130.1. Федеральная рабочая программа учебных предметов предметной области "Язык и речевая практика" (предметы "Русский язык", "Чтение", "Речевая практика")

130.1. Федеральная рабочая программа учебных предметов предметной области "Язык и речевая практика" (предметы "Русский язык", "Чтение", "Речевая практика").

130.1.1. Пояснительная записка.

Федеральная рабочая программа учебных предметов предметной области "Язык и речевая практика" ФАОП НОО (вариант 6.3) составлена на основе требований к результатам освоения АООП НОО, установленными ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, федеральной программы воспитания.

Основные задачи реализации содержания предметной области "Язык и речевая практика":

Русский язык. Формирование первоначальных навыков чтения и письма в процессе овладения грамотой. Формирование элементарных представлений о русском (родном) языке как средстве общения и источнике получения знаний. Использование письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач.

Чтение. Осознание значения чтения для решения социально значимых задач, развития познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного, элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и правильных жизненных позиций. Формирование и развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту литературных текстов. Формирование коммуникативных навыков в процессе чтения литературных произведений.

Речевая практика. Расширение представлений об окружающей действительности. Обогащение лексической и грамматико-синтаксической сторон речи. Развитие навыков связной устной речи. Развитие навыков устной коммуникации и их применение в различных ситуациях общения. Ознакомление со средствами устной выразительности, овладение нормами речевого этикета.

130.1.2. Содержание обучения.

Правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про себя. Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации.

Понимание прочитанного.

Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям (с помощью педагогического работника). Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. Объяснение выделенных педагогическим работником слов и оборотов речи. Подведение обучающихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом обучающихся и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы.

Развитие устной речи.

Полный и выборочный пересказ (с помощью педагогического работника), рассказ по аналогии с прочитанным.

Заучивание наизусть стихотворений, басен.

Внеклассное чтение.

Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного.

Примерная тематика.

Чтение произведений устного народного творчества в обработке русских писателей.

Рассказы и стихотворения о героизме народа во время войны.

Общественно полезные дела обучающихся.

Чтение рассказов и стихотворений русских и зарубежных классиков о природе, жизни животных, занятиях взрослых и детей в разные времена года.

Практические грамматические упражнения, правописание и развитие речи.

Грамматика, правописание и развитие речи.

Выпускник начального общего образования должен уметь практически строить простое предложение. Составлять предложения с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивать предложения; восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении.

Звуки и буквы.

Алфавит. Употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, е, ю, я, и.

Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов.

Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова ("00000005.wmz - 00000006.wmz") или подбора по образцу родственных слов ("00000007.wmz - 00000008.wmz").

Слово.

Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.

Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных.

Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими словами.

Разделительный ъ.

Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень).

Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.

Предложение.

Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится.

Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам.

Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).

Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).

Связная письменная речь.

Составлять и записывать небольшой рассказ по серии картинок под руководством педагогического работника.

Составлять и записывать рассказ по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания.

Писать изложение под руководством педагогического работника небольшого текста (20 - 30 слов) по данным педагогическим работником вопросам.

Восстанавливать несложный деформированный текст по вопросам.

Описывать несложные знакомые предметы и картины по коллективно составленному плану в виде вопросов.

Составлять и писать под руководством педагогического работника небольшого письма родным, другим обучающимся. Адрес на конверте.

Письмо и чистописание.

Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием (в соответствии с физическими возможностями обучающегося).

Списывание рукописного и печатного текстов целыми словами и словосочетаниями. Списывание предложений и связных текстов со вставкой пропущенных букв или слов.

Выборочное списывание по указанию педагогического работника.

Письмо под диктовку предложений и связных текстов с соблюдением правил правописания (с учетом физических возможностей обучающихся).

Восстановление нарушенного порядка слов в предложении, письмо прописных и строчных букв в алфавитном порядке (с учетом физических возможностей обучающихся).

Устная речь.

Правильное составление простых распространенных предложений и сложных посредством союзов и, а, но, потому что, чтобы (с помощью педагогического работника).

Связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам.

Составление небольших рассказов на предложенную педагогическим работником тему.

Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов речи, выражение связей и отношений между реальными объектами с помощью предлогов, союзов, некоторых наречий.

130.1.3. Планируемые результаты освоения учебного предмета:

формирование умения составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;

формирование умения анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);

списывание рукописного и печатного текста целыми словами и словосочетаниями; писать под диктовку предложения и тексты (30 - 35 слов);

овладение алфавитом; знание расположения слов в алфавитном порядке в словаре.