27. Федеральный учебный план

27. Федеральный учебный план.

Федеральный учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки, состав и структуру обязательных предметных областей, курсов коррекционно-развивающей области, внеурочной деятельности, в том числе распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.

Федеральный учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.

Федеральный учебный план должен соответствовать законодательству Российской Федерации в области образования, обеспечивать введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФАОП НОО для глухих обучающихся и выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, которые предусмотрены Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Федеральный учебный план обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования, возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации и родном языке, возможность их изучения, а также устанавливает количество занятий, отводимых на изучение этих языков, по годам обучения.

27.1. Федеральный учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

27.1.1. Обязательная часть федерального учебного плана определяет состав учебных предметов, обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП НОО для глухих обучающихся, и учебное время, отводимое на их изучение по годам обучения.

Обязательная часть федерального учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального общего образования:

формирование гордости за свою страну, приобщение к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;

готовность глухих обучающихся к продолжению образования на уровне основного общего образования;

формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;

личностное развитие глухого обучающегося в соответствии с его индивидуальностью;

минимизацию негативного влияния нарушения слуха на развитие обучающегося и профилактику возникновения вторичных отклонений.

Образовательная организация самостоятельна в выборе видов деятельности по каждому предмету, курсу коррекционно-развивающей области (проектная деятельность, практические занятия, экскурсии).

Обязательная часть содержит перечень обязательных учебных предметов, получивших отражение в учебном плане.

Учебный предмет "Русский язык" применительно к уровню начального общего образования является комплексным. На разных годах обучения он представлен следующими учебными предметами:

в 1 дополнительном классе - обучение грамоте; развитие речи (обучение дактильной речи, обучение устной (разговорной и монологической) речи);

в 1 классе - развитие речи; письмо; первоначальные грамматические обобщения (во 2 полугодии);

в 2 и 3 классах - развитие речи; первоначальные грамматические обобщения;

в 4 и 5 классах - развитие речи; сведения по грамматике.

Учебный предмет "Литературное чтение" применительно к уровню начального общего образования является комплексным. На разных годах обучения он представлен следующими дисциплинами:

в 1 - 3 классах - "Чтение и развитие речи";

в 4 и 5 классах - "Литературное чтение".

Учебный предмет "Предметно-практическое обучение", входящий в предметную область "Русский язык и литературное чтение", является специфическим интегративным учебным предметом, предназначенным для формирования комплекса умений разных предметных областей - обеспечивает формирование речи как средства общения, практическое накопление словаря и грамматических форм русского языка, формирование представлений об окружающем мире и трудовых навыков в совместной деятельности.

27.1.2. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает:

увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;

введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.

27.1.2.1. Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность, включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной деятельности.

Коррекционно-развивающая область включает следующие коррекционные курсы: "Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи", "Музыкально-ритмические занятия", "Развитие слухового восприятия и техника речи", "Социально-бытовая ориентировка", которые являются обязательными.

Образовательная организация вправе самостоятельно определять технологии, способы организации деятельности обучающихся по другим направлениям внеурочной деятельности.

Часы коррекционно-развивающей области не входят в предельно допустимую учебную нагрузку, занятия проводятся во внеурочное время. Реализация данной области осуществляется за счет часов, отводимых на внеурочную деятельность (количество часов на коррекционно-развивающую область должно быть не менее 5 часов в неделю в течение всего срока обучения) (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований).

27.2. Набор учебных предметов, их соотношение по годам обучения предусматривают оптимальную нагрузку обучающихся на каждом году обучения, обеспечивают качественное усвоение учебных предметов.

Продолжительность фронтального коррекционного занятия составляет в 1 классе (в том числе дополнительном) - 35 минут, со 2 класса - 40 минут. Продолжительность индивидуального коррекционного занятия составляет не более 30 минут.

27.3. С целью реализации "ступенчатого" метода постепенного наращивания учебной нагрузки в 1 классе обеспечивается организация адаптационного периода. В 1 классе каждый день проводятся 3 урока. Во время прогулки, динамической паузы происходит уточнение первоначальных математических представлений, формируются представления об окружающем мире, используются упражнения по развитию слухового восприятия и словесной речи в коммуникативной функции. Домашние задания даются с учетом индивидуальных возможностей обучающихся. В 1 дополнительном и в 1 классе обучение осуществляется без обязательных домашних заданий, без записей в классном журнале. Допустимо предлагать обучающимся только творческие задания познавательного характера, выполняемые исключительно по желанию. Целью таких заданий является формирование у обучающихся внешних и внутренних стимулов к самостоятельной домашней работе. В 1 четверти возможны только задания организационного характера (приготовить и принести к уроку спортивную форму, природный материал); во 2 четверти - познавательные задания, для выполнения которых не требуется специально организованного рабочего места; с 3 четверти допустимо завершение в домашних условиях работы, начатой в классе. Общее время на их выполнение не должно превышать 15 минут.

