73.8. Физическая культура (Адаптивная физическая культура)

73.8. Физическая культура (Адаптивная физическая культура):

1. Знания о физической культуре:

а) физическая культура: формирование первоначальных знаний в области физической культуры. Физическая культура как организация занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека.

Физические нагрузки в занятиях физической культурой, допустимые физические нагрузки, противопоказания.

Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: остановка по требованию учителя, организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря. Культурно-гигиенические требования к занятиям физической культурой;

б) физические упражнения: физические упражнения, их влияние на здоровье, физическое развитие и развитие физических качеств. Основные физические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость, равновесие. Физические упражнения и осанка. Основные положения (стойки) и элементарные движения для освоения двигательных действий. Физическая нагрузка. Противопоказания к физическим упражнениям и нагрузкам. Подвижные игры и их разнообразие.

2. Способы физкультурной деятельности:

а) самостоятельные занятия: составление режима дня. Выполнение культурно-гигиенических навыков для занятий физической культурой. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств, упражнений для глаз; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки). Овладение представлениями о доступных для состояния здоровья физических упражнениях;

б) самостоятельные игры и развлечения. Участие в подвижных играх, физкультурно-оздоровительных мероприятиях. Накопление опыта безбоязненного выполнения движений и самостоятельного передвижения в знакомом пространстве с изменением темпа движения.

3. Физическое совершенствование:

а) физкультурно-оздоровительная деятельность. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток. Комплексы упражнений по профилактике и коррекции нарушений осанки, формированию навыков правильной осанки. Комплексы упражнений для укрепления сводов стопы, развития их подвижности. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Комплексы упражнений на развитие мелкой моторики рук. Комплексы дыхательных упражнений. Упражнения на расслабление (физическое и психическое). Упражнения на равновесие, на координацию;

б) спортивно-оздоровительная деятельность: гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы. Построение друг за другом в любом порядке за учителем. Построение круга в любом порядке вокруг учителя. Построение в колонну и шеренгу по одному, по росту. Построение парами (организованный вход в зал и выход из зала, в играх). Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд. Построения и перестроения. Повороты на месте. Размыкание и смыкание приставными шагами. Ходьба на месте с остановкой на два счета. Передвижения по диагонали, противоходом, змейкой.

4. Основные положения и общеразвивающие упражнения.

Основные положения рук, ног, положение "лежа"; движения головы, тела, седы.

Основная стойка, стойка ноги врозь; основные положения рук; движения прямых рук; движения в рук в плечевых и локтевых суставах; круговые движения руками; поднимание и опускание плеч; движение плеч вперед, назад; поднимание согнутой ноги; движение прямой ноги вперед, в сторону, назад; махи ногой; сгибание и разгибание ног в положении "сидя"; поднимание прямых ног поочередно в положении сидя; повороты головы; наклон туловища в сторону; наклон туловища вперед с опорой рук на колени, опускание на одно колено с шага назад; опускание на оба колена и вставание без помощи рук; упражнения у гимнастической стенки; пружинистые движения до уровня касания грудью ног; смыкание и размыкание носков; поднимание на носках с перекатом на пятки; имитация равновесия.

Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках. Простейшие соединения разученных движений.

Гимнастические упражнения прикладного характера. Упражнения с предметами (гимнастические палки, обручи, с озвученными мячами, мячами разной фактуры, со скакалкой).

Упражнения для формирования осанки: Статические упражнения, стоя у стены, касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами, пятками и локтями; сохраняя позу правильной осанки, сделать шаг вперед, затем назад, вернуться в исходное положение; стоя у стены в позе правильной осанки выполнять движения руками вверх и наклоны туловища; стоя спиной к гимнастической стенке, держась за рейку выше головы прогибание туловища. Удержание груза (150 - 200 г) на голове в положении основная стойка и стойка ноги врозь.

Упражнения в лазании и ползании: свободное лазание по гимнастической стенке (на 5 - 6 реек); на четвереньках по полу и гимнастической скамейке. Перелезание через препятствия (свободным способом), высота 25 - 30 см, подлезание произвольным способом под препятствия высотой не ниже 40 см. Лазание, перелезание и подлезание в играх, в преодолении полосы препятствий.

Передвижение по гимнастической стенке. Передвижение по наклонной гимнастической скамейке.

Упражнения с большими мячами: Перекатывание мяча в кругу, в шеренгах друг другу на звуковой сигнал, попадание в озвученную цель; поиск и ловля прыгающего мяча, свободная игра с мячом.

Упражнения в равновесии: Упражнения на полу, перешагивание через лежащие на полу предметы (палку, доску, скакалку); перешагивание через веревку, висящую на высоте 10 - 15 см; внезапные остановки во время ходьбы и бега (игры "Быстро шагай - смотри не зевай", "Стой"). Упражнения на доске, лежащей на полу, свободная ходьба; стоя на доске, доставать (или раскидывать на полу) разные предметы, находящиеся на расстоянии 30 - 40 см.

Ритмические упражнения: Ходьба в разном темпе под счет, хлопки, пение и музыку; ходьба с акцентированием на счет 1, на счет 2, 3; ходьба с хлопками. Выполнение элементарных движений под музыку (на каждый 1-й счет).

5. Упражнения на ориентирование. Повышение мобильности. Части тела (руки, ноги, голова, туловище). Общие сведения о положениях, принимаемых ими. Упражнения на формирование пространственных понятий: слева - справа, выше - ниже, спереди - сзади, близко - далеко, рядом, на уровне пояса.

Определение направления по звуковому сигналу; передвижение к нему шагом и бегом в медленном темпе (при постоянном получении сигнала на расстоянии 10 м); ходьба за звуковым сигналом; ходьба по прямолинейному маршруту в заданном направлении (10 м) без ориентира; катание мяча в озвученную цель.

Ориентирование в играх ("Пройди точно", "Найди мяч", "По местам").

6. Легкая атлетика. Упражнения в ходьбе: координированная работа рук и ног при ходьбе (упражнения на месте и в движении); свободная ходьба в одном направлении всей группой, соблюдая общий темп, ускоренная ходьба, ходьба на носках (тихо), ходьба друг за другом, ходьба в рассыпную со свободным движением рук, ходьба с левой ноги, ходьба в обход по залу, держась в полушаге от стены, ходьба с одной стороны на противоположную, ходьба с изменением темпа.

Беговые упражнения: координированная работа рук и ног при беге (упражнения на месте и в движении), медленный бег; бег с переменой направления по сигналу; медленный бег на месте; перебежки на расстояние; бег в чередовании с ходьбой; быстрый бег на месте; свободный бег в играх.

Прыжковые упражнения (выполняются только на матах): легкие подскоки на месте на двух ногах, руки на поясе; свободные прыжки на двух ногах; прыжки в длину с пола на мат (10 - 15 см); прыжки в глубину с высоты 10 - 15 см; прыжки "через ручей" (15 - 20 см); прыжки на месте на двух ногах с поворотом; прыжки на месте с разным положением рук; прыжки в играх; на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением.

Броски: броски двумя руками большого мяча из-за головы, в пол, стену, вверх с последующей ловлей, большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.

Метание: малого мяча, камешков, различных легких предметов в направлении звукового сигнала; метание в звучащую цель; метание мячей в играх; метание различных предметов в играх.

7. Лыжная подготовка. Строевые упражнения, ходьба с лыжами на плече, передвижение на лыжах; повороты; передвижение в слабом темпе на расстояние; подъемы; спуски; торможение, игры на лыжах.

8. Плавание. Подводящие упражнения: вхождение в воду; передвижение по дну бассейна; упражнения на всплывание; лежание и скольжение; упражнения на согласование работы рук и ног.

9. Подвижные и спортивные игры. На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.

На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.

На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.

На материале спортивных игр:

Футбола: удар по неподвижному и катящемуся звучащему мячу; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола;

Баскетбола: отбивание мяча;

Роллингбола и гандбола.

73.8.1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета.

В результате освоения содержания учебного предмета "Физическая культура (Адаптивная физическая культура)" у слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будет укрепляться здоровье, повышаться уровень физического, нравственного и социального развития, успешности обучения. Особая роль этого учебного предмета принадлежит профилактике вторичных отклонений в физическом развитии, формированию у слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) первоначальных умений саморегуляции, развитию потребности в занятиях физической культурой.

В результате обучения слепые обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на этапе начального общего образования начнут понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья, физического развития, приобретут представления о разнообразии физических упражнений.

Слепые обучающиеся овладеют основными двигательными умениями и навыками (бег, ходьба). У них будут развиваться основные физические качества (сила, быстрота, выносливость, координация, гибкость, равновесие), будет формироваться потребность в двигательной активности, выполнение физических упражнений в жизнедеятельности.

Обучающиеся освоят двигательные умения в соответствии с особыми возможностями здоровья, навыки пространственной ориентировки, научатся выполнять физические упражнения определенной направленности, использовать компенсаторные возможности в процессе двигательной деятельности. Слепые обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) освоят опыт участия в подвижных играх, организации своих движений с партнерами по игре, у них повысится мобильность.

Слепой обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевает определенной системой знаний, умений и навыков:

1. Знания о физической культуре:

представлениями о физической культуре, режиме дня, основных положениях тела, физических упражнениях, физических качествах;

знаниями о назначении утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр для укрепления здоровья;

знаниями об основных положениях рук, ног, движениях головы, тела, умениями их выполнять;

знаниями о роли ходьбы, бега, прыжков, лазанья, ползания, ходьбы на лыжах, плавания для жизнедеятельности человека;

знаниями способов безопасного поведения на уроках физической культуры и при выполнении физических упражнений.

2. Способы физкультурной деятельности:

умениями выполнять упражнения простых комплексов утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с учетом противопоказаний;

умениями участвовать в простых подвижных играх, дифференцировать их, соблюдать правила взаимодействия с игроками, соблюдать правила безопасности.

3. Физическое совершенствование:

умением выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушений осанки, упражнения на развитие мелкой моторики руки; упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, равновесия);

умением выполнять элементарные строевые команды и приемы;

умением выполнять элементарные акробатические упражнения;

умением выполнять гимнастические упражнения;

умением выполнять ритмические упражнения, упражнения на равновесие;

умением выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мячей разного веса и объема);

умением выполнять игровые действия и упражнения разной функциональной направленности;

умением понимать "схему тела"; дифференцировать части тела, осваивать их двигательные возможности.