55.8. Коррекционно-развивающая область: коррекционный курс "Музыкально-ритмические занятия"

55.8. Коррекционно-развивающая область: коррекционный курс "Музыкально-ритмические занятия".

55.8.1. Пояснительная записка.

Музыкально-ритмические занятия направлены на эстетическое и нравственное воспитание обучающихся, коррекцию и развитие двигательной сферы, развитие слухового восприятия и произносительной стороны речи, а также коррекцию и развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы.

На музыкально-ритмических занятиях у обучающихся развивается восприятие музыки (с помощью индивидуальных средств слухопротезирования) в исполнении педагогического работника и в аудиозаписи - ее характера (веселый, грустный, спокойный) и доступных средств музыкальной выразительности (элементарных звуковысотных, темпо-ритмических, динамических и тембровых отношений в музыке), формируются умения с помощью словесной речи характеризовать прослушанную музыку.

У обучающихся формируются и развиваются правильные, координированные, выразительные и ритмичные движения под музыку (основные, гимнастические и танцевальные), правильная осанка, умения исполнять под музыку несложные композиции народных, бальных и современных танцев, осуществляется развитие элементарной музыкально-пластической импровизации.

Обучение декламации песен под музыку или пению осуществляется с учетом индивидуальных возможностей обучающихся. При декламации песен под музыку в ансамбле (под аккомпанемент и управление педагогического работника) они обучаются точно воспроизводить в эмоциональной, выразительной, внятной и естественной по звучанию речи, реализуя произносительные возможности, темпо-ритмическую организацию мелодии, характер звуковедения, динамические оттенки. При пении они исполняют песню эмоционально, выразительно и внятно, передают голосом мелодию песни (ее темпо-ритмический рисунок, звуковысотные соотношения, характер звуковедения, динамические оттенки).

На занятиях осуществляется также обучение игре на элементарных музыкальных инструментах, эмоциональному, выразительному и ритмичному исполнению в ансамбле с педагогическим работником музыкальные пьесы (песни).

На музыкально-ритмических занятиях проводится целенаправленная работа по совершенствованию навыков слухозрительного и слухового восприятия устной речи, ее произносительной стороны при широком использовании фонетической ритмики и музыки.

Важное значение придается формированию готовности обучающихся к участию в доступных театрализованных формах музыкально-творческой деятельности.

Образовательно-коррекционная работа на музыкально-ритмических занятиях базируется на постоянном взаимодействии музыки, движений и устной речи: музыка и движения, музыка и речь, движения и речь, музыка, движения и речь. Формирование у обучающихся различных видов деятельности, связанных с музыкой, базируется на целенаправленном развитии ее восприятия, которое осуществляется в двух формах - как самостоятельная деятельность и как составная часть других видов деятельности - музыкально-ритмических движений, игры на элементарных инструментах, декламация песен под музыку.

Обучающиеся слушают музыку в исполнении педагогического работника и аудиозаписи, словесно определяют (с помощью педагогического работника и самостоятельно) жанр (марш, танец, песня), характер музыки, доступные средства музыкальной выразительности.

Важное значение придается специальной работе по развитию восприятия и воспроизведения устной речи с использованием фонетической ритмики и музыки, которая занимает на музыкально-ритмических занятиях примерно половину времени. Обучение строится на основе преемственности с индивидуальными занятиями.

Организация музыкально-ритмических занятий предполагает постоянное пользование обучающимися индивидуальными средствами слухопротезирования (с учетом аудиолого-педагогических рекомендаций).

Текущий контроль овладения различными видами деятельности, связанными с музыкой, осуществляется на каждом занятии, мониторинг планируемых результатов обучения осуществляется в конце каждой четверти. Проверки по овладению различными видами деятельности, связанными с музыкой, проводятся на музыкально-ритмических занятиях фронтально, малыми группами или индивидуально. Результаты проверок отражаются в отчетах педагогических работников, ведущих данные занятия, предоставляемых в конце каждой четверти администрации образовательной организации. Данный педагогический работник принимает также участие в обследовании восприятия и воспроизведения устной речи обучающихся, которое организует и проводит педагогический работник, ведущий занятия "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи". Педагогический работник, ведущий музыкально-ритмические занятия, участвует (совместно с педагогическим работником индивидуальных занятий и фронтальных занятий по развитию слухового восприятия и технике речи) в ежегодном (в конце учебного года) составлении характеристики слухоречевого развития каждого обучающегося.

55.8.2. Содержание обучения:

55.8.2.1. Восприятие музыки:

Развитие восприятия музыки на основе сохранных анализаторов и развивающегося слухового восприятия на полисенсорной основе с обязательным введением упражнений, проводимых только на слух (при использовании индивидуальных средств электроакустической коррекции слуха).

Слушание музыки в исполнении педагогического работника и аудиозаписи.

Развитие восприятия жанра (марш, танец, песня), характера музыки и доступных средств музыкальной выразительности; словесное определение (с помощью педагогического работника и самостоятельно) жанра, характера музыки, доступных средств музыкальной выразительности.

Прослушивание музыки в разном исполнении (фортепиано, скрипка, труба; симфонический оркестр, оркестр народных инструментов; мужской, женский, детский хор). Вычленение солирующего голоса или инструмента, определение при восприятии на слух коллективного и сольного, вокального, вокально-инструментального и инструментального исполнения.

Развитие представлений обучающихся о связи музыки с другими искусствами, их взаимосвязи с жизнью.

55.8.2.2. Музыкально-ритмические движения:

развитие двигательных навыков, формирование хорошей осанки;

эмоциональное, выразительное, правильное и ритмичное выполнение под музыку (в исполнении педагогического работника и в аудиозаписи) основных движений (ходьба, бег, хлопки, прыжки и другое), танцевальных и гимнастических упражнений, исполнение элементов танца и пляски, несложных композиций народных, бальных и современных танцев;

развитие музыкально-пластической импровизации;

самостоятельно изменение движений танца, ориентируясь на музыкальное сопровождение;

импровизация отдельных музыкально-ритмических движений и простых танцевальных композиций в соответствии с характером музыки, ритмичное исполнение;

фиксирование движениями сильной и каждой доли такта в музыке двух-, трех-, четырехдольного метра в умеренном, медленном и быстром темпе;

исполнение руками (хлопками) несложного ритмического рисунка мелодий.

55.8.2.3. Декламация песен под музыку или пение (с учетом индивидуальных возможностей обучающихся).

Понимание основных дирижерских жестов.

Обучение декламации песен под музыку, совершенствование произносительных навыков, развитие проникновения в эмоциональное содержание песни, выразительное коллективное ее исполнение; эмоциональная, выразительная и внятная декламация песен в ансамбле под музыкальное сопровождение и управление педагогического работника; точное воспроизведение ритмического рисунка мелодии, ее темпа, динамических оттенков, характера звуковедения (плавно, отрывисто), соответствующей манере исполнения (легко, более твердо и другое).

Обучение пению: формирование элементарных певческих навыков.

55.8.2.4. Обучение игре на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.

Развитие умений исполнять на металлофоне, бубне, ксилофоне, барабане, румбах, маракасах, треугольниках, тарелках и других инструментах в ансамбле аккомпанемент к музыкальной пьесе или песне (ведущую партию исполняет педагогический работник на фортепьяно).

Исполнение ведущей партии обучающимися на инструментах с диатоническим или хроматическим звукорядом (металлофон, ксилофон, флейта, гармоника), а также на электромузыкальных инструментах.

55.8.2.5. Инсценирование (драматизация).

Участие в элементарной театрализованной деятельности: музыкальные игры, инсценирование песен, игры-драматизации, инсценирование фрагментов музыкальных сказок.

Выражение образного содержания музыкально-художественных произведений с помощью средств выразительности различных искусств, прежде всего, с помощью музыкально-пластической и речевой деятельности.

55.8.2.6. Восприятие и воспроизведение устной речи (автоматизация произносительных навыков с использованием фонетической ритмики и музыки).

Развитие слухозрительного и слухового восприятия речи, закрепление навыков внятного, выразительного и естественного ее воспроизведения при реализации произносительных возможностей.

Развитие речевого дыхания, голоса, закрепление звукового состава речи, восприятие на слух и воспроизведение элементов ритмико-интонационной структуры речи, воспроизведение слов и фраз, коротких диалогов преимущественно разговорного характера.

55.8.3. Планируемые результаты освоения курса.

Результатами освоения курса являются:

приобщение к музыкально-ритмической деятельности (при использовании индивидуальных слуховых аппаратов); желание участвовать в доступных видах музыкально-ритмической деятельности при реализации сформированных умений;

умения восприятия на слух музыкальных произведений (фрагментов из них) в исполнении педагогического работника и в аудиозаписи; словесного определения (с помощью педагогического работника и самостоятельно) характера музыки (например, веселая, грустная, спокойная), жанра (марш, танец, песня), доступных средств музыкальной выразительности;

знание названий прослушиваемых произведений;

умения эмоционального, выразительного, правильного и ритмичного исполнения под музыку несложных композиций народных, современных и бальных танцев,

овладение элементарной музыкально-пластической импровизацией;

знание названий исполняемых танцев;

умения эмоциональной декламации песен под музыку в ансамбле под аккомпанемент и управление педагогического работника при передаче во внятной и естественной по звучанию речи (при реализации произносительных возможностей) темпо-ритмической структуры мелодии, характера звуковедения, динамических оттенков; знание названий песен;

овладение элементарными певческими навыками (с учетом возможностей обучающихся)

умения эмоционального, выразительного и ритмичного исполнения на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле сопровождения к музыкальной пьесе или песне;

умения восприятия (с помощью индивидуальных средств слухопротезирования) слухозрительно и на слух отработанного речевого материала; закрепление произносительных умений (при использовании фонетической ритмики и музыкальных средств);

реализацию сформированных умений в различных видах внеурочной художественной деятельности, в том числе совместной с нормативно развивающимися обучающимися.