Со 2 класса задания по предметам рекомендуется предлагать по принципу "минимакс": часть задания по предмету обязательна для выполнения, часть - по желанию обучающегося. Время выполнения домашнего задания не должно превышать границ, которые предусмотрены Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Общее время выполнения заданий по всем учебным предметам (вместе с чтением) в 3 классе - до 1,5 часов (90 минут), с 4 класса - до 2 часов (120 минут).

27.4. Расписание уроков составляется отдельно для обязательной, внеурочной деятельности (в том числе коррекционно-развивающей области). Между последним уроком и началом внеурочной деятельности рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

При реализации данной ФАОП НОО должны быть созданы специальные условия, обеспечивающие освоение обучающимися содержания образовательной программы в полном объеме с учетом их особых образовательных потребностей и особенностей здоровья.

27.5. Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью, составляет не более 10 часов в неделю (в том числе из них не менее 5 часов в неделю на коррекционно-развивающую область в течение всего срока обучения на уровне начального общего образования) и определяется приказом образовательной организации (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований).

27.6. Федеральный учебный план ФАОП НОО для глухих обучающихся (вариант 1.2), получающих образование в пролонгированные сроки.

Вариант N 1

Предметные области

Учебные предметы (учебные курсы)

Количество часов в неделю

Всего

I

II

III

IV

V

Обязательная часть

Русский язык и литературное чтение

Русский язык

5

5

5

5

6

26

Чтение и развитие речи

3

4

4

-

-

19

Литературное чтение

-

-

-

4

4

Предметно-практическое обучение

4

3

3

2

-

12

Математика и информатика

Математика

4

4

4

4

6

22

Обществознание и естествознание (Окружающий мир)

Ознакомление с окружающим миром

1

1

-

-

-

5

Окружающий мир

-

-

1

1

1

Основы религиозных культур и светской этики

Основы религиозных культур и светской этики

-

-

-

1

-

1

Искусство

Изобразительное искусство

1

1

1

1

-

4

Технология

Труд (технология)

-

-

-

-

1

1

Физическая культура

Физическая культура (Адаптивная физическая культура)

3

3

3

3

3

15

Итого

21

21

21

21

21

105

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

-

2

2

2

2

8

Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) в соответствии с санитарными правилами и нормами

21

23

23

23

23

113

Внеурочная деятельность:

10

10

10

10

10

50

Коррекционно-развивающая область, из них:

6

5

5

5

5

26

формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи (индивидуальные занятия)

3

3

3

3

3

15

музыкально-ритмические занятия (фронтальные занятия)

2

2

2

2

-

8

развитие слухового восприятия и техника речи (фронтальные занятия)

1

-

-

-

-

1

социально-бытовая ориентировка (фронтальные занятия)

-

-

-

-

2

2

Другие направления внеурочной деятельности

4

5

5

5

5

24

Всего часов

31

33

33

33

33

163

В учебном плане на коррекционный курс "Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи" (индивидуальные занятия) количество часов в неделю указано на одного обучающегося.

27.7. Федеральный учебный план ФАОП НОО для глухих обучающихся (вариант 1.2), получающих образование в пролонгированные сроки.

Вариант N 2

Предметные области

Учебные предметы (учебные курсы)

Количество часов в неделю

Всего

I доп.

I

II

III

IV

V

Обязательная часть

Русский язык и литературное чтение

Русский язык

8

5

5

5

5

6

34

Чтение и развитие речи

-

3

4

4

-

-

19

Литературное чтение

-

-

-

-

4

4

Предметно-практическое обучение

5

4

3

3

2

-

17

Математика и информатика

Математика

4

4

4

4

4

6

26

Обществознание и естествознание (Окружающий мир)

Ознакомление с окружающим миром

1

1

1

-

-

-

6

Окружающий мир

-

-

-

1

1

1

Основы религиозных культур и светской этики

Основы религиозных культур и светской этики

-

-

-

-

1

-

1

Искусство

Изобразительное искусство

-

1

1

1

1

-

4

Технология

Труд (технология)

-

-

-

-

-

1

1

Физическая культура

Физическая культура (Адаптивная физическая культура)

3

3

3

3

3

3

18

Итого

21

21

21

21

21

21

126

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

-

-

2

2

2

2

8

Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) в соответствии с санитарными правилами и нормами

21

21

23

23

23

23

134

Внеурочная деятельность:

10

10

10

10

10

10

60

Коррекционно-развивающая область, из них:

6

6

5

5

5

5

32

формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи (индивидуальные занятия)

3

3

3

3

3

3

18

музыкально-ритмические занятия (фронтальные занятия)

2

2

2

2

2

-

10

развитие слухового восприятия и техника речи (фронтальные занятия)

1

1

-

-

-

2

социально-бытовая ориентировка (фронтальные занятия)

-

-

-

-

-

2

2

Другие направления внеурочной деятельности

4

4

5

5

5

5

28

Всего часов

31

31

33

33

33

33

194

В учебном плане на коррекционный курс "Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи" (индивидуальные занятия) количество часов в неделю указано на одного обучающегося.

(п. 27 в ред. Приказа Минпросвещения России от 17.07.2024 N 495)

(см. текст в предыдущей редакции)