103.1. Русский язык
(в ред. Приказа Минпросвещения России от 17.07.2024 N 495)
(см. текст в предыдущей редакции)
Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" (предметная область "Русский язык и литературное чтение") включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета.
(в ред. Приказа Минпросвещения России от 17.07.2024 N 495)
(см. текст в предыдущей редакции)
Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" (предметная область "Русский язык и литературное чтение") включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению обучающимися младшего школьного возраста с ТНР; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов и к структуре тематического планирования.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе начальной школы. Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем УУД - познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами учебного предмета "Русский язык" с учетом возрастных особенностей обучающихся младшего школьного возраста.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося младшего школьного возраста за каждый год обучения в начальной школе.
В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам, выделенным в содержании обучения каждого класса, раскрывается характеристика деятельности, методы и формы организации обучения, которые целесообразно использовать при изучении того или иного раздела. Также в тематическом планировании представлены способы организации дифференцированного обучения.
103.1.1. Пояснительная записка.
Преподаванию русского языка отводится чрезвычайно важное место в общей системе образования обучающихся с ТНР. Это обусловлено характером и структурой речевого дефекта у обучающихся с ТНР, с одной стороны, и исключительной ролью речи в психическом развитии ребенка, с другой стороны. Кроме того, от успешного усвоения родного языка во многом зависит и успеваемость обучающихся по всем другим предметам.
У обучающихся с ТНР отмечается несформированность как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушения как устной, так и письменной речи. У обучающихся с ТНР оказываются недостаточно сформированными многие уровни и этапы речевой деятельности: мотивационный, смысловой, языковой, гностико-праксический, сенсомоторный. Однако ведущим в структуре речевого дефекта этих обучающихся является недоразвитие языкового уровня речевой деятельности, которое проявляется в нарушении усвоения языковых единиц и правил их сочетания, комбинирования, в нарушении использования закономерностей языка в процессе речевого общения.
Нарушения речевого развития у обучающихся с ТНР проявляются как на уровне практического использования языка, так и на уровне осознания правил языка. Особенно страдает осознание языковых правил, то есть формирование языковых обобщений: фонематических, лексических, морфологических, синтаксических.
В связи с этим в процессе обучения русскому языку обучающихся с ТНР проводится целенаправленная и систематическая работа по коррекции нарушений речи, развитию фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи, формированию диалогической и монологической речи. Преподавание русского языка осуществляется с использованием различных методов, но имеет главной целью корригировать недостатки речевого развития, создать предпосылки для овладения школьными знаниями, умениями и навыками.
Специально разработанная система занятий по русскому языку предусматривает овладение обучающимися различными способами и средствами речевой деятельности, формирование языковых обобщений, правильное использование языковых средств в процессе общения, учебной деятельности, закрепление речевых навыков в спонтанной речи.
В связи с этим в процессе преподавания русского языка ставятся следующие задачи:
а) сформировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового пространства России, о языке как основе национального самосознания;
б) повысить уровень речевого и общего психического развития обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;
в) осуществлять профилактику специфических и сопутствующих (графических, орфографических) ошибок;
г) закрепить практические навыки правильного использования языковых средств в речевой деятельности;
д) сформировать фонематические, лексические, морфологические, синтаксические обобщения, а в дальнейшем и осознание некоторых правил языка на уроках русского языка, литературного чтения, развития речи;
е) формировать "чувство" языка, умение отличать правильные языковые формы от неправильных;
ж) выработать навыки правильного, аккуратного, разборчивого, грамотного письма;
з) развить умение точно выражать свои мысли в устной и письменной форме;
и) овладеть способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту бытовых задач;
к) расширить и обогатить опыт коммуникации обучающихся в ближнем и дальнем окружении;
л) обеспечить условия для коррекции нарушений устной речи, профилактики и коррекции дислексии, дисграфии и дизорфографии.
Каждый раздел программы должен включать перечень тем, расположенных в определенной логической последовательности, охватывать круг основных грамматических понятий, умений, орфографических и пунктуационных правил и навыков. Система подачи материала должна обеспечивать условия осознания языковых закономерностей и формирования языковой системы.
На всех уроках обучения русскому языку ставятся и решаются как образовательные, развивающие, так и коррекционные задачи.
Освоение содержания начального курса русского языка осуществляется на основе анализа изучаемых языковых процессов с учетом содержания программы по грамматике.
Процесс усвоения отдельных грамматических тем осуществляется в следующей последовательности:
1. Выделение языковых единиц (например, слов, морфем) в речи окружающих, уточнение семантики, различение грамматических, лексических значений в импрессивной речи.
2. Установление связи грамматического или лексического значения со звуковым образом морфемы (например, значение орудийности с флексиями -ом, -ой).
3. Закрепление практических навыков использования грамматической формы в экспрессивной речи (на основе аналогии, практического обобщения).
4. Углубленное осознание грамматических закономерностей, их формулирование с использованием лингвистической терминологии, закрепление формулировок грамматических правил.
5. Закрепление грамматических закономерностей в письменной речи, осознание орфограмм.
При изучении различных тем грамматики за основу должна быть принята семантика языка, дифференциация различных лексических и особенно грамматических значений.
Начальный курс русского языка для обучающихся с ТНР включает следующие разделы: "Фонетика и орфоэпия", "Графика", "Лексика (состав слова, морфология)", "Синтаксис", "Орфография и пунктуация" "Развитие речи", что соответствует программе по русскому языку образовательной организации и обеспечивает возможность перехода обучающихся с ТНР в образовательную организацию. Учитывая особенности обучающихся с ТНР, отдельно выделяется раздел "Чистописание". На совершенствование каллиграфически правильного письма рекомендуется отводить в 1 (дополнительном), 1 классах - 5 минут урока три раза в неделю, во 2 - 4 классах - 10 минут на каждом уроке русского языка.
Распределение количества часов по разделам и темам в каждом классе осуществляется педагогическим работником самостоятельно с учетом коррекционно-развивающих задач, уровня речевого развития и подготовленности обучающихся с ТНР к усвоению ФАОП НОО.
Для обеспечения системности в обучении разделы программы по грамматике и правописанию (по содержанию, последовательности изучения тем) тесно связаны с программами по развитию речи, обучению грамоте, литературному чтению.
Большое внимание при обучении русскому языку обучающихся с ТНР должно быть уделено повторению. Повторение изученного материала предупреждает его забывание, позволяет восстановить забытое, является базой для изучения нового материала, содействует углублению и расширению знаний, умений, навыков, делая их осознанными, прочными и более системными.
В программе выделяется определенное количество часов на повторение в начале года и итоговое. Повторение в начале учебного года проводится на специальных уроках.
В начале учебного года важно не просто восстановить полученные ранее знания, а углубить их и систематизировать. При планировании материала для повторения следует учитывать состояние знаний, умений и навыков, уровень развития речи обучающихся, ориентируясь при этом на изучение новых тем. При повторении грамматико-орфографических тем педагогический работник закрепляет умения и навыки в упражнениях на новом, более сложном речевом материале, использует новые методы и приемы, уделяет больше внимания творческим и самостоятельным работам обучающихся. Программой определяется перечень тем для повторения. На итоговое повторение в конце учебного года также отводятся специальные уроки.
Итоговое повторение является эффективным только в том случае, если педагогический работник в течение учебного года уделяет серьезное внимание текущему и тематическому повторению. При планировании материала для повторения педагогический работник ставит следующие задачи: углубить, обобщить и систематизировать знания, ликвидировать пробелы в знаниях по конкретной теме, закрепить правильные речевые навыки обучающихся.
Содержание программы по развитию связной речи на уроках русского языка самым тесным образом связано с развитием речи на логопедических занятиях, уроках литературного чтения, коррекционно-развивающих занятиях по развитию речи. Программой предусматривается анализ структуры тех речевых высказываний, которые закреплены на уроках развития речи.
Работа над связной речью служит логическим продолжением той системы работы над словом, словосочетанием, предложением, которая проводится на уроках русского языка.
Умение смыслового программирования и языкового оформления связных высказываний является основным звеном в системе работы, подготавливающей обучающихся к усвоению связной речи. Понимание и употребление в речи побудительных, повествовательных предложений, организующих учебный процесс; повествовательных нераспространенных и распространенных предложений; предложений с отрицанием; предложений с обращением; предложений с однородными членами и обобщающими словами, с прямой речью; сложных предложений с придаточными причинами, цели, времени, места.
При планировании уроков необходимо предусматривать рациональное чередование устных и письменных видов работ, соблюдение гигиенических требований к длительности непрерывного письма в 1 (дополнительном), 1 классах - до 5 минут, во 2 классе - до 8 минут, в 3 классе - до 12 минут, в 4 классе - до 15 минут).
Уроки русского языка должны способствовать закреплению речевых навыков как в устной, так и в письменной речи.
