200.5. Характеристика основных направлений коррекционной работы

200.5. Характеристика основных направлений коррекционной работы.

200.5.1. Диагностическая работа, которая обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с РАС с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержания АООП НОО.

Проведение диагностической работы предполагает осуществление:

1) психолого-педагогического обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей:

развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;

развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания обучающегося;

2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении АООП НОО;

3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.

В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы работы:

сбор сведений об обучающемся у родителей (законных представителей) (беседы, анкетирование, интервьюирование);

беседы с обучающимися, педагогическими работниками и родителями (законными представителями);

наблюдение за обучающимися во время учебной и внеурочной деятельности;

психолого-педагогический эксперимент;

изучение работ обучающегося (тетради, рисунки, поделки);

оформление документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за обучающимся).

200.5.2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию обучающихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования.

Коррекционно-развивающая работа включает:

составление индивидуальной программы психологического сопровождения обучающегося (совместно с педагогическими работниками);

формирование в классе психологического климата, комфортного для всех обучающихся;

организация внеурочной деятельности, направленной на эмоциональное, общее социально-личностное развитие обучающихся, активизацию их познавательной деятельности;

разработку оптимальных для развития обучающихся с РАС групповых и индивидуальных психокоррекционных программ (методик, методов и приемов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями;

организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития обучающихся;

развитие эмоционально-волевой и личностной сферы обучающегося и коррекцию его поведения;

социальное сопровождение обучающегося в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы:

занятия индивидуальные и групповые;

игры, упражнения, этюды;

психокоррекционные методики;

беседы с обучающимися;

организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование).

200.5.3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения обучающихся с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

Консультативная работа включает:

психолого-педагогическое консультирование педагогических работников по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных обучающихся;

консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи обучающемуся в освоении АООП НОО.

В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы:

беседа, семинар, лекция, консультация,

анкетирование педагогических работников, родителей (законных представителей);

разработка методических материалов и рекомендаций педагогическому работнику, родителям (законным представителям);

психологическое консультирование основывается на принципах анонимности, доброжелательного и безоценочного отношения к консультируемому, ориентации на его нормы и ценности, включенности консультируемого в процесс консультирования.

200.5.4. Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с РАС, взаимодействия с педагогическими работниками и сверстниками, их родителями (законными представителями).

Информационно-просветительская работа включает:

проведение тематических выступлений для педагогических работников и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся;

оформление информационных стендов, печатных и других материалов;

психологическое просвещение педагогических работников с целью повышения их психологической компетентности;

психологическое просвещение родителей (законных представителей) с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности.

200.5.5. Социально-педагогическое сопровождение, направленное на создание условий и обеспечение наиболее целесообразной помощи и поддержки.

Социально-педагогическое сопровождение включает:

разработку и реализацию программы социально-педагогического сопровождения обучающихся, направленную на их социальную интеграцию в общество;

взаимодействие с социальными партнерами и общественными организациями в интересах обучающегося и его семьи.

В процессе информационно-просветительской и социально-педагогической работы используются следующие формы и методы работы:

индивидуальные и групповые беседы, семинары, тренинги;

лекции для родителей (законных представителей);

анкетирование педагогических работников, родителей (законных представителей);

разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям (законным представителям).

Механизмы реализации программы коррекционной работы.

Взаимодействие специалистов образовательной организации в процессе реализации АООП НОО является одним из основных механизмов реализации программы коррекционной работы.

Взаимодействие специалистов требует:

создания программы взаимодействия всех специалистов в рамках реализации коррекционной работы;

осуществления совместного многоаспектного анализа эмоционально-волевой, личностной, коммуникативной, двигательной и познавательной сфер обучающихся с целью определения имеющихся проблем;

разработки и реализации комплексных индивидуальных и групповых программ коррекции эмоционально-волевой, личностной, коммуникативной, двигательной и познавательной сфер обучающихся.

Взаимодействие специалистов образовательной организации с организациями и органами государственной власти, связанными с решением вопросов образования, охраны здоровья, социальной защиты и поддержки обучающихся с РАС с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Социальное партнерство как современный механизм, основанный на взаимодействии образовательной организации с организациями культуры, общественными организациями и другими институтами общества.

Социальное партнерство включает сотрудничество (на основе заключенных договоров):

с организациями дополнительного образования культуры, физической культуры и спорта в решении вопросов развития, социализации, здоровьесбережения, социальной адаптации и интеграции в общество обучающихся с РАС;

со средствами массовой информации в решении вопросов формирования отношения общества к лицам с РАС;

с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей (законных представителей) обучающихся с ОВЗ и другими негосударственными организациями в решении вопросов социальной адаптации и интеграции в общество обучающихся с РАС;

с родителями (законными представителями) обучающихся с РАС в решении вопросов их развития, социализации, здоровьесбережения, социальной адаптации и интеграции в общество.

Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания ФАОП НОО обучающихся с РАС с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (вариант 8.4).

200.5.6. Содержание коррекционно-развивающей области (направления) представлено следующими обязательными коррекционными курсами: "Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие" (фронтальные и индивидуальные занятия), "Сенсорное развитие" (индивидуальные занятия), "Двигательное развитие" (фронтальные занятия), "Предметно-практические действия" (индивидуальные занятия), "Коррекционно-развивающие занятия" (индивидуальные занятия).

Содержание данной области может быть дополнено образовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся на основании рекомендаций ПМПК, ИПР.

200.5.6.1. Коррекционный курс: "Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие (альтернативная коммуникация)" (фронтальные и индивидуальные занятия).

Обучающийся с РАС, не владеющий вербальной речью, имеет серьезные трудности коммуникации и социализации, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение речи с использованием альтернативных средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы с обучающимся с РАС. Альтернативные и дополнительные средства коммуникации могут использоваться для дополнения речи (если речевые возможности обучающегося ограничены) или ее замены, в случае ее отсутствия.

Основные задачи реализации содержания: Формирование разнообразных моделей общения с постепенным сокращением дистанции взаимодействия с окружающими, возможных форм визуального и тактильного контакта, способности проникать в эмоциональный смысл ситуации общения. Формирование коммуникативных навыков, включая использование средств альтернативной и дополнительной коммуникации.

Приоритетной задачей коррекционной работы является обучение средствам коммуникации, в том числе, при необходимости, средствам альтернативной коммуникации. В процессе практического общения происходит освоение обучающимися с РАС с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР умения применять освоенные ими средства.

Техническое оснащение включает: предметы, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради, записывающие устройства, а также компьютерные программы и синтезирующие речь устройства.

Содержание коррекционных занятий.

Освоение и использование средств невербальной коммуникации: взгляда, мимики, жеста, предмета, графического изображения, знаков, таблицы букв, карточек с печатными словами, набор букв как средства коммуникации. Освоение и использование технических коммуникативных устройств, а также компьютерных устройств, синтезирующих речь).

200.5.6.2. Коррекционный курс: "Сенсорное развитие" (индивидуальные занятия).

Целью обучения является обогащение чувственного опыта.

Основные задачи реализации содержания: Обогащение чувственного опыта через постепенное расширение спектра воспринимаемых обучающимся с РАС с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР сенсорных, тактильных стимулов. Формирование способности обследовать окружающие предметы адекватным способом. Формирование и расширение набора доступных бытовых навыков и произвольных практических действий. Формирование навыков предметно-практической и познавательной деятельности.

Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта обучающихся, то есть от того, насколько полно обучающийся с РАС с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития воспринимает окружающий мир. Чем тяжелее нарушения у обучающегося, тем важнее развитие его чувственного опыта. Обучающиеся с РАС избирательно чувствительны к некоторым сенсорным воздействиям, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.

Программно-методический материал включает 5 разделов: "Зрительное восприятие", "Слуховое восприятие", "Кинестетическое восприятие", "Восприятие запаха", "Восприятие вкуса".

Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений, стимуляцию активности обучающегося. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции обучающегося, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Обучающийся с РАС с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.

Для реализации курса необходимо специальное материально-техническое оснащение, включающее: оборудованную сенсорную комнату, сухой (шариковый) и водный бассейны, игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности.

Содержание коррекционных занятий:

1. Зрительное восприятие: прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед и назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание и различение цвета объекта. Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете. Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив обучающегося, справа и слева от него.

2. Слуховое восприятие: локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии. Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение объектов, одинаковых по звучанию.

3. Кинестетическое восприятие: адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий). Адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Адекватная реакция на давление на поверхность тела. Адекватная реакция на положение тела (горизонтальное, вертикальное). Адекватная реакция на положение частей тела. Адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. Различение материалов по характеристикам (температура, фактура, влажность, вязкость).

4. Восприятие запаха: адекватная реакция на запахи. Различение объектов по запаху. Восприятие вкуса: адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий).

