73.7. Ручной труд

73.7. Ручной труд:

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания:

трудовая деятельность и ее значение в жизни человека;

мастера и их профессии;

организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса по инструкции педагогического работника;

рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов;

контроль и корректировка хода работы;

работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчиненный);

выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты:

Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование доступных материалов на основе зрительного, осязательного восприятия и всех сохранных анализаторов.

Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия с помощью педагогического работника.

Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов, область применения, правила использования), выполнение приемов их рационального и безопасного использования. Правила техники безопасности при работе с инструментами.

Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (по шаблону, трафарету, лекалу, с помощью брайлевских линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами), формообразование деталей (сгибание, складывание), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и другие виды соединения), отделка изделия или его деталей (аппликация). Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другие орнаменты).

Использование простейших измерений и построений для решения несложных практических задач. Контроль выполнения отдельных операций и готового изделия (с помощью учителя).

3. Конструирование и моделирование.

Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу.

73.7.1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета.

В результате изучения учебного предмета "Ручной труд" у слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будут формироваться умения работать с отдельными видами материалов; навыки самообслуживания. Обучающиеся будут овладевать способами обработки материалов в зависимости от их свойств; некоторыми приемами ручной обработки материалов; доступными трудовыми умениями и навыками использования инструментов при обработке отдельных видов материалов; правилами безопасной работы с различными инструментами; умением дозированно использовать остаточное зрение; развивать компенсаторные возможности в ходе овладения трудовыми умениями и навыками.

В результате изучения предмета у слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будут формироваться представления о трудовых профессиях. Они научатся понимать роль труда в жизни человека и использовать приобретенные знания и умения для решения практических задач.

Слепой обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевает определенной системой знаний, умений и навыков:

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание:

представлениями о трудовых профессиях и роли труда в жизни человека;

представлениями о наиболее распространенных в своем регионе традиционных народных промыслах и ремеслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей (законных представителей) и описывать их особенности;

умениями планировать и выполнять несложное практическое задание (практическую работу) с опорой на сохранные анализаторы (развитие осязания, слуха, мышечного чувства, остаточного зрения) и алгоритм его выполнения;

умениями выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты:

умениями и навыками использования инструментов при обработке отдельных материалов; правилами безопасной работы и санитарно-гигиеническими требованиями;

умениями работать с отдельными видами материалов (бумагой, тканями, пластилином, природным материалом);

представлениями о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни;

умениями подбирать доступные материалы для изготовления изделий в соответствии с поставленной задачей;

приемами ручной обработки некоторых материалов;

приемами безопасной работы ручными инструментами;

умением работать с простейшей технической документацией.

3. Конструирование и моделирование:

умением выделять в изделии взаимное расположение деталей, их форму, виды соединения деталей;

умением решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей;

умениями изготавливать несложные конструкции изделий по рельефному рисунку, простейшему чертежу, образцу и доступным заданным условиям.