Основными видами письменных работ по русскому языку являются списывание, диктанты, обучающие изложения и сочинения.
Одним из важных дидактических условий успешного овладения языком является тесная связь обучения грамматике и правописанию с развитием речи, мышления и других психических процессов.
Во время изучения грамматико-орфографических тем следует уделять большое внимание лексико-семантическим, лексико-стилистическим упражнениям.
Активному усвоению учебного материала, созданию интереса и положительного эмоционального фона на уроке способствует использование наглядных и технических средств обучения, дидактических игр (ребусов, шарад, кроссвордов, "превращений" слов).
В целях предупреждения утомляемости обучающихся следует чередовать устные и письменные упражнения, своевременно проводить физкультминутки, речевые зарядки, включать в урок разнообразные виды деятельности.
103.1.2. Содержание обучения. 1 класс:
Язык как основное средство человеческого общения. Цели и ситуации общения.
Звуки речи. Гласные и согласные звуки, их различение. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные звуки, их различение. Звонкие и глухие согласные звуки, их различение. Согласный звук [й'] и гласный звук [и]. Шипящие [ж], [ш], [ч'], [щ'].
Слог. Количество слогов в слове. Ударный слог. Деление слов на слоги (простые случаи, без стечения согласных).
Звук и буква. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости согласных звуков буквами а, о, у, ы, э; слова с буквой э. Обозначение на письме мягкости согласных звуков буквами е, е, ю, я, и. Функции букв е, е, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа "стол", "конь".
Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса.
Русский алфавит: правильное название букв, их последовательность. Использование алфавита для упорядочения списка слов.
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).
Слово как единица языка (ознакомление).
Слово как название предмета, признака предмета, действия предмета (ознакомление).
Выявление слов, значение которых требует уточнения.
Предложение как единица языка (ознакомление).
Слово, предложение (наблюдение над сходством и различием). Установление связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов.
Восстановление деформированных предложений. Составление предложений из набора форм слов.
Правила правописания и их применение:
а) раздельное написание слов в предложении;
б) прописная буква в начале предложения и в именах собственных: в именах и фамилиях людей, кличках животных;
в) перенос слов (без учета морфемного членения слова);
г) гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу;
е) слова с непроверяемыми гласными и согласными (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
ж) знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.
Речь как основная форма общения между людьми. Текст как единица речи (ознакомление).
Ситуация общения: цель общения, с кем и где происходит общение. Ситуации устного общения (чтение диалогов по ролям, просмотр видеоматериалов, прослушивание аудиозаписи).
Нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Изучение содержания учебного предмета "Русский язык" в первом классе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда УУД.
сравнивать звуковой и буквенный состав слова в соответствии с учебной задачей;
устанавливать основания для сравнения звуков, слов (на основе образца);
характеризовать звуки по заданным признакам; приводить примеры гласных звуков; твердых согласных, мягких согласных, звонких согласных, глухих согласных звуков; слов с заданным звуком.
Базовые исследовательские действия:
проводить изменения звуковой модели по предложенному педагогическим работником правилу, подбирать слова к модели;
формулировать выводы о соответствии звукового и буквенного состава слова;
использовать алфавит для самостоятельного упорядочивания списка слов.
выбирать источник получения информации: уточнять написание слова по орфографическому словарику учебника;
место ударения в слове по перечню слов, отрабатываемых в учебнике;
анализировать графическую информацию - модели звукового состава слова;
самостоятельно создавать модели звукового состава слова.
воспринимать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать в процессе общения нормы речевого этикета;
соблюдать правила ведения диалога;
воспринимать разные точки зрения;
в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу;
строить устное речевое высказывание об обозначении звуков буквами; о звуковом и буквенном составе слова.
выстраивать последовательность учебных операций при проведении звукового анализа слова;
выстраивать последовательность учебных операций при списывании;
удерживать учебную задачу при проведении звукового анализа, при обозначении звуков буквами, при списывании текста, при письме под диктовку.
с помощью педагогического работника находить указанную ошибку, допущенную при проведении звукового анализа, при письме под диктовку или списывании слов, предложений;
оценивать правильность написания букв, соединений букв, слов, предложений.
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить план действий по ее достижению, распределять роли, договариваться, учитывать интересы и мнения участников совместной работы;
ответственно выполнять свою часть работы.
103.1.3. Содержание обучения. 2 класс:
Язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры. Первоначальные представления о многообразии языкового пространства России и мира. Методы познания языка: наблюдение, анализ.
Смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч'], [щ']; обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков, функции букв е, е, ю, я; согласный звук [й'] и гласный звук [и] (повторение изученного в 1 классе).
Парные и непарные по твердости - мягкости согласные звуки.
Парные и непарные по звонкости - глухости согласные звуки.
Качественная характеристика звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твердый - мягкий, парный - непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный.
Функции ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце и в середине слова; разделительный. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е, е, ю, я (в начале слова и после гласных).
Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных).
Использование знания алфавита при работе со словарями.
Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац (красная строка), пунктуационные знаки (в пределах изученного).
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование отработанного перечня слов (орфоэпического словаря учебника) для решения практических задач.
Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова (общее представление). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение).
Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов.
Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных (родственных) слов. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые случаи).
Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов.
Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова (наблюдение).
Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы ("кто?", "что?"), употребление в речи.
Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы ("что делать?", "что сделать?"), употребление в речи.
Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы ("какой?", "какая?", "какое?", "какие?"), употребление в речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее распространенные предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об.
Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение).
Предложение как единица языка. Предложение и слово. Отличие предложения от слова. Наблюдение за выделением в устной речи одного из слов предложения (логическое ударение).
Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные предложения.
Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации): восклицательные и невосклицательные предложения.
Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии, клички животных); знаки препинания в конце предложения; перенос слов со строки на строку (без учета морфемного членения слова); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн (повторение правил правописания, изученных в 1 классе).
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов.
Правила правописания и их применение:
1) разделительный мягкий знак;
3) проверяемые безударные гласные в корне слова;
4) парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
5) непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
6) прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия;
7) раздельное написание предлогов с именами существительными.
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного общения для эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Умение вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание). Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.
Составление устного рассказа по репродукции картины по заданному плану, опорным словам. Составление устного рассказа по личным наблюдениям и вопросам.
Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли. Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Последовательность частей текста (абзацев). Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное ознакомление).
Поздравление и поздравительная открытка.
Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. Выразительное чтение текста вслух с соблюдением правильной интонации.
Подробное изложение повествовательного текста объемом 30 - 45 слов с опорой на вопросы.
Изучение содержания учебного предмета "Русский язык" во втором классе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда УУД.
сравнивать однокоренные (родственные) слова и синонимы; однокоренные (родственные) слова и слова с омонимичными корнями;
сравнивать значение однокоренных (родственных) слов;
сравнивать буквенную оболочку однокоренных (родственных) слов;
по заданному алгоритму или с внешними опорами устанавливать основания для сравнения слов: на какой вопрос отвечают, что обозначают;
характеризовать звуки по заданным параметрам;
определять признак, по которому проведена классификация звуков, букв, слов, предложений;
находить закономерности на основе наблюдения за языковыми единицами;
ориентироваться в изученных понятиях (корень, окончание, текст); соотносить понятие с его краткой характеристикой.
Базовые исследовательские действия:
по предложенному плану проводить наблюдение за языковыми единицами (слово, предложение, текст);
формулировать выводы и предлагать доказательства того, что слова являются или не являются однокоренными (родственными).
выбирать источник получения информации: нужный словарь учебника для получения информации;
устанавливать с помощью словаря значения многозначных слов;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
анализировать текстовую, графическую и звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; "читать" информацию, представленную в схеме, таблице;
с помощью педагогического работника на уроках русского языка создавать схемы, таблицы для представления информации.
воспринимать и по заданному алгоритму формулировать суждения о языковых единицах;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога;
признавать возможность существования разных точек зрения в процессе анализа результатов наблюдения за языковыми единицами;
корректно и аргументированно на доступном уровне высказывать свое мнение о результатах наблюдения за языковыми единицами с учетом специфики проявления речевого нарушения;
строить устное диалогическое высказывание;
устно на основе плана формулировать простые выводы на основе прочитанного или услышанного текста.
с помощью педагогического работника планировать действия по решению орфографической задачи;
по заданному алгоритму выстраивать последовательность выбранных действий.
устанавливать с помощью педагогического работника причины успеха и неудач при выполнении заданий по русскому языку;
корректировать под руководством педагогического работника свои учебные действия для преодоления ошибок при выделении в слове корня и окончания, при списывании текстов и записи под диктовку.
строить действия по достижению цели совместной деятельности при выполнении парных и групповых заданий на уроках русского языка: распределять роли, договариваться, корректно делать замечания и высказывать пожелания участникам совместной работы, спокойно принимать замечания в свой адрес, мирно решать конфликты (в том числе с небольшой помощью педагогического работника);
совместно обсуждать процесс и результат работы;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат.
