73.13. Направления коррекционной работы и их содержание
Программа коррекционной работы со слепыми обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на этапе начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления работы, отражающие ее основное содержание:
1. Диагностическое направление предполагает как проведение диагностических процедур, так и анализ их результатов с целью учета полученных данных в организации и реализации коррекционной работы и реализуется посредством: изучения и анализа данных, представленных ПМПК на каждого обучающегося; изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания слепого обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); наблюдение за обучающимся с целью выявления трудностей адаптации к условиям ОО; проведение обследования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с целью выявления особых образовательных (в том числе и индивидуальных) потребностей; осуществление текущей диагностики, позволяющей получать информацию о состоянии психоэмоционального статуса обучающихся, о его продвижении в овладении специальными знаниями, умениями и навыками; мониторинг достижений планируемых результатов обучающихся в освоении курсов коррекционно-развивающей области.
2. Коррекционно-развивающее направление предполагает обеспечение благоприятных условий для личностного развития каждого обучающегося, овладение специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для социальной адаптации и интеграции, коррекцию недостатков физического развития и профилактику вторичных отклонений в развитии, что реализуется посредством: создания образовательной среды, способствующей личностному развитию каждого обучающегося; обогащения чувственного опыта, активного и систематического включения в деятельность слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) сохранных анализаторов; проведения групповой коррекционной работы посредством реализации курсов коррекционно-развивающей области ("Социально-бытовая ориентировка", "Предметно-пространственная ориентировка", "Ритмика", "Сенсорное развитие") с учетом особых образовательных потребностей обучающихся; проведения индивидуальной коррекционной работы с обучающимися, имеющими наряду с типологическими индивидуальные особые образовательные потребности; закрепления и развития сформированных в процессе групповой и индивидуальной коррекционной работы знаний и умений в урочной, внеурочной и внешкольной деятельности; реализации мероприятий, способствующих социальной адаптации и интеграции слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); корректирования программы коррекционной работы с учетом результатов диагностических исследований; реализации комплексных (с учетом данных, полученных от различных специалистов) рекомендаций по вопросам обучения и воспитания слепого обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
3. Консультативное направление обеспечивает непрерывность коррекционной поддержки обучающихся в образовательном процессе и повседневной жизни, что реализуется посредством: взаимодействия с родителями (законными представителями) по вопросам обучения и воспитания слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (в том числе и по вопросам создания необходимых условий для обучения и воспитания слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); проведения специалистами (педагогами-психологами, учителями-дефектологами) консультаций педагогических работников по вопросам организации и содержания коррекционной поддержки слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); разработки комплексных (с учетом данных, полученных от различных специалистов) рекомендаций по удовлетворению особых образовательных (в том числе и индивидуальных) потребностей слепого обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и оказание консультативной поддержки родителям (законным представителям), педагогическим работникам в их реализации.
4. Информационно-просветительское направление предусматривает повышение компетентности всех участников образовательного процесса по вопросам воспитания и обучения слепых с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), что реализуется посредством вооружения педагогических работников и родителей (законных представителей) необходимыми знаниями и умениями.
Реализация данного направления предусматривает использование различных форм работы: лекций, бесед, тренингов, семинаров. Механизм взаимодействия специалистов по реализации программы коррекционной работы.
Основой реализации механизма взаимодействия специалистов, работающих в образовательной организации, по реализации программы коррекционной работы выступает комплексный междисциплинарный подход. Этот подход предполагает при разработке организационно-содержательных характеристик коррекционной работы учет данных: комплексного (обследование всеми специалистами: медицинскими работниками, педагогами-психологами, педагогическими работниками) обследования обучающегося; всестороннего и целостного (исследование познавательной деятельности, состояния эмоционально-волевой сферы, поведения обучающегося) изучения слепого с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
73.13.1. Планируемыми результатами освоения программы коррекционной работы выступают:
повышение возможностей в предметно-пространственной и социально-бытовой ориентировке;
приобретение опыта использования предметно-практических умений и навыков;
использование в учебной деятельности и повседневной жизни всех сохранных анализаторов, средств оптической коррекции и тифлотехнических средств;
учет собственных зрительных возможностей в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни;
учет имеющихся противопоказаний и ограничений в учебно-познавательной деятельности;
освоение навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, не имеющими ограничений по возможностям здоровья;
овладение вербальными и невербальными средствами общения;
овладение представлениями о широком социуме;
освоение педагогическими работниками, родителями (законными представителями) знаний о консультативной помощи по вопросам обучения и воспитания слепых.
Эффективность механизма взаимодействия специалистов по реализации программы коррекционной работы слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во многом зависит от уровня развития социального партнерства. Социальное партнерство предполагает сотрудничество с образовательными организациями, различными организациями (государственными и негосударственными) и ведомствами, занимающимися вопросами образования и семьи; общественными организациями инвалидов и родительскими ассоциациями, родительской общественностью.
Федеральная рабочая программа воспитания представлена в разделе LXXXVIII Федеральная рабочая программа воспитания ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей