93.5. Рисование

93.5. Рисование.

Подготовительный период обучения:

различение формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки, узнавание основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб);

ориентировка на плоскости листа бумаги: нахождение середины, верхнего, нижнего, правого, левого края;

формирование графических представлений формы (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), различение круга и овала;

воспитание интереса к рисованию и рисункам;

развитие мелкой моторики руки: правильное удержание карандаша и кисточки, формирование навыка произвольной регуляции нажима и темпа движения (его замедление и ускорение), прекращение движения в нужной точке; сохранение направления движения;

восприятие произведений искусства: особенности художественного творчества: художник и зритель, отражение в произведениях пластических искусств отношения к природе, человеку и обществу, человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве, ведущие художественные музеи России (Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи.

Виды художественной деятельности:

1. Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, мелки. Приемы работы с некоторыми графическими материалами. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

2. Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет - основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

3. Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина - раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем - основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

4. Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин - раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон - сгибание, вырезание).

5. Декоративно-прикладное искусство.

Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

6. Беседы об изобразительном искусстве. Беседы на темы: "Как и о чем создаются картины", "Как и о чем создаются скульптуры".

Художники - создатели произведений живописи и графики: Ю. Васнецов, А. Саврасов, И. Левитан, И. Шишкин; Скульпторы: А. Опекушин, В. Мухина.

7. Обучение композиционной деятельности:

а) композиция: элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве, понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции, понятия: линия горизонта, ближе - больше, дальше - меньше, загораживание, роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное, композиционный центр (зрительный центр композиции), главное и второстепенное в композиции, симметрия и асимметрия;

б) цвет: основные и дополнительные цвета, теплые и холодные цвета, смешение цветов, роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа, эмоциональные возможности цвета, практическое овладение навыками работы с цветом, передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния;

в) линия: многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные), передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного;

г) форма: разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве, сходство и различие форм, простые геометрические формы, природные формы, силуэт.

8. Опыт художественно-творческой деятельности.

Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.

Овладение навыками работы отдельными графическими инструментами, приемами работы с некоторыми изобразительными материалами.

Овладение навыками изучения предметов на основе зрительного восприятия (анализ, соотнесение с сенсорными эталонами формы, выделение характерных признаков, сходство и различие с другими предметами, цвет, фактура) с использованием информации, полученной с помощью осязания.

Анализ цветных, контурных, силуэтных рисунков. Освоение основ реалистического рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения). Сходство и различие натуральной и декоративной формы.

Овладение элементарными основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой.

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, скульптуре.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, фактуры материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, аппликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, восковых мелков, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.

Использование нетрадиционных изобразительных техник.

93.5.1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета:

В результате изучения учебного предмета "Изобразительное искусство" у слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будут формироваться эстетические чувства, развиваться умения отличать "красивое" от "некрасивого". Обучающиеся получат возможность научиться высказывать мнения о произведениях искусства ("нравится" - "не нравится").

В результате изучения предмета "Рисование" слабовидящие обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будут овладевать элементарными практическими умениями и навыками в процессе освоения отдельных видов художественной деятельности; расширять опыт самовыражения средствами изобразительного искусства.

93.5.2. Слабовидящий обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевает определенной системой знаний, умений, навыков:

1. Восприятие искусства и виды художественной деятельности:

способностью воспринимать отдельные доступные виды искусства посредством зрительного восприятия и всех сохранных анализаторов (рассматривание книжных иллюстраций, репродукций)

умением различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними;

умением видеть и понимать красивое, дифференцировать "красивое" от "некрасивого";

умением узнавать и описывать произведения искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений;

знаниями о ведущих художественных музеях России и художественных музеях своего региона.

2. Азбука искусства (Как говорит искусство?):

элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (изобразительной, декоративно-прикладной);

умениями создания простых композиций на заданную тему на плоскости и в пространстве;

навыками использования различных художественных материалов для воплощения замысла;

умениями различать основные и дополнительные, теплые и холодные цвета; использовать их в собственной учебно-творческой деятельности;

навыками наблюдения и сравнения пространственной формы предмета на основе зрительного и осязательного восприятия; правилами изображения предметов различной несложной формы;

умением пользоваться рисунком при изучении различных учебных предметов, в техническом творчестве, трудовой и практической деятельности;

умениями читать рисунок и соотносить его с натурой.

3. Значимые темы искусства (О чем говорит искусство?):

умением выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним;

умениями передавать характер и намерения объекта - природы, человека, сказочного героя, предмета, явления - в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта с опорой на правила и усвоенные способы действия.