказание первой помощи при ожоге, порезе, ушибе. Уход за средствами оптической коррекции зрения (для слепых с остаточным зрением). Комплексы гимнастики для глаз для предупреждения или снятия зрительного переутомления (для слепых с остаточным зрением). Обращение к услугам различных служб и учреждений.

68.4.1. Планируемые результаты освоения коррекционного курса:

68.4.1.1. Предметные результаты.

У слепых обучающихся будут формироваться первоначальные представления о бытовой и социальной сферах жизни в образовательной организации, которые позволят сделать достаточно комфортным их пребывание в школе, повысить статус в семье, обогатить знаниями и умениями, способствующими расширению круга общения. Слепые обучающиеся осознают значимость навыков социально-бытовой ориентировки для адаптации к школьной жизни, самостоятельности и независимости от помощи окружающих.

Обучающиеся овладеют способами предметно-практической деятельности при использовании знакомых предметов в бытовой, учебной среде. У них будут развиваться умения использовать осязание и другие сохранные анализаторы, компенсаторные способы действия для освоения умений и навыков социально-бытовой ориентировки. Обучающиеся овладеют элементарными знаниями о современных тифлотехнических средствах, повышающих возможности слепых в социально-бытовой ориентировке. Они овладеют навыками самообслуживания для решения жизненно важных практических задач. У обучающихся будет формироваться потребность в аккуратности, навыки культуры поведения в различных социально-бытовых ситуациях.

Слепые обучающиеся получат сведения об окружающих их предметах, о взаимоотношениях с людьми, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.

Обучающиеся получат возможность познакомиться с различными службами и учреждениями; у них будет формироваться умение обращаться к их услугам.

Слепой обучающийся научится:

1. Личная гигиена: выполнять практические действия, направленные на формирование навыков самообслуживания, личной гигиены мальчиков и девочек; гигиенические правила поведения в местах общего пользования; использовать разнообразные туалетные принадлежности по уходу за руками, лицом, волосами, зубами (различные сорта мыла, шампуни, зубные пасты, зубные щетки, крема для рук, расчески, щетки для мытья рук, мочалки, губки, различные виды полотенец); пользоваться часами, ориентироваться во времени; использовать и хранить индивидуальные наборы туалетных принадлежностей; применять в практической деятельности способы предупреждения зрительного переутомления и рационально использовать остаточное зрение.

2. Одежда: называть предметы одежды; части одежды: воротник, рукава, манжеты, карманы, лацканы, подол, спинка, полочки, пояс; определять лицевую и изнаночную стороны одежды; использовать по назначению: одежда школьная, домашняя, спортивная, повседневная, праздничная, рабочая; определять способы хранения одежды: складывание, развешивание на стуле, на вешалке, на крючок; хранить одежду в шкафу: размещать по сезонному использованию; по частоте использования; по сочетаемости в ансамбле; использовать необходимые материалы, инструменты по уходу за одеждой; соблюдать требования техники безопасности при работе с утюгом, иглой, булавкой, ножницами; соблюдать аккуратность при играх на улице, при приеме пищи.

3. Обувь: использовать обувь по назначению: обувь для дома и улицы, спортивная, повседневная, праздничная; по сезону: зимняя, летняя, демисезонная обувь; определять, из каких материалов изготовлена обувь: кожаная, резиновая, валяная, текстильная (из ткани); ухаживать за обувью: мыть, сушить мокрую обувь, чистить; использовать принадлежности для ухода за обувью, хранить в специально отведенном месте; рациональным способам размещения обуви.

4. Жилище: называть функциональное назначение, предметное наполнение школьных и домашних помещений; назвать предметы мебели и их части; соблюдать гигиенические требования, предъявляемые к жилым помещениям; использовать способы поддержания чистоты и уборки в помещении; соблюдать нормы освещения помещений; использовать необходимый инвентарь для уборки помещений, способам его хранения; ухаживать за комнатными растениями; соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила безопасности при уходе за комнатными растениями; использовать сохранные анализаторы в социально-бытовой ориентировке; пользоваться бытовыми приборами, соблюдая технику безопасности.

