131. Программа коррекционной работы

131.1. Программа коррекционной работы должна обеспечивать:

выявление особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и легкой умственной отсталостью;

осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической и социальной помощи обучающимся с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПК и ИПРА);

131.2. Программа коррекционной работы должна содержать:

перечень, содержание и план реализации коррекционно-развивающих занятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА и с легкой умственной отсталостью;

систему комплексного психолого-педагогического и социального сопровождения обучающихся с НОДА и с легкой умственной отсталостью в условиях образовательного процесса, включающего психолого-педагогическое обследование обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития обучающихся, их успешности в освоении АООП НОО, корректировку коррекционных мероприятий;

механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий педагогических работников, специалистов в области сопровождения, медицинских работников образовательной организации и специалистов других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов.

131.3. Содержание курсов коррекционно-развивающей области.

Курсы коррекционно-развивающей области являются основой для формирования и развития жизненных компетенций обучающихся.

Для всех обучающихся необходимо введение коррекционного курса "Двигательная коррекция". В связи с необходимостью развития коммуникативных навыков обучающихся возможно введение коррекционного курса "Основы коммуникации". С умственно отсталыми обучающимися, имеющими выраженные двигательные нарушения рекомендуются коррекционные курсы по направлению "Развитие деятельности" ("Психомоторика", "Развитие мануальной деятельности"), обеспечивающие коррекцию и компенсацию нарушений мелкой моторики. Возможно введение коррекционных курсов "Формирование навыков самообслуживания", "Формирование навыков социально-бытовой ориентировки" с обучающимися, нуждающимися в особых условиях обучения и воспитания для более эффективного обучения самостоятельности.

(пп. 131.3 в ред. Приказа Минпросвещения России от 17.07.2024 N 495)

(см. текст в предыдущей редакции)

131.3.1. Содержание курса "Формирование навыков социально-бытовой ориентировки".

Содержание курса "Формирование навыков социально-бытовой ориентировки" определяется основными направлениями коррекционно-развивающей работы по данному курсу:

формирование способности заботиться о себе;

развитие способности ориентироваться в окружающем мире и воспринимать его адекватно;

развитие умения понимать время и пользоваться расписанием;

развитие способности ориентироваться в социальных отношениях и умения включаться в них;

развитие умения пользоваться навыками общения в повседневной жизни.

Обязательным условием эффективной работы является практическое применение полученных умений.

131.3.2. Содержание курса "Формирование навыков самообслуживания".

Сформированность навыков самообслуживания и личной гигиены во многом определяют успешность адаптации обучающегося с НОДА и с легкой умственной отсталостью в образовательной организации. Формирование навыков самообслуживания у обучающихся данной категории тесно связано с двигательными возможностями и способностью осуществлять предметно-практическую деятельность. Важно, чтобы двигательные умения включались в повседневную бытовую жизнь и практическую деятельность, постоянно развивались и постепенно становились автоматизированными навыками.

Основная цель реализации курса - максимально возможная самостоятельность обучающихся.

Содержание курса "Формирование навыков самообслуживания" определяется основными направлениями коррекционно-развивающей работы по данному курсу:

формирование навыков личной гигиены;

формирование умений одеваться и раздеваться в соответствии с погодой;

формирование умений обуваться в соответствии с погодой и разуваться;

формирование умений, связанных с поглощением пищи (формируется не только на уроках самообслуживания);

формирование умений ухода за жилищем.

На занятиях могут быть использованы Монтессори-материалы, наглядные планы действий, карточки, наглядные дидактические материалы, натуральные предметы и их муляжи.

131.3.3. Содержание курса "Психомоторика

(в ред. Приказа Минпросвещения России от 17.07.2024 N 495)

(см. текст в предыдущей редакции)

Коррекционная работа в рамках данного курса осуществляется индивидуально с учетом структуры уровневых поражений. При поражении коркового, предметного уровня организации движений, когда невозможна смысловая организация двигательного акта, овладение движениями должно происходить с опорой на более сохранные нижележащие церебральные уровни. Движение формируется в первую очередь по подражанию. На этом этапе большая роль принадлежит ритмике. В дальнейшем тренировки усложняются: используется чередование двигательных ритмов, гимнастические упражнения, упражнения с предметами. Как только движения и действия начинают автоматизироваться, в упражнение включается вербальное сопровождение. При сохранности коркового, смыслового уровня организация движений коррекционная работа ведется по развитию двигательных качеств, временных и пространственных параметров движения. Она осуществляется путем длительных тренировок, расчленения действия на простые элементы, с опорой на более сохранные нижележащие церебральные уровни. Занятия по психомоторике проводятся индивидуально. Для каждого обучающегося разрабатывается программа коррекции в соответствии с его уровнем развития психомоторных функций. Для занятий психомоторикой могут быть использованы различные дидактические игры (пальчиковый театр, доска для психомоторики, конструкторы, разрезные картинки), речевое сопровождение, картинные и схематические планы, музыка, стихи (ритмическая организация движений), ролевые, сюжетные игры, импровизация и этюды, творческие работы.

Также на занятиях могут использоваться Монтессори-материалы.

Направления работы по психомоторике:

формирование движений руки, мелкой моторики;

развитие пространственного гнозиса;

развитие конструктивного праксиса;

формирование предметно-орудийных действий;

развитие аналитико-синтетической деятельности;

формирование и развитие смыслового уровня организации движений;

работа с компьютером;

развитие внимания;

развитие стереогноза;

развитие мимики.

131.3.4. Содержание курса "Двигательная коррекция".

Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций человека. У обучающихся с НОДА отмечаются нарушения опорно-двигательных функций, ограничивающие двигательную активность и возможности жизнедеятельности обучающихся.

Цель коррекционно-развивающей работы по курсу - развитие двигательных способностей функциональных возможностей обучающихся.

Основные задачи реализации содержания связаны с обеспечением коррекции двигательных нарушений в зависимости от индивидуальных особенностей и тяжести поражения опорно-двигательного аппарата.

Занятия проводятся инструкторами ЛФК и (или) учителями адаптивной физической культуры.

Содержание работы определяется основными направлениями коррекционной работы по курсу:

мотивация обучающихся к двигательной активности;

поддержка и развитие имеющихся двигательных возможностей, профилактика вторичных возможных нарушений;

обучение переходу из одной позы в другую;

освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации);

формирование функциональных двигательных навыков, которые обучающийся в дальнейшем научится использовать в повседневной жизни;

развитие функции руки, в том числе мелкой моторики;

формирование ориентировки в пространстве;

обогащение сенсомоторного опыта.

131.4. Коррекционно-развивающие занятия с обучающимися с НОДА предусматривают: занятия ЛФК, логопедические занятия и индивидуальные и групповые занятия по коррекции и развитию когнитивных функций.

Задачами коррекционно-развивающих занятий являются:

предупреждение вторичных биологических и социальных отклонений в развитии, затрудняющих образование и социализацию обучающегося;

исправление нарушений психофизического развития медицинскими, психологическими, педагогическими средствами;

формирование у обучающихся средств компенсации дефицитарных психомоторных функций, не поддающихся исправлению;

формирование способов познавательной деятельности, позволяющих обучающемуся осваивать учебные предметы.

131.5. Комплексная абилитация обучающихся с НОДА предусматривает медицинское воздействие, коррекцию физических недостатков с помощью массажа и ЛФК, логопедическую работу, психологическую коррекцию.

Коррекция и компенсация двигательных нарушений обучающихся реализуется в соответствии с медицинским рекомендациями учителями адаптивной физической культуры и инструкторами ЛФК. Индивидуальные занятия по адаптивной физической культуре и ЛФК обеспечивают коррекцию с учетом индивидуальных двигательных особенностей обучающихся.

132. Федеральная рабочая программа воспитания представлена в разделе LXXXVIII Федеральная рабочая программа воспитания ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ.