73.5. Изобразительное искусство (Тифлографика)

73.5. Изобразительное искусство (Тифлографика):

1. Технические средства и приемы рельефного рисования: значение и назначение тифлографики для слепого обучающегося с интеллектуальной недостаточностью.

Значение рельефного рисунка для учебно-практической деятельности. Использование тифлографических приборов для рисования слепых. Инструменты и приспособления приборов для рисования. Правила и приемы пользования инструментами для выполнения рельефных изображений. Правила техники безопасности при работе с инструментами. Ориентировка на приборе. Приемы проведения линий, деление изобразительной плоскости на две и четыре равные части с помощью инструментов и приспособлений. Приемы выполнения изображений. Приемы работы на бумаге, на пластической массе, на пленке.

2. Чтение рельефных изображений: знакомство с элементарными понятиями пространственной ориентировки в направлениях при чтении изображений (право - лево, верх - низ, середина). Сравнение величины предметов, изображаемых на рисунках (больше - меньше, короче - длиннее, равные, толще - тоньше). Понятие формы, величины. Обследование группы предметов, сравнение формы, величины, положения в пространстве; соотнесение с рельефным изображением.

Чтение предметов простых форм, близких к геометрическим сенсорным эталонам. Чтение предметов, включающих сочетания геометрических форм. Чтение предметов сложной формы. Приемы изображения предметов разной степени сложности. Формирование опорных представлений.

Выполнение аппликаций из готовых форм и фрагментов.

Овладение элементарными навыками лепки. Лепка обследуемых предметов из пластилина.

3. Рисование с натуры: рисование с натуры простых форм (линии) в различных положениях.

Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, горизонтальные, вертикальные, волнистые, наклонные, круговые). Передача с помощью линии формы предмета. Понятие контура. Формирование понятия контура при помощи тифлотехнических приборов. Деление отрезка на равные части. Соотношение длины и ширины прямоугольных предметов. Рисование с натуры предметов, включающих пересечения горизонтальных и вертикальных линий. Соотнесение рисунка с предметом и его рельефным изображением.

Рисование с натуры предметов, включающих сочетание горизонтальных, вертикальных и наклонных линий. Соотнесение рисунка с предметом и его рельефным изображением.

Рисование с натуры предметов, включающих волнистые, круговые линии. Соотнесение рисунка с предметом и его рельефным изображением.

Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Анализ формы предметов. Сходство и различие форм. Вычленение характерных признаков. Простые геометрические формы. Природные формы.

Рисование с натуры предметов, имеющих в основе объемную геометрическую форму (фрукты, овощи). Использование трафаретов, аппликации из готовых элементов, лепки. Соотнесение рисунка с предметом и его рельефным изображением.

Рисование с натуры предметов, включающих сочетания геометрических форм (игрушки). Выделение и называние каждого элемента. Конструирование из кубиков, использование трафаретов, аппликация из готовых элементов, лепка. Соотнесение рисунка с предметом и его рельефным изображением.

Рисование с натуры растительных форм. Алгоритмы обследования. Анализ строения, сравнение. Характерные признаки. Чтение рельефного изображения и соотнесение его с натурой. Лепка, аппликация, рельефное изображение предмета.

Рисование с натуры животных. Алгоритмы обследования чучел, игрушек. Анализ строения, сравнение. Характерные признаки. Чтение рельефного изображения и соотнесение его с натурой. Лепка, аппликация, рельефное изображение предмета.

4. Декоративное рисование: понятие орнамента, его назначение и использование в быту. Осязательное восприятие орнаментов, анализ построения орнамента. Виды орнаментов. Выделение элементов орнамента. Понятие чередования, ритма, повтора. Роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.

Выполнение простого орнамента в полосе по образцу из готовых форм.

Выполнение замкнутого орнамента по образцу с использованием трафаретов растительных форм.

Вариации на тему изученных орнаментов из пластичных материалов.