5. Узнавание продукта по вкусу. Различение основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).

200.5.6.3. Коррекционный курс: "Двигательное развитие" (фронтальные занятия).

Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций органов человека. У большинства обучающихся с РАС имеется нарушение произвольной организации двигательной активности, значительно ограничивающее возможности самостоятельной деятельности обучающихся. Поэтому работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков является целью индивидуальных форм работы.

Основные задачи реализации содержания: Мотивация двигательной активности; поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона произвольных движений и профилактика возможных двигательных нарушений; освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации); формирование функциональных двигательных навыков; развитие функции руки, в том числе мелкой моторики; формирование зрительно-двигательной координации, ориентировки в пространстве; обогащение сенсомоторного опыта. Целенаправленное развитие движений на специально организованных занятиях, которые проводятся инструкторами ЛФК и (или) учителями адаптивной физкультуры.

Такая работа организуется в физкультурном зале, в классе и дома в соответствии с рекомендациями специалиста по ЛФК.

Техническое оснащение курса включает: средства для фиксации ног, груди, таза; мягкие формы и приспособления для придания положения лежа, сидя, стоя; ограничители; гимнастические мячи различного диаметра, гамак, тележки, коврики, специальный велосипед, тренажеры.

Содержание коррекционных занятий.

Удержание головы. Выполнение движений головой. Выполнение движений руками, пальцами рук. Выполнение движений плечами. Опора на предплечья и кисти рук. Броски и ловля мяча. Отбивание мяча от пола. Изменение поз в положении лежа, сидя, стоя. Поза на четвереньках. Ползание. Сидение. Опора на колени (изменение положения тела из положения "сидя на пятках"). Стояние на коленях. Ходьба на коленях. Вставание из положения "стоя на коленях". Стояние. Выполнение движений ногами. Ходьба по ровной и наклонной поверхности, по лестнице. Ходьба на носках, пятках, высоко поднимая бедро, захлестывая голень, приставным шагом, широким шагом, в полуприседе, приседе. Бег с захлестыванием голени, высоко поднимая бедро, приставным шагом. Прыжки на двух ногах, на одной ноге. Удары по мячу ногой.

200.5.6.4. Коррекционный курс: "Предметно-практические действия" (индивидуальные занятия).

Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

Основные задачи реализации содержания: Формирование интереса к предметному рукотворному миру; освоение простых действий с предметами и материалами; умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий.

У обучающихся с РАС с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций могут быть существенно нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих обучающихся с РАС, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи обучающемуся необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.

Программно-методический материал включает 2 раздела: "Действия с материалами", "Действия с предметами".

В процессе обучения происходит знакомство с различными предметами и материалами, обучающиеся осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как захват, удержание, перекладывание, которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.

Материально-техническое оснащение учебного предмета "Предметно-практические действия" включает: предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины).

Содержание коррекционных занятий.

Действия с материалами: сминание, разрывание, размазывание, разминание, пересыпание, переливание, наматывание.

Действия с предметами: захватывание, удержание, отпускание, встряхивание, толкание, вращение, нажимание всей рукой, пальцем, сжимание двумя руками, одной рукой, пальцами, притягивание к себе, вынимание, складывание, перекладывание, вставление, нанизывание.

200.5.6.5. Коррекционный курс: "Коррекционно-развивающие занятия" (индивидуальные занятия).

Основные задачи реализации содержания: Коррекция отдельных сторон психической деятельности, нарушений познавательной и эмоционально-личностной сферы. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений неадекватного поведения (стереотипии, неадекватные крик и смех, аффективные вспышки, агрессия, самоагрессия). Дополнительная помощь в освоении отдельных предметно-практических действий, в формировании представлений, в формировании и закреплении базовых моделей социального взаимодействия. Развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.

Коррекционно-развивающие занятия направлены:

на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающихся с РАС, не охваченных содержанием программ учебных предметов и коррекционных занятий;

на индивидуальную коррекционную реабилитацию деятельности, недоступную без специально организованной помощи со стороны специалистов;

на развитие индивидуальных способностей обучающихся, активизацию потенциальных психофизических ресурсов.

Учитывая специфику индивидуального психофизического развития и возможности конкретного обучающегося, образовательная организация имеет возможность дополнить содержание коррекционной работы, отражая его в СИПР.

201. Федеральная рабочая программа воспитания представлена в разделе LXXXVIII Федеральная рабочая программа воспитания ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ.