48.5. Коррекционно-развивающая область: коррекционный курс "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи"

48.5. Коррекционно-развивающая область: коррекционный курс "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи".

48.5.1. Пояснительная записка.

На индивидуальных занятиях осуществляются формирование речевого слуха, развитие слухозрительного восприятия устной речи, обучение произношению слабослышащих, позднооглохших, перенесших операцию кохлеарной имплантации, а также глухих обучающихся, которые получают начальное общее образование на основе варианта 2.2.

Основные задачи коррекционного курса включают:

формирование речевого слуха, создание и развитие на этой базе принципиально новой слухозрительной основы восприятия устной речи;

формирование достаточно внятной, членораздельной речи, приближающейся по звучанию к устной речи слышащих и нормально говорящих людей, умений осуществлять самоконтроль произносительной стороны речи, использовать в речевом общении естественные невербальные средства коммуникации.

В процессе специальной (коррекционной) работы развиваются:

1. Личностные УУД: мотивация к овладению устной речью, устной коммуникацией; развитие речевого поведения, готовности применять приобретенный опыт в восприятии и воспроизведении устной речи в учебной и внеурочной деятельности, в том числе совместной со слышащими людьми. У обучающихся формируется готовность и развиваются мотивы к постоянному пользованию индивидуальными средствами слухопротезирования (индивидуальными слуховыми аппаратами, кохлеарными имплантами, кохлеарным имплантом и индивидуальным слуховым аппаратом) с учетом индивидуализированных аудиолого-педагогических рекомендаций.

2. Регулятивные УУД: способности принимать, сохранять и выполнять учебную задачу, осуществлять, контролировать и оценивать свои речевые действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

3. Познавательные УУД: способности воспринимать и анализировать поступающую речевую информацию, осуществлять вероятностное прогнозирование речевой информации на основе воспринятых элементов речи, их анализа и синтеза с опорой на коммуникативную ситуацию, речевой и внеречевой контекст. Важное значение придается развитию коммуникативных УУД - способности осуществлять общение в разных видах учебной и внеурочной деятельности на основе устной речи, моделировать собственные высказывания с учетом ситуации общения и речевых партнеров, выражать собственные мысли и чувства в устных высказываниях в соответствии с нормами русского языка, активно участвовать в диалоге при использовании знакомой лексики разговорного и учебно-делового характера, выражать в устных высказываниях непонимание при затруднении в восприятии речевой информации, говорить внятно и естественно, реализуя сформированные произносительные умения.

В процессе обучения учитываются индивидуальные особенности каждого обучающегося, включая его возраст, состояние слуха, особенности слухопротезирования, фактическое состояние речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны (по данным стартовой диагностики при поступлении обучающегося в школу и мониторинга развития восприятия и воспроизведения устной речи, который проводится не реже двух раз в год в конце каждого полугодия), уровень общего и речевого развития.

При характеристике системы работы по развитию слухового восприятия у обучающихся с нарушениями слуха используются определенные термины, раскрывающие ее особенности: слуховой словарь - речевой материал (фразы, слова и словосочетания), который обучающиеся воспринимают на слух; речевой материал, знакомый по звучанию - фразы, слова и словосочетания, которые обучающиеся неоднократно воспринимали слухозрительно и на слух; речевой материал, незнакомый по звучанию - фразы, слова и словосочетания, которые обучающиеся воспринимают сразу на слух без предварительного предъявления педагогическим работником образца их звучания; различение - восприятие на слух речевого материала сразу после неоднократного предъявления педагогическим работником образца его звучания в ситуации ограниченного наглядного выбора при использовании предметов, картинок, письменных табличек; опознавание - восприятие на слух речевого материала, знакомого по звучанию вне ситуации наглядного выбора; распознавание - восприятие на слух речевого материала, который не использовался в процессе слуховой тренировки, то есть незнакомого обучающемуся по звучанию, осуществляется вне ситуации наглядного выбора.

Развитие речевого слуха у слабослышащих обучающихся осуществляется как с использованием звукоусиливающей аппаратуры (при этом в первоначальный период обучения может использоваться стационарная аппаратура индивидуального пользования, в дальнейшем - только индивидуальные слуховые аппараты), так и без нее. У других категорий обучающихся с нарушениями слуха развитие слухового восприятия речи осуществляется с помощью средств электроакустической коррекции слуха на основе аудиолого-педагогических рекомендаций.

В процессе развития речевого слуха используются фразы, слова и словосочетания, необходимые обучающимся в общении в учебной и внеурочной деятельности, сначала знакомые им по значению, затем и незнакомые. В работе широко используются тексты (диалогического и монологического характера), представляющие типичные для обучающихся коммуникативные ситуации на уроках и во внеурочное время. Кроме этого, обучающиеся воспринимают на слух слоги и слогосочетания, отдельные звуки в связи с работой над произношением, исправлением грамматических ошибок в их речи.

Поэтапность развития речевого слуха предполагает переход от различения и опознавания на слух речевого материала (фраз, слов и словосочетаний) к его распознаванию; от работы на материале хорошо знакомых слов, фраз, текстов к незнакомым; от восприятия материала со стационарной звукоусиливающей аппаратурой к его различению и опознаванию на слух с индивидуальными слуховыми аппаратами, распознаванию с индивидуальными слуховыми аппаратами, от восприятия речи в специальных акустических условиях к ее восприятию в обычных акустических условиях, а также при незначительном шуме; от восприятия речи педагогического работника к восприятию речи по телефону, в аудиозаписи, от восприятия речи разговорной громкости к восприятию речи, произносимой шепотом. У слабослышащих обучающихся развитие речевого слуха осуществляется также без аппаратов (с учетом индивидуальных возможностей).

Обучение произношению направлено на развитие внятной, членораздельной речи, естественной по звучанию. Развитие у обучающихся внятной, достаточно естественной речи необходимо для осуществления устной коммуникации с окружающими. Достижение максимальной членораздельности речи, возможно полнее отображающей фонетическую систему языка, важно для реализации устной речью роли носителя языка, инструмента мышления.

В процессе обучения произношению реализуются аналитико-синтетический, концентрический, полисенсорный методы. Большое значение придается выработке у обучающихся соответствующих слуховых дифференцировок (при использовании звукоусиливающей аппаратуры); в процессе обучения произношению применяются специальные компьютерные программы, визуальные приборы. В ходе всего образовательно-коррекционного процесса используется фонетическая ритмика (методический прием обучения произношению, базирующийся на взаимодействии речедвижений, развивающегося слухового восприятия и различных движений тела, рук, ног, соответствующих по характеру отрабатываемому элементу речи и способствующих достижению планируемых результатов).

Содержание специального обучения произношению включает ряд разделов работы, направленных на развитие у обучающихся умений правильно пользоваться речевым дыханием, воспроизводить слитно на одном выдохе слова и короткие фразы, членить фразы на синтагмы; формирование и развитие умений пользоваться голосом нормальной высоты и силы, без грубых отклонений от нормального тембра, развитие модуляций голоса по силе и высоте; развитие навыков правильного воспроизведения звукового состава речи и ее ритмико-интонационной структуры, слов и фраз. В процессе обучения на каждом занятии используются разные виды речевой деятельности (от менее самостоятельных - подражание, чтение, к более самостоятельным - называние картинок, рядовая речь, ответы на вопросы, самостоятельная речь) и различные виды работы, способствующие развитию у обучающихся интереса и высокой работоспособности на занятии. Важное значение придается формированию у обучающихся самоконтроля произносительной стороны речи. У обучающихся развивается естественная манера речи, умение пользоваться при передаче речевой информации соответствующими неречевыми средствами - выражением лица, позой, естественными жестами.

В процессе обучения произношению реализуется индивидуальный подход. Планирование работы над произношением каждого обучающегося осуществляется с учетом фактического состояния его произносительной стороны речи, особенностей слухоречевого развития.

Речевой материал для специальной работы по формированию произносительной стороны речи обучающихся включает слова, словосочетания, фразы, а также слоги, слогосочетания и звуки; в процессе обучения используются короткие тексты диалогического и монологического характера, стихотворения. Речевой материал отбирается с учетом знакомости обучающимся и необходимости им в общении в различных видах учебной и внеурочной деятельности, соответствия фонетической задачи занятия.

Коррекционный курс состоит из двух взаимосвязанных разделов: формирование речевого слуха и формирование произносительной стороны речи. Время, отведенное на эти разделы на индивидуальных занятиях, делится пополам: половина времени отводится на работу по формированию речевого слуха, половина времени - на работу по обучению произношению. При этом в процессе развития слухового и слухозрительного восприятия устной речи обучающиеся систематически и целенаправленно побуждаются к наиболее полной реализации произносительных возможностей, достаточно внятной, естественной и выразительной речи; при обучении произношению они учатся воспринимать на слух фразы, слова, словосочетания и тексты, а также слоги, слогосочетания и некоторые отдельные звуки, элементы интонации, над которыми ведется работа на данном занятии.

Педагогический работник, ведущий занятия "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи по результатам мониторинга достижения каждым обучающимся планируемых результатов развития речевого слуха и произносительной стороны речи составляет отчет, который предоставляет администрации образовательной организации. В конце каждого учебного года педагогическими работниками, ведущими учебные предметы "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи", "Музыкально-ритмические занятия" и "Развитие слухового восприятия и техника речи" совместно составляется характеристика слухоречевого развития каждого обучающегося, отражающая результаты контрольных проверок, динамику развития речевого слуха, слухозрительного восприятия речи, ее произносительной стороны, развития восприятия неречевых звучаний, музыки, особенности овладения программным материалом, достижение обучающимся планируемых личностных и метапредметных результатов обучения.

48.5.2. Содержание обучения.

48.5.2.1. Развитие речевого слуха:

восприятие на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов или с помощью кохлеарного импланта и индивидуального слухового аппарата (кохлеарных имплантов) речевого материала, связанного с учебной и внеурочной деятельностью (фраз, слов, словосочетаний текстов разных жанров и стилей) в разных условиях: в условиях подсказывающей ситуации (только в начале обучения) при отборе тематически однородного материала, объявлении темы занятия, заглавия текста, предъявления картинки, иллюстрирующей речевой материал); вне подсказывающей ситуации; в изолированных от шума помещениях; в условиях, близких к естественным; при восприятии на слух речи разговорной громкости и шепотной (с учетом индивидуальных возможностей обучающихся); при увеличении расстояния от диктора (педагогического работника); при восприятии речи педагогического работника, другого обучающегося, при использовании аудиозаписи;

восприятие на слух (с помощью индивидуальных средств слухопротезирования) текстов (до 16 - 18 и более предложений);

восприятие на слух близких по звучанию слов; развитие фонематического слуха обучающихся;

восприятие на слух речевого материала слабослышащими обучающимися без использования слуховых аппаратов.

Развитие речевого слуха обучающихся проводится на речевом материале различной степени сложности (с учетом общего и слухоречевого развития обучающихся) с использованием разных видов речевой деятельности и с применением различных видов работ: ответы на вопросы; выполнение поручений с речевым комментарием; повторение сообщения; восприятие фразы и подбор нужной картинки; работа по картине; составление или выбор из фразы словосочетаний по схеме; подсчет количества слов; дополнение предложений; запоминание слов, повторение в той же последовательности; определение пропущенного слова; нахождение ошибки в предъявленной фразе; составление предложения с данными словами; восприятие во фразе перемещающегося логического ударения и воспроизведение фразы; восприятие предложений с разной интонационной структурой, состоящих из одинаковых слов; составление плана рассказа; пересказ частей текста или текста целиком, воспринятого на слух, ответы на вопросы по тексту и выполнение заданий, участие в обсуждении текста или темы, по которой обучающийся воспринимал текст на слух, и другое.

48.5.2.2. Формирование произносительной стороны речи.

Развитие речевого дыхания: произнесение слитно, на одном выдохе, ряда слогов, слов, словосочетаний и фраз, выделяя дыхательными паузами необходимые синтагмы (по подражанию, по графическому знаку, самостоятельно в знакомых фразах); правильное выделение синтагм при помощи дыхательных пауз в процессе чтения, при воспроизведении текста, выученного наизусть (стихотворения), в самостоятельной речи.

Работа над голосом: формирование голоса нормальной высоты, силы и тембра, восприятие на слух и воспроизведение изменений высоты и силы голоса в пределах естественного диапазона, развитие естественных модуляций голоса по силе и высоте (базовых мелодических модуляций голоса); реализация сформированных модуляций голоса при передаче ритмико-интонационной структуры речи, изменение силы голоса в зависимости от расстояния до собеседника и необходимости соблюдать тишину (громко, тихо, шепотом).

Звуки и их сочетания: правильное произнесение в словах звуков речи и их сочетаний при реализации концентрического метода обучения произношению; дифференцированное произнесение гласных звуков в слова: "а-о, а-э, о-у, э-и, и-ы, и-у"; дифференцированное произнесение в словах согласных звуков: "с-ш, с-з, ш-ж, з-ж, с-щ, б-п, д-т, ц-с, ч-ш, ц-ч; м-п, м-б, н-т, в-д, н-д" (и их мягкие пары); "ц-с, ч-ш; ц-т, ч-т; с-ш; ф-в, п-б, т-д, к-г, с-з, ш-ж; ц-ч; ф-фь, п-пь, т-ть" и других мягких и твердых согласных; при необходимости коррекция звукового состава речи.

Работа над речевой интонацией: развитие слухового восприятия и воспроизведения ритмической структуры слов, темпа речи и его изменений, паузации, ритмико-мелодической структуры основных интонационных конструкций фраз и эмоционального содержания высказывания.

Работа над словом: воспроизведение слов слитно (в том числе со стечением согласных в одном слове или на стыке предлогов со словами, слов), голосом нормальной высоты, тембра и силы, в нормальном темпе, с соблюдением звукового состава (в том числе в первоначальный период обучения с использованием регламентированных замен), при соблюдении словесного ударения (в том числе с учетом его подвижности), орфоэпических норм; воспроизведение слова по образцу педагогического работника, графическому знаку, ритмов с помощью схем; подбор слов к соответствующим ритмам; при восприятии слов на слух определение количества слогов, ударного слога; формирование понятия "слог", "ударение"; разделение звуков речи на гласные и согласные; согласных звуков на звонкие и глухие; соблюдение следующих правил орфоэпии (сопряженно с педагогическим работником, отраженно и самостоятельно, по надстрочному знаку): безударный о произносится как а; звонкие согласные в конце слов и перед глухими согласными оглушаются; удвоенные согласные произносятся как один долгий; слова что, чтобы произносятся как "што", "штобы"; кого, чего и окончания -ого, -его - как "каво", "чево", -ова, -ева; непроизносимые согласные в словах не произносятся "(чу(в)ствуют", "со)л)нце)"; соблюдение в речи правильного произношения следующих звукосочетаний (по надстрочному знаку): тс - дс ("детство", "Братск"), стн - здн "(чес(т)но", "поз(д)но)"; произношение сочетаний предлогов в, из, под с существительными "(в саду, из сада, под стулом)"; гласный и после согласных ш, ж, ц произносятся как ы ("живот"); согласные (кроме ш, ж, ц) перед гласными э, и произносятся мягко ("перо, писать, Петя"); предлог с существительным типа "с братом", "с дедушкой" произносится как "збратом", "здедушкой"; звук г перед к, т произносится как х ("лехко"); сочетания сч, зч, жч произносятся как щ ("щипать"); окончания -тся, -ться произносятся как цца; свистящие с, з со следующим за ним шипящим как шипящие ("шшил, ижжарил").

Работа над фразой: воспроизведение фраз в нормальном темпе, слитно (на одном выдохе) или деля фразу паузами на синтагмы, соблюдая логическое и синтагматическое ударения, мелодический контур фраз, наиболее полно реализуя возможности воспроизведения слов.

Формирование навыков самоконтроля произносительной стороны речи.

Развитие естественной манеры речи, умения пользоваться при передаче речевой информации соответствующими естественными неречевыми средствами - выражением лица, позой, пластикой.

Закрепление навыков умеренно беглого темпа речи.

Выразительное чтение наизусть стихотворения, отрывка из художественной прозы. Выражение при чтении с помощью интонации своего отношения к прочитанному (стихотворению, отрывку из художественной прозы).

48.5.3. Планируемые результаты освоения курса.

Результатами освоения курса являются:

желание и умения обучающихся вступать в устную коммуникацию в процессе учебной и внеурочной деятельности, в знакомых жизненных ситуациях;

стремление к овладению восприятием и воспроизведением устной речи;

желание и умения пользоваться индивидуальными средствами слухопротезирования (с учетом аудиолого-педагогических рекомендаций);

умения восприятия на слух (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов или с помощью кохлеарного импланта и индивидуального слухового аппарата (кохлеарных имплантов) в зависимости от слухопротезирования обучающегося) речевого материала, связанного с учебной и внеурочной деятельностью: распознавания на слух фраз, слов, словосочетаний: в подсказывающей ситуации и вне ее; в изолированных от шума помещениях и в условиях, близких к естественным; при восприятии на слух речи разговорной громкости и шепотной (с учетом индивидуальных возможностей обучающихся); при увеличении расстояния от диктора (педагогического работника); при восприятии речи педагогического работника, другого обучающегося, при использовании аудиозаписи;

умения восприятия на слух (с помощью индивидуальных средств слухопротезирования) текстов разных жанров и стилей (до 16 - 18 и более предложений), отвечать на вопросы по тесту, выполнять задания, пересказывать текст, участвовать в обсуждении текста, в диалоге по теме текста;

умения восприятия на слух (с помощью индивидуальных средств слухопротезирования) близких по звучанию слов;

умения восприятия на слух (с помощью индивидуальных средств слухопротезирования) слогов и слогосочетаний, отдельных звуков в связи с работой над произношением и коррекцией грамматической структуры речи;

умения восприятия на слух речевого материала слабослышащими обучающимися без использования слуховых аппаратов;

при затруднении в восприятии устной речи реализация умений вероятностного прогнозирования речевой информации на основе воспринятых элементов речи, коммуникативной ситуации, речевого и внеречевого контекста;

выражение непонимания в устных высказываниях при затруднении в восприятии речевой информации;

умения произнесения отработанного речевого материала внятно и естественно при использовании в процессе устной коммуникации естественных невербальных средств (соответствующего выражения лица, позы, пластики);

умения реализовывать сформированные произносительные умения в самостоятельной речи и при чтении, декламации стихотворений, применять сформированные навыки самоконтроля произношения;

умения реализовывать сформированные коммуникативные действия, а также знакомые правила речевого этикета в процессе овладения восприятием и воспроизведением устной речи, а также в процессе устной коммуникации в учебной и внеурочной деятельности.