55.10. Коррекционно-развивающая область: коррекционный курс "Социально-бытовая ориентировка"

55.10. Коррекционно-развивающая область: коррекционный курс "Социально-бытовая ориентировка".

55.10.1. Пояснительная записка.

Основной целью коррекционного курса "Социально-бытовая ориентировка" является реализация практической подготовки обучающихся к самостоятельной жизни, овладение опытом социального поведения для наиболее полной адаптации в обществе.

Обучение по данному курсу направлено на решение следующих задач:

накопление и развитие представлений об окружающем мире;

развитие нравственных качеств личности в процессе элементарной социально-бытовой деятельности;

развитие личностных качеств обучающихся в ходе практического овладения социально-бытовым опытом, а также при участии в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх;

развитие мотивации к овладению социальным опытом и социальными ролями;

накопление опыта социального поведения и регуляции собственного поведения;

развитие познавательной сферы в процессе элементарной социально-бытовой деятельности;

обеспечение речевого развития обучающихся в процессе овладения ими элементарной социально-бытовой деятельностью;

накопление опыта взаимодействия и взаимоотношений со сверстниками и взрослыми как с нормальным, так и с нарушенным слухом в различных видах доступной внеурочной деятельности.

55.10.2. Содержание обучения.

Познавательная культура:

Познай себя.

Темы: Имя, фамилия, возраст. Моя семья: члены семьи, их имена. Мои друзья. Основы взаимоотношений в семье. Мои любимые занятия. Семейные праздники. Мой город (деревня). Моя страна. Сезонные изменения, выбор одежды в соответствии с погодными явлениями.

Воспитание здорового образа жизни.

Темы: Режим дня и его роль в сохранении здоровья. Личная гигиена: соблюдение правил личной гигиены для сохранения и укрепления здоровья, уход за волосами, охрана зрения, питание. Прогулка. Физзарядка. Участие в спортивных мероприятиях. Спортивные игры на воздухе (лыжи, санки, коньки). Подвижные игры (2 - 3 игры). Народные игры (2 - 3 игры). О вреде курения. Медицинская помощь. Виды медицинской помощи. Общение с врачом. Правила безопасного поведения.

Я и общество.

Темы: Я, семья, соседи. Я, класс, школа. Основы взаимоотношений в коллективе с друзьями, в семье. Средства связи, пользование ими. Поведение и общение в общественных местах (магазин, аптека, поликлиника). Транспорт, культура поведения в транспорте.

Нравственная культура.

Темы: Правила поведения в школе, дома. Общение с малышами и старшими. Поздравительные открытки. Правила поведения в классе, школе, семье, в общественных местах. Социокультурная жизнь и средства коммуникации людей с нарушениями слуха. Достижения людей с нарушениями слуха в труде, спорте, искусстве.

Трудовая культура.

Темы: Самообслуживание. Хозинвентарь. Инструменты и их применение. Правила техники безопасности. Приготовление пищи. Гигиена приготовления пищи. Столовая посуда, ее назначение. Санитарно-гигиенические требования к столовой посуде. Сервировка стола к завтраку, обеду, ужину. Правила ухода за одеждой и обувью. Мелкий ремонт одежды (пришивание пуговиц, вешалки, крючка, зашивание распоровшегося шва). Правила уборки помещения, бытовые приборы, техника безопасности. Генеральная уборка помещения (последовательность работ). Чистящие и моющие средства, уход за комнатными растениями, уход за домашними животными, уход за аквариумными рыбками. Приготовление пищи, разнообразие продуктов питания, их использование с учетом здорового образа жизни.

Профессиональная ориентация.

Темы: Профессии родителей (законных представителей); профессии сотрудников школы; профессии выпускников школы; профессии, с которыми обучающиеся знакомятся в годы обучения в школе-интернате. Культура делового общения.

Коммуникативная культура.

Темы: Правила поведения в классе, семье (при встрече, прощании). Деловое общение в общественных организациях. Организация игр, труда, отдыха. Эмоционально-личностное общение. Поведение в гостях. Речевое поведение при общении со слышащими сверстниками и взрослыми.

55.10.3. Планируемые результаты освоения курса:

владение элементарной информацией о себе, своей семье, ближайшем социальном окружении, о городе (деревне или другом месте своего проживания);

владение элементарной информацией о нашей стране, в том числе, о ее государственном устройстве;

развитие патриотических чувств;

владение элементарной информацией об организации жизни людей в городе и сельской местности, основных видах их деятельности, социально-бытовой и культурной жизни;

наличие элементарных представлений о трудовой деятельности взрослых людей, о профессиях, включая профессии родителей (законных представителей);

овладение основами элементарных правовых знаний, необходимых для жизнедеятельности обучающихся, умениями их применять в жизни;

овладение элементарными морально-этическими представлениями, их реализация в различных видах деятельности при взаимодействии окружающими людьми разного возраста;

накопление элементарного опыта социального поведения, необходимого для реализации задач жизнедеятельности;

овладение элементарными умениями устной коммуникации в часто повторяющихся жизненных ситуациях (при пользовании индивидуальными слуховыми аппаратами);

применение умений восприятия звуков окружающего мира (при пользовании индивидуальными слуховыми аппаратами) для более полноценной социальной адаптации;

применение в жизнедеятельности знакомых ассистивных технологий;

владение информацией о социокультурной жизни людей с нарушениями слуха, их достижениями, средствах коммуникации; межличностное взаимодействие с лицами, имеющими нарушения слуха, при использовании средств коммуникации, доступных партнерам по общению, в том числе русского жестового языка;

самостоятельное решение элементарных задач, связанных с обеспечением жизнедеятельности, в том числе с самообслуживанием, с помощью близким;

овладение элементарными умениями ведения домашнего хозяйства;

овладение основами гигиены и здорового образа жизни;

выполнение элементарных знакомых правил поведения в экстремальных ситуациях;

выполнение элементарных знакомых правил техники безопасности;

элементарное понимание собственных возможностей и ограничений жизнедеятельности в связи имеющимся нарушением.