103.1.4. Содержание обучения. 3 класс:
Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент.
Звуки русского языка: гласный-согласный, гласный ударный-безударный, согласный твердый-мягкий, парный-непарный, согласный глухой-звонкий, парный-непарный; функции разделительных мягкого и твердого знаков, условия использования на письме разделительных мягкого и твердого знаков (повторение изученного).
Соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми согласными.
Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).
Использование орфоэпического словаря для решения практических задач.
Повторение: лексическое значение слова.
Прямое и переносное значение слова (ознакомление). Устаревшие слова (ознакомление).
Корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные) слова; признаки однокоренных (родственных) слов; различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями; выделение в словах корня (простые случаи); окончание как изменяемая часть слова (повторение изученного).
Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Корень, приставка, суффикс - значимые части слова. Нулевое окончание (ознакомление).
Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Имена существительные единственного и множественного числа. Имена существительные мужского, женского и среднего рода. Падеж имен существительных. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Изменение имен существительных по падежам и числам (склонение).
Имена существительные 1, 2, 3-го склонения. Имена существительные одушевленные и неодушевленные.
Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам (кроме имен прилагательных на -ий, -ов, -ин). Склонение имен прилагательных.
Местоимение (общее представление). Личные местоимения, их употребление в речи. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте.
Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов. Изменение глаголов по временам, числам. Род глаголов в прошедшем времени.
Предложение. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Предложения распространенные и нераспространенные.
Наблюдение за однородными членами предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.
Правила правописания и их применение:
а) разделительный твердый знак;
б) непроизносимые согласные в корне слова;
в) мягкий знак после шипящих на конце имен существительных;
г) безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных (на уровне наблюдения);
д) безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных (на уровне наблюдения);
е) раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
ж) непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
з) раздельное написание частицы не с глаголами.
Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Речевые средства, помогающие: формулировать и аргументировать собственное мнение в диалоге и дискуссии; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать (устно координировать) действия при проведении парной и групповой работы.
Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.
План текста. Коллективное составление плана текста, написание текста по заданному плану после предварительного обсуждения. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но. Ключевые слова в тексте.
Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.
Изучающее, ознакомительное чтение.
Изучение содержания учебного предмета "Русский язык" в третьем классе способствует освоению ряда УУД.
сравнивать грамматические признаки разных частей речи по заданному алгоритму;
сравнивать тему и основную мысль текста;
сравнивать типы текстов (повествование, описание, рассуждение); сравнивать прямое и переносное значение слова;
группировать слова на основании того, какой частью речи они являются;
объединять имена существительные в группы по определенному признаку (например, род или число);
определять существенный признак для классификации звуков, предложений;
устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении;
ориентироваться в изученных понятиях (подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения, часть речи, склонение) и соотносить понятие с его краткой характеристикой.
Базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным качеством текста на основе предложенных педагогическим работником критериев;
с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения текста;
высказывать предположение в процессе наблюдения за языковым материалом;
проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы об особенностях каждого из трех типов текстов, подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения;
коллективно под руководством педагогического работника выбирать наиболее подходящий для данной ситуации тип текста (на основе предложенных критериев).
выбирать источник получения информации при выполнении мини-исследования;
анализировать текстовую, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации как результата наблюдения за языковыми единицами.
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей с учетом специфики проявления речевого дефекта;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) с использованием внешних опор (по данным словам, по плану, по графической схеме);
под руководством педагогического работника готовить небольшие выступления о результатах групповой работы, наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
создавать небольшие устные и письменные тексты, содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета.
планировать действия по решению орфографической задачи; выстраивать последовательность выбранных действий по заданному алгоритму.
устанавливать причины успеха и неудач при выполнении заданий по русскому языку;
корректировать с помощью педагогического работника свои учебные действия для преодоления ошибок при выделении в слове корня и окончания, при определении части речи, члена предложения при списывании текстов и записи под диктовку.
под руководством педагогического работника формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) при выполнении коллективного мини-исследования или проектного задания на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
выполнять совместные (в группах) проектные задания с опорой на предложенные образцы;
при выполнении совместной деятельности справедливо распределять работу, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность выполнять разные роли: руководителя (лидера), подчиненного, проявлять самостоятельность, организованность, инициативность для достижения общего успеха деятельности.
103.1.5. Содержание обучения. 4 класс:
Русский язык как язык межнационального общения. Различные методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, мини-исследование, проект.
Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове по заданным параметрам. Звукобуквенный разбор слова.
Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).
Использование орфоэпических словарей русского языка при определении правильного произношения слов.
Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов, устаревших слов (простые случаи).
Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые случаи).
Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (повторение изученного).
Состав неизменяемых слов (ознакомление).
Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи (ознакомление).
Части речи самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Склонение имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия; на -ья типа гостья, на -ье типа ожерелье во множественном числе); собственных имен существительных на -ов, -ин, -ий; имена существительные 1, 2, 3-го склонения (повторение изученного). Несклоняемые имена существительные (ознакомление).
Имя прилагательное. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного (повторение). Склонение имен прилагательных во множественном числе.
Местоимение. Личные местоимения (повторение). Личные местоимения 1-го и 3-го лица единственного и множественного числа; склонение личных местоимений.
Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). I и II спряжение глаголов. Способы определения I и II спряжения глаголов.
Наречие (общее представление). Значение, вопросы, употребление в речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок (повторение).
Союз; союзы и, а, но в простых и сложных предложениях.
Частица не, ее значение (повторение).
Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их сходства и различий; виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные); виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные); связь между словами в словосочетании и предложении (при помощи смысловых вопросов); распространенные и нераспространенные предложения (повторение изученного).
Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами а, но, с одиночным союзом и. Интонация перечисления в предложениях с однородными членами.
Простое и сложное предложение (ознакомление). Сложные предложения: сложносочиненные с союзами и, а, но; бессоюзные сложные предложения (без называния терминов).
Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах. Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки; различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.
Правила правописания и их применение:
безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, а также кроме собственных имен существительных на -ов, -ин, -ий);
безударные падежные окончания имен прилагательных;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа;
наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся;
безударные личные окончания глаголов;
знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединенными союзами и, а, но и без союзов.
Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых (наблюдение).
Знаки препинания в предложении с прямой речью после слов автора (наблюдение).
Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации устного и письменного общения (письмо, поздравительная открытка, объявление); диалог; монолог; отражение темы текста или основной мысли в заголовке.
Корректирование текстов (заданных и собственных) с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи.
Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста; выборочный устный пересказ текста).
Сочинение как вид письменной работы.
Изучающее, ознакомительное чтение. Поиск информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.
Изучение содержания учебного предмета "Русский язык" в четвертом классе способствует освоению ряда УУД.
По заданному алгоритму устанавливать основания для сравнения слов, относящихся к разным частям речи; устанавливать основания для сравнения слов, относящихся к одной части речи, но отличающихся грамматическими признаками;
группировать слова на основании того, какой частью речи они являются;
объединять глаголы в группы по определенному признаку (например, время, спряжение);
объединять предложения по определенному признаку;
классифицировать предложенные языковые единицы;
устно характеризовать языковые единицы по заданным признакам;
ориентироваться в изученных понятиях (склонение, спряжение, неопределенная форма, однородные члены предложения, сложное предложение) и соотносить понятие с его краткой характеристикой.
Базовые исследовательские действия:
сравнивать несколько вариантов выполнения заданий по русскому языку, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному алгоритму различные виды анализа (звукобуквенный, морфемный, морфологический, синтаксический) по заданному алгоритму;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, мини-исследования);
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
прогнозировать возможное развитие речевой ситуации.
выбирать источник получения информации, работать со словарями, справочниками в поисках информации, необходимой для решения учебно-практической задачи; находить дополнительную информацию, используя справочники и словари;
распознавать достоверную и недостоверную информацию о языковых единицах самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) элементарные правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
воспринимать и формулировать суждения, выбирать адекватные языковые средства для выражения эмоций в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
строить устное высказывание при обосновании правильности написания, при обобщении результатов наблюдения за орфографическим материалом;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) на доступном уровне с учетом структуры и степени выраженности речевого дефекта;
под руководством педагогического работника готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
самостоятельно планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
предвидеть трудности и возможные ошибки.
контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия для преодоления ошибок;
находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины;
оценивать по предложенным критериям общий результат деятельности и свой вклад в нее;
адекватно принимать оценку своей работы.
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы, планы, идеи.
103.1.6. Планируемые результаты освоения программы учебного предмета "Русский язык" на уровне начального общего образования.
103.1.6.1. Личностные результаты:
а) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей родине России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отраженных в художественных произведениях;
б) духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
г) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
неприятие действий, приносящих ей вред;
ж) ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
103.1.6.2. Метапредметные результаты:
1. В результате изучения предмета "Русский язык" на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие познавательные УУД:
а) базовые логические действия:
сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение); устанавливать аналогии языковых единиц по заданному алгоритму;
объединять объекты (языковые единицы) по определенному признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного педагогическим работником алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
б) базовые исследовательские действия:
с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью педагогического работника вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей на доступном уровне с учетом структуры дефекта и степени его выраженности;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
2. К концу обучения на уровне начального общего образования у обучающегося формируются коммуникативные УУД:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде на доступном уровне с учетом структуры дефекта и степени его выраженности;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
на доступном уровне корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей на доступном уровне с учетом структуры и степени выраженности речевого дефекта;
на доступном уровне с учетом структуры и степени выраженности речевого дефекта создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
над руководством педагогического работника готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
3. К концу обучения на уровне начального общего образования у обучающегося формируются регулятивные УУД:
на основе заданного алгоритма планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
устанавливать причины успеха и неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного педагогическим работником формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
103.1.6.3. Предметные результаты:
различать слово и предложение; вычленять слова из предложений;
различать гласные и согласные звуки (в том числе различать в слове согласный звук [й'] и гласный звук [и]);
различать ударные и безударные гласные звуки;
различать согласные звуки: мягкие и твердые, звонкие и глухие (вне слова и в слове);
различать понятия "звук" и "буква";
определять количество слогов в слове; делить слова на слоги (простые случаи: слова без стечения согласных); определять в слове ударный слог;
обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами е, ё, ю, я и буквой ь в конце слова;
правильно называть буквы русского алфавита; использовать знание последовательности букв русского алфавита для упорядочения небольшого списка слов;
писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные буквы, соединения букв, слова;
применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки; прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии, клички животных); перенос слов по слогам (простые случаи: слова из слогов типа "согласный + гласный"); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объемом не более 25 слов;
писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения из 3 - 5 слов, тексты объемом не более 20 слов, правописание которых не расходится с произношением;
находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
читать вслух (с пониманием) короткие тексты по слогам с чтением коротких слов целиком, соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения;
составлять предложение из набора форм слов;
устно составлять текст из 3 - 5 предложений по сюжетным картинкам и наблюдениям;
использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.
осознавать язык как основное средство общения;
характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам: согласный парный - непарный по твердости - мягкости; согласный парный - непарный по звонкости - глухости;
определять количество слогов в слове (в том числе при стечении согласных); делить слово на слоги;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учетом функций букв е, ё, ю, я;
обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак в середине слова;
выделять в слове корень (простые случаи);
выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значения и уточнять значение по учебным словарям; случаи употребления синонимов и антонимов (без называния терминов);
распознавать слова, отвечающие на вопросы "кто?", "что?";
распознавать слова, отвечающие на вопросы "что делать?", "что сделать?";
распознавать слова, отвечающие на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?";
определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
применять изученные правила правописания, в том числе: сочетания чк, чн, чт; щн, нч; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; раздельное написание предлогов с именами существительными, разделительный мягкий знак;
правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объемом не более 50 слов;
писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объемом не более 45 слов с учетом изученных правил правописания;
находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями учебника;
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2 - 4 предложения на определенную тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;
формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и письменно (1 - 2 предложения);
составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам;
определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;
составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;
коллективно писать подробное изложение повествовательного текста объемом 30 - 45 слов с опорой на вопросы;
объяснять своими словами значение изученных понятий;
использовать изученные понятия.
