55.5. Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Ручной труд"

55.5. Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Ручной труд".

55.5.1. Пояснительная записка.

Федеральная рабочая программа по предмету "Ручной труд" на уровне начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся составлена на основе требований к результатам освоения АООП НОО, установленными ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, федеральной программы воспитания.

Данная учебная дисциплина играет важную роль в общем, трудовом, личностном, речевом развитии слабослышащих и позднооглохших обучающихся с нарушениями интеллекта. Дисциплина содержит значительный коррекционный потенциал, благодаря чему создается возможность преодоления имеющихся у обучающихся вторичных нарушений. При освоении материала по данному курсу обучающиеся овладевают основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах; умениями, необходимыми для коммуникации, социального и трудового взаимодействия. Происходит овладение обучающимися трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах, овладение умением адекватно применять трудовые навыки для коммуникации, социального и трудового взаимодействия. У обучающихся формируется положительный опыт и установки на активное использование освоенных навыков для своего жизнеобеспечения, социального развития.

55.5.2. Содержание обучения:

1. Общественно полезный труд включает: работу по благоустройству интерната и пришкольного участка; ремонт школьной мебели; сбор вторичного сырья: макулатуры и металлолома; подготовку выставок поделок; уборку урожая на пришкольном участке; выращивание растений; охрану природы; помощь подшефным классам.

2. Самообслуживание направлено на формирование навыков личной гигиены, ухода за одеждой и обувью, жилищем, приготовление пищи, мытье посуды, изготовление и мелкий ремонт вещей личного пользования. Налаживая свой быт, начиная с элементарных правил личной гигиены, соблюдения чистоты и порядка, красоты и уюта во всех помещениях, и переходя к более ответственным работам, например, по организации питания и хозяйственного обслуживания, обучающиеся приобретают практические навыки, необходимые им в будущей самостоятельной жизни. Простота и доступность большинства операций бытового труда делает возможным активное участие в нем обучающихся. По сравнению с другими видами труда самообслуживание имеет ряд преимуществ. Самообслуживание доступно для обучающихся, вызывает у них интерес, дает возможность использования самодеятельности и самоуправления. Кроме того, оно представляет широкое поле деятельности для применения на практике накопленных обучающимися знаний и умений, развивает интерес к физическому труду и профессиям, заключает возможности активного речевого общения, сближает интересы старших и младших обучающихся и способствует созданию единого общешкольного коллектива.

В процессе трудового воспитания во внеурочное время должна проводиться система занятий по самообслуживанию.

Формы обслуживающего труда обучающихся: дежурства по поддержанию чистоты в классных комнатах, в столовой, уход за растениями, стирка мелких вещей, работа на приусадебном участке и другие. Степень самостоятельности и разнообразие видов труда возрастает от одного года обучения к другому.

3. Общественно полезный труд (производительный труд). Работа по этому направлению допрофессиональной подготовки подразумевает выполнение заказов от предприятий и организаций в школьных мастерских, а также сельскохозяйственные работы в деревне, на фермах, лесничествах.

Важная форма трудовой деятельности обучающихся - охрана природы: зеленых насаждений дворов, улиц, парков и скверов; сбор лекарственных трав, борьба с вредителями сельскохозяйственных культур, изготовление кормушек и гнездовий для птиц. Наиболее распространенным видом труда здесь является подкормка птиц зимой, изготовление кормушек и скворечников.

Важно обеспечить обучающихся системой развернутых и наглядно зафиксированных правил выполнения общественных поручений, трудовых дел в виде памяток.

55.5.3. Планируемые результаты освоения учебного предмета:

формирование умений работать с разными видами материалов и инструментами, выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств;

формирование навыков самообслуживания, организационных трудовых умений (правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования);

использование приобретенных знаний и умений для решения повседневных практических задач.