56. Федеральные учебные планы

56. Федеральные учебные планы.

Федеральный учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки, состав и структуру обязательных предметных областей, курсов коррекционно-развивающей области, внеурочной деятельности, в том числе распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.

Федеральный учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.

56.1. Федеральный учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

56.1.1. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов, обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся, и учебное время, отводимое на их изучение по годам обучения.

Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального общего образования:

формирование гордости за свою страну, приобщение к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;

готовность обучающихся с нарушенным слухом с легкой умственной отсталостью к продолжению образования в последующие годы;

формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;

личностное развитие обучающегося с нарушенным слухом в соответствии с его индивидуальностью;

минимизацию негативного влияния нарушений на развитие обучающегося и профилактику возникновения вторичных отклонений.

Образовательная организация самостоятельна в выборе видов деятельности по каждому предмету, курсу коррекционно-развивающей области (проектная деятельность, практические занятия, экскурсии).

Обязательная часть содержит перечень учебных предметов.

56.1.2. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает:

увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;

введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.

56.1.2.1. Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность, включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной деятельности.

Коррекционно-развивающая область включает следующие коррекционные курсы: "Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи", "Музыкально-ритмические занятия", "Развитие слухового восприятия и техника речи", "Социально-бытовая ориентировка", "Развитие познавательной сферы", которые являются обязательными.

Образовательная организация вправе самостоятельно определять технологии, способы организации деятельности обучающихся по другим направлениям внеурочной деятельности.

Часы коррекционно-развивающей области не входят в предельно допустимую учебную нагрузку, проводятся во внеурочное время. Реализация данной области осуществляется за счет часов, отводимых на внеурочную деятельность (количество часов на коррекционно-развивающую область должно быть не менее 5 часов в неделю в течение всего срока обучения) (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований).

56.2. Набор учебных предметов, их соотношение по годам обучения предусматривает оптимальную нагрузку обучающихся на каждом году обучения, обеспечивает качественное усвоение учебных предметов.

56.3. Продолжительность урока со 2 класса - 40 минут, в 1 классе (в том числе дополнительном) - 35 минут. Продолжительность перемен между уроками 10 минут, после 2 и 3 уроков - по 20 минут.

Продолжительность фронтального коррекционного занятия составляет в 1 классе (в том числе дополнительном) - 35 минут, со 2 класса - 40 минут. Продолжительность индивидуального коррекционного занятия составляет не более 30 минут.

56.4. Расписание уроков составляется отдельно для обязательной, внеурочной деятельности (в том числе коррекционно-развивающей области). Между последним уроком и началом внеурочной деятельности рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью, составляет не более 10 часов (в том числе из них не менее 5 часов в неделю на коррекционно-развивающую область в течение всего срока обучения на уровне начального общего образования) и определяется приказом образовательной организации (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований).

56.5. Федеральный учебный план ФАОП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2.3).

Предметные области

Учебные предметы (учебные курсы)

Количество часов в неделю

Всего

I доп.

I

II

III

IV

V

Обязательная часть

Язык и речевая практика

Русский язык

6

6

4

4

4

4

28

Чтение и развитие речи

-

-

4

4

4

4

16

Развитие речи

4

4

3

3

3

3

20

Предметно-практическое обучение

2

2

Математика

Математика

4

4

4

4

4

4

24

Естествознание

Ознакомление с окружающим миром

1

1

1

1

-

-

4

Окружающий мир

-

-

-

-

1

1

2

Искусство

Изобразительное искусство

1

1

1

1

1

1

6

Технология

Труд (технология)

-

2

1

1

1

1

6

Физическая культура

Физическая культура (Адаптивная физическая культура)

3

3

3

3

3

3

18

Итого

21

21

21

21

21

21

126

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

-

-

2

2

2

2

8

Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) в соответствии с санитарными правилами и нормами

21

21

23

23

23

23

134

Внеурочная деятельность:

10

10

10

10

10

10

60

Коррекционно-развивающая область, из них:

6

6

6

6

5

5

34

формирование речевого слуха и произносительной стороны речи (индивидуальные занятия)

3

3

3

3

3

3

18

музыкально-ритмические занятия (фронтальные занятия)

2

2

2

1

-

-

7

развитие слухового восприятия и техника речи (фронтальные занятия)

1

1

1

-

-

-

3

социально-бытовая ориентировка (фронтальные занятия)

-

-

-

1

1

1

3

развитие познавательной сферы (индивидуальные занятия)

-

-

-

1

1

1

3

Другие направления внеурочной деятельности

4

4

4

4

5

5

26

Всего часов

31

31

33

33

33

33

194

В учебном плане на коррекционные курсы "Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи" (индивидуальные занятия) и "Развитие познавательной сферы" (индивидуальные занятия) количество часов в неделю указано на одного обучающегося.

При реализации данной федеральной адаптированной образовательной программы должны быть созданы специальные условия, обеспечивающие освоение обучающимися содержания образовательной программы в полном объеме с учетом их особых образовательных потребностей и особенностей здоровья.

(п. 56 в ред. Приказа Минпросвещения России от 17.07.2024 N 495)

(см. текст в предыдущей редакции)