Использование орнаментов в декоративно-прикладной деятельности.

5. Рисование на темы: понятие сюжета. Составление сюжетных ситуаций из моделей, игрушек.

Понятие аппликации. Составление аппликации из готовых форм по образцу.

Рельефное рисование сюжетов из простых предметов, изученных ранее. Использование трафаретов и шаблонов.

Рисование на темы на основе наблюдений. Конкретизация представлений о предметах, использование натуральных и рельефных наглядных пособий.

Рисование на темы по замыслу. Соотнесение рисунка и натуры.

6. Беседы об искусстве: восприятие произведений искусства, доступных тактильно осязательному способу восприятия, представление о визуальных видах искусства (живопись, графика). Отражение в произведениях пластических искусств отношения к природе, человеку и обществу. Представление о ведущих художественных музеях России (например, Русский музей, Эрмитаж) и региональных музеях. Знакомство с понятием "Иллюстрация". Знакомство с разными видами рельефа: контурный, аппликационный, барельефный.

Скульптура, виды скульптуры. Мелкая пластика. Материалы скульптуры и их роль в создании образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина - раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем - основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Знакомство с барельефными и горельефными изображениями животных, птиц. Знакомство со скульптурными портретами писателей.

Художественное конструирование, разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин - раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон - сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно-прикладное искусство как вид художественной деятельности. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о народной культуре (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий). Знакомство с народными промыслами по производству игрушек.

73.5.1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета.

В результате изучения учебного предмета "Изобразительное искусство (тифлографика)" на этапе начального общего образования у слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будут формироваться эстетические чувства, развиваться умения отличать "красивое" от "некрасивого". Обучающиеся получат возможность научиться высказывать мнения о произведениях искусства ("нравится" - "не нравится").

В результате изучения предмета "Изобразительное искусство (тифлографика)" на этапе начального общего образования слепые обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будут овладевать элементарными практическими умениями и навыками в процессе освоения отдельных видов художественной деятельности; расширять опыт самовыражения средствами изобразительного искусства.

Слепой обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевает определенной системой знаний, умений и навыков:

1. Технические средства и приемы рельефного рисования:

приемами изображения предметов на тифлотехнических приборах;

способностью использования рельефного рисунка в учебной и практической деятельности;

умением ориентироваться в специальных приборах для рисования; использовать инструменты для выполнения рельефных изображений.

2. Чтение рельефных изображений:

умением понимать (читать) рельефное изображение;

умением сравнивать предметы между собой по форме и величине, рельефное изображение с реальным предметом, предмет с рельефным изображением; изображать предметы рельефом и в пластилине;

умением читать рельефные изображения простой формы и соотносить их с реальными предметами; описывать предметы и рельефные изображения, знать их назначение.

3. Рисование с натуры:

умениями обследовать натуральные предметы простой формы, выделять их форму, строение, величину; сравнивать реальный предмет с его рельефным изображением;

умениями самостоятельно выбирать наиболее характерный вид предмета для его последующего рельефного изображения;

умениями определять форму и детали предмета посредством осязания;

умениями изображать предметы несложной формы; использовать простые формы для создания образов в лепке, рельефной графике; самостоятельно выполнять рельефные рисунки на тифлотехнических приборах.

4. Декоративное рисование:

умениями выполнять построения простых видов орнамента;

умениями использовать простые декоративные элементы для создания орнамента.

5. Рисование на темы:

умениями выполнять аппликации на заданную тему;

умениями отображать заданную тему в рельефном рисунке или пластилине.

6. Беседы об искусстве:

умениями различения доступных видов художественной деятельности (скульптура, художественное конструирование, декоративно-прикладное искусство);

умениями воспринимать посредством осязания скульптуру, мелкую пластику, пространственные и объемные произведения народных промыслов как вид изобразительного искусства;

приемами восприятия разных видов рельефа, материала, фактуры.