5. Питание: узнавать основные продукты питания по их названию, отличать по внешнему виду, вкусу, запаху; отличать свежие продукты от испорченных; мыть овощи, фрукты, ягоды; извлекать продукты из упаковки: разворачивать, вскрывать упаковки, выливать жидкие продукты, высыпать сыпучие продукты, выкладывать овощи и фрукты; соблюдать технику безопасности при работе с режущими инструментами и приспособлениями; при приготовлении пищи; готовить простейшие блюда; наливать кипяток в заварочный чайник и в чашку; выполнять сервировку стола к завтраку, ужину или обеду; соблюдать правила поведения за столом.

6. Транспорт: узнавать транспортные средства; пользоваться наземным пассажирским транспортом, а также метро; находить ближайшую остановку пассажирского транспортного средства по характерным особенностям; находить места размещения номеров пассажирских транспортных средств (для слепых с остаточным зрением); приобретать проездные билеты, обращаться с проездными документами; соблюдать правила поведения в общественном транспорте; использовать в речи формулы речевого этикета.

7. Культура поведения: соблюдать правила поведения в повседневной жизни и в общественных местах; общаться со сверстниками и взрослыми; соблюдать правила поведения при встрече и расставании со сверстниками и взрослыми; использовать неречевые средства общения (сдержанная поза, умеренность жестикуляции, поворот туловища к говорящему); обращаться с просьбой к сверстнику и взрослому; соблюдать поведения в общественных местах при посещении кинотеатра, музея, библиотеки; соблюдать правила поведения в магазине и обращаться за помощью; соблюдать правила поведения в лесу, парке, на водоеме; соблюдать правила поведения в гостях; выбирать подарки.

8. Медицинская помощь: соблюдать правила хранения лекарств в домашней аптечке, применять лекарственные средства только по назначению врача; пользоваться градусником; оказывать первую помощь; ухаживать за средствами оптической коррекции зрения (для слепых с остаточным зрением); выполнять комплексы гимнастики для глаз, с целью предупреждения или снятия зрительного переутомления (для слепых с остаточным зрением); обращаться к услугам различных служб и учреждений.

9. Предприятия торговли: ориентироваться в отделах магазинов; в отдельных видах магазинов; ориентироваться в ассортименте товаров различных видов магазинов; находить указатели видов магазинов; узнавать режим работы магазинов; ориентироваться по слуху в помещениях магазинов; совершать покупки в предприятиях торговли; соблюдать правила поведения при покупке товаров; использовать формулы речевого этикета покупателя; пользоваться денежными купюрами.

68.4.1.2. Метапредметные результаты: личностное самоопределение, восприятие "образа я" как субъекта социально-бытовой деятельности; оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор; понимание значения овладения навыками социально-бытовой ориентировки для самостоятельности; ориентация на социально-бытовую независимость; ориентация в оценках взрослых и сверстников, понимание причин успеха и (или) неуспеха в бытовой, коммуникативной сферах деятельности; овладение конкретными представлениями об окружающих предметах и действиях с ними; развитие учебно-познавательного интереса к социально-бытовой ориентировке; алгоритмизация действий как компенсаторный способ достижения результата по социально-бытовой ориентировке; выбор наиболее эффективных способов решения социально-бытовых задач в зависимости от конкретных условий; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов социально-бытовой ориентировки; использование сохранных анализаторов для овладения практическими умениями и навыками по социально-бытовой ориентировке; овладение сравнением, анализом, группировкой окружающих объектов (предметов) в процессе обучения социально-бытовой ориентировке; развитие коммуникативной компетентности слепых обучающихся на основе организации совместно-продуктивной деятельности; умение вносить в ранее освоенные бытовые и ориентировочные действия необходимые коррективы для достижения искомого результата; развитие эстетических представлений и критериев на основе изобразительной и художественной конструктивной деятельности в процессе совместной социально-бытовой деятельности; построение речевого высказывания в устной и письменной форме при общении в социально-бытовой ситуации; умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в системе координат "слепой - зрячий", "слепой - слепой" в совместной продуктивной деятельности; умение адекватно воспринимать, понимать и использовать вербальные и невербальные средства общения в процессе социально-бытовой ориентировки.