объяснять значение русского языка как государственного языка Российской Федерации;
характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
производить звукобуквенный анализ слова (в словах с орфограммами; без транскрибирования);
определять функцию разделительных мягкого и твердого знаков в словах; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учетом функций букв е, ё, ю, я, в словах с разделительными ь, ъ, в словах с непроизносимыми согласными;
различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (без называния термина); различать однокоренные слова и синонимы;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;
выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи;
распознавать слова, употребленные в прямом и переносном значении (простые случаи);
определять значение слова в тексте;
распознавать имена существительные; определять грамматические признаки имен существительных: род, число, падеж; склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
распознавать имена прилагательные; определять грамматические признаки имен прилагательных: род, число, падеж;
изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в единственном числе) в соответствии с падежом, числом и родом имен существительных;
распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопросы "что делать?" и "что сделать?"; определять грамматические признаки глаголов: форму времени, число, род (в прошедшем времени); изменять глагол по временам (простые случаи), в прошедшем времени - по родам;
распознавать личные местоимения (в начальной форме);
использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;
различать предлоги и приставки;
определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
распознавать распространенные и нераспространенные предложения;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила; применять изученные правила правописания, в том числе непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); непроизносимые согласные в корне слова; разделительный твердый знак; мягкий знак после шипящих на конце имен существительных; не с глаголами; раздельное написание предлогов со словами;
правильно списывать слова, предложения, тексты объемом не более 70 слов;
писать под диктовку тексты объемом не более 65 слов с учетом изученных правил правописания;
находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию;
формулировать простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации устно (1 - 2 предложения);
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (3 - 5 предложений на определенную тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; создавать небольшие устные и письменные тексты (2 - 4 предложения), содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета;
определять связь предложений в тексте (с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но);
определять ключевые слова в тексте;
определять тему текста и основную мысль текста;
выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или предложений их смысловое содержание;
составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать текст;
писать подробное изложение по заданному, коллективно или самостоятельно составленному плану;
объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия;
уточнять значение слова с помощью толкового словаря.
осознавать многообразие языков и культур на территории Российской Федерации, осознавать язык как одну из главных духовно-нравственных ценностей народа;
объяснять роль языка как основного средства общения;
объяснять роль русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей культуры человека;
проводить звукобуквенный разбор слов (в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом);
подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к предложенным словам антонимы;
выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение слова по контексту;
проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами; составлять схему состава слова; соотносить состав слова с представленной схемой;
устанавливать принадлежность слова к определенной части речи (в объеме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков;
определять грамматические признаки имен существительных: склонение, род, число, падеж; проводить разбор имени существительного как части речи по заданному плану;
определять грамматические признаки имен прилагательных: род (в единственном числе), число, падеж; проводить разбор имени прилагательного как части речи по заданному плану;
устанавливать (находить) неопределенную форму глагола; определять грамматические признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени в единственном числе); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); проводить разбор глагола как части речи по заданному плану;
определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте по заданному плану;
различать предложение, словосочетание и слово;
классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
различать распространенные и нераспространенные предложения;
распознавать предложения с однородными членами; составлять предложения с однородными членами; использовать предложения с однородными членами в речи;
разграничивать простые распространенные и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочиненные с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без называния терминов); составлять простые распространенные и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочиненные с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без называния терминов);
производить синтаксический разбор простого предложения;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
применять изученные правила правописания, в том числе: непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, а также кроме собственных имен существительных на -ов, -ин, - ий); безударные падежные окончания имен прилагательных; мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа; наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся; безударные личные окончания глаголов; знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединенными союзами и, а, но и без союзов;
правильно списывать тексты объемом не более 85 слов;
писать под диктовку тексты объемом не более 80 слов с учетом изученных правил правописания;
находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила, описки;
осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение); выбирать адекватные языковые средства в ситуации общения;
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4 - 6 предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы речевого взаимодействия;
создавать небольшие устные и письменные тексты (3 - 5 предложений) для конкретной ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки, объявления);
определять тему и основную мысль текста; самостоятельно озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль;
корректировать порядок предложений и частей текста;
коллективно составлять план к заданным текстам;
осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно);
осуществлять выборочный пересказ текста (устно);
писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам;
осуществлять ознакомительное, изучающее чтение, поиск информации; формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации; интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию;
объяснять своими словами значение изученных понятий;
использовать изученные понятия;
уточнять значение слова с помощью справочных изданий, в том числе из числа верифицированных электронных ресурсов, включенных в федеральный перечень.
103.1.7. Особенности оценивания:
повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1 ошибку (например, обучающийся дважды в слове "песок" написал вместо "е" букву "и");
ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, обучающийся написал букву "т" вместо "д" в слове "лошадка" и букву "с" вместо "з" в слове "повозка").
Специфические дисграфические ошибки оцениваются следующим образом: три однотипные ошибки (акустические, фонологические, моторные, ошибки языкового анализа и другие) расцениваются как одна.
нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.
3. При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал обучающийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы так же не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным. При оценивании работы педагогический работник принимает во внимание каллиграфический навык. При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок.
Контрольный словарный диктант проводится 1 раз в две недели в тетрадях для контрольных работ.
Объем текстов изложений должен быть на 15 - 20 слов больше объема диктантов. Примерный объем текстов для изложений:
На изложение отводится не менее одного часа.
В качестве контрольного проводится одно изложение в конце года.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей