55.10. Коррекционно-развивающая область: коррекционный курс "Социально-бытовая ориентировка"
55.10.1. Пояснительная записка.
Основной целью коррекционного курса "Социально-бытовая ориентировка" является реализация практической подготовки обучающихся к самостоятельной жизни, овладение опытом социального поведения для наиболее полной адаптации в обществе.
Обучение по данному курсу направлено на решение следующих задач:
накопление и развитие представлений об окружающем мире;
развитие нравственных качеств личности в процессе элементарной социально-бытовой деятельности;
развитие личностных качеств обучающихся в ходе практического овладения социально-бытовым опытом, а также при участии в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх;
развитие мотивации к овладению социальным опытом и социальными ролями;
накопление опыта социального поведения и регуляции собственного поведения;
развитие познавательной сферы в процессе элементарной социально-бытовой деятельности;
обеспечение речевого развития обучающихся в процессе овладения ими элементарной социально-бытовой деятельностью;
накопление опыта взаимодействия и взаимоотношений со сверстниками и взрослыми как с нормальным, так и с нарушенным слухом в различных видах доступной внеурочной деятельности.
Темы: Имя, фамилия, возраст. Моя семья: члены семьи, их имена. Мои друзья. Основы взаимоотношений в семье. Мои любимые занятия. Семейные праздники. Мой город (деревня). Моя страна. Сезонные изменения, выбор одежды в соответствии с погодными явлениями.
Воспитание здорового образа жизни.
Темы: Режим дня и его роль в сохранении здоровья. Личная гигиена: соблюдение правил личной гигиены для сохранения и укрепления здоровья, уход за волосами, охрана зрения, питание. Прогулка. Физзарядка. Участие в спортивных мероприятиях. Спортивные игры на воздухе (лыжи, санки, коньки). Подвижные игры (2 - 3 игры). Народные игры (2 - 3 игры). О вреде курения. Медицинская помощь. Виды медицинской помощи. Общение с врачом. Правила безопасного поведения.
Темы: Я, семья, соседи. Я, класс, школа. Основы взаимоотношений в коллективе с друзьями, в семье. Средства связи, пользование ими. Поведение и общение в общественных местах (магазин, аптека, поликлиника). Транспорт, культура поведения в транспорте.
Темы: Правила поведения в школе, дома. Общение с малышами и старшими. Поздравительные открытки. Правила поведения в классе, школе, семье, в общественных местах. Социокультурная жизнь и средства коммуникации людей с нарушениями слуха. Достижения людей с нарушениями слуха в труде, спорте, искусстве.
Темы: Самообслуживание. Хозинвентарь. Инструменты и их применение. Правила техники безопасности. Приготовление пищи. Гигиена приготовления пищи. Столовая посуда, ее назначение. Санитарно-гигиенические требования к столовой посуде. Сервировка стола к завтраку, обеду, ужину. Правила ухода за одеждой и обувью. Мелкий ремонт одежды (пришивание пуговиц, вешалки, крючка, зашивание распоровшегося шва). Правила уборки помещения, бытовые приборы, техника безопасности. Генеральная уборка помещения (последовательность работ). Чистящие и моющие средства, уход за комнатными растениями, уход за домашними животными, уход за аквариумными рыбками. Приготовление пищи, разнообразие продуктов питания, их использование с учетом здорового образа жизни.
Темы: Профессии родителей (законных представителей); профессии сотрудников школы; профессии выпускников школы; профессии, с которыми обучающиеся знакомятся в годы обучения в школе-интернате. Культура делового общения.
Темы: Правила поведения в классе, семье (при встрече, прощании). Деловое общение в общественных организациях. Организация игр, труда, отдыха. Эмоционально-личностное общение. Поведение в гостях. Речевое поведение при общении со слышащими сверстниками и взрослыми.
55.10.3. Планируемые результаты освоения курса:
владение элементарной информацией о себе, своей семье, ближайшем социальном окружении, о городе (деревне или другом месте своего проживания);
владение элементарной информацией о нашей стране, в том числе, о ее государственном устройстве;
развитие патриотических чувств;
владение элементарной информацией об организации жизни людей в городе и сельской местности, основных видах их деятельности, социально-бытовой и культурной жизни;
наличие элементарных представлений о трудовой деятельности взрослых людей, о профессиях, включая профессии родителей (законных представителей);
овладение основами элементарных правовых знаний, необходимых для жизнедеятельности обучающихся, умениями их применять в жизни;
овладение элементарными морально-этическими представлениями, их реализация в различных видах деятельности при взаимодействии окружающими людьми разного возраста;
накопление элементарного опыта социального поведения, необходимого для реализации задач жизнедеятельности;
овладение элементарными умениями устной коммуникации в часто повторяющихся жизненных ситуациях (при пользовании индивидуальными слуховыми аппаратами);
применение умений восприятия звуков окружающего мира (при пользовании индивидуальными слуховыми аппаратами) для более полноценной социальной адаптации;
применение в жизнедеятельности знакомых ассистивных технологий;
владение информацией о социокультурной жизни людей с нарушениями слуха, их достижениями, средствах коммуникации; межличностное взаимодействие с лицами, имеющими нарушения слуха, при использовании средств коммуникации, доступных партнерам по общению, в том числе русского жестового языка;
самостоятельное решение элементарных задач, связанных с обеспечением жизнедеятельности, в том числе с самообслуживанием, с помощью близким;
овладение элементарными умениями ведения домашнего хозяйства;
овладение основами гигиены и здорового образа жизни;
выполнение элементарных знакомых правил поведения в экстремальных ситуациях;
выполнение элементарных знакомых правил техники безопасности;
элементарное понимание собственных возможностей и ограничений жизнедеятельности в связи имеющимся нарушением.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей