II. Общие рекомендации по разработке документации СУПБ в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты
II. Общие рекомендации по разработке
документации СУПБ в организациях, эксплуатирующих опасные
производственные объекты
6. Документация СУПБ в соответствии с пунктом 3 требований к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2020 г. N 1243, разрабатывается для одной эксплуатирующей организации либо для двух и более эксплуатирующих организаций, являющихся группой лиц в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.
7. Документация СУПБ в соответствии с пунктом 4 требований к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2020 г. N 1243, должна содержать:
а) заявление о политике эксплуатирующей организации в области промышленной безопасности;
в) положение (положения) о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах;
г) документы планирования мероприятий по снижению риска аварий на опасных производственных объектах;
д) иные документы, обеспечивающие функционирование СУПБ, предусмотренные положением о СУПБ.
8. При разработке документации СУПБ эксплуатирующая организация вправе применять международные, национальные и региональные стандарты, руководства по безопасности, иные методические рекомендации в части, не противоречащей требованиям промышленной безопасности.
9. Документы СУПБ рекомендуется согласовать со всеми задействованными структурными подразделениями организации, эксплуатирующими опасные производственные объекты.
10. Заявление о политике эксплуатирующей организации в области промышленной безопасности в соответствии с пунктом 5 требований к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2020 г. N 1243, должно содержать:
а) цели и обязательства по снижению риска аварий на опасных производственных объектах;
б) обязательства по проведению консультаций с работниками опасных производственных объектов и их представителями по вопросам обеспечения промышленной безопасности;
в) обязательства по совершенствованию СУПБ.
11. В соответствии с пунктом 6 требований к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2020 г. N 1243, заявление о политике эксплуатирующей организации в области промышленной безопасности утверждается руководителем эксплуатирующей организации и размещается на сайте эксплуатирующей организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии сайта), иных информационных ресурсах эксплуатирующей организации либо публикуется в средствах массовой информации в течение 30 календарных дней со дня его утверждения.
12. Ознакомление с заявлением о политике эксплуатирующей организации в области промышленной безопасности рекомендуется включать в программу проведения вводного инструктажа по охране труда, проводимого в соответствии со статьей 219 Трудового кодекса Российской Федерации.
13. Положение о СУПБ эксплуатирующей организации в соответствии с пунктом 7 требований к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2020 г. N 1243, должно содержать следующие сведения:
а) задачи в области промышленной безопасности;
б) описание структуры СУПБ и ее места в общей системе управления;
в) перечень опасных производственных объектов, на которые распространяется действие СУПБ (допускается указание номера свидетельства о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов);
г) функции, права и обязанности руководителей эксплуатирующих организаций, их заместителей, работников в области промышленной безопасности;
д) порядок проведения консультаций с работниками опасных производственных объектов и их представителями по вопросам обеспечения промышленной безопасности;
е) организация материального и финансового обеспечения мероприятий, осуществляемых в рамках СУПБ;
ж) порядок планирования работ, осуществляемых в рамках СУПБ, и перечень документов планирования мероприятий по снижению риска аварий на опасных производственных объектах;
з) порядок проведения анализа функционирования СУПБ, разработки и осуществления корректирующих и предупреждающих мероприятий, направленных на устранение выявленных несоответствий требованиям промышленной безопасности и повышение уровня промышленной безопасности;
и) организация информационного обеспечения в рамках СУПБ;
к) порядок подготовки в области промышленной безопасности руководителей и работников эксплуатирующих организаций;
л) организация документационного обеспечения мероприятий, осуществляемых в рамках СУПБ;
м) порядок работы с подрядными организациями, осуществляющими деятельность на опасных производственных объектах;
н) порядок идентификации опасностей и оценки риска возникновения аварий и инцидентов.
В случае если вышеуказанные сведения содержатся в иных документах, утвержденных руководителями эксплуатирующих организаций, в положении о СУПБ указываются реквизиты таких документов. Сведения, содержащиеся в указанных документах, в состав положения о СУПБ могут не включаться.
14. Положение о СУПБ в соответствии с пунктом 9 требований к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2020 г. N 1243, утверждается руководителем эксплуатирующей организации.
15. Описание взаимодействия структурных подразделений эксплуатирующей организации базируется на действующей организационной структуре. Рекомендуется максимально полно использовать существующие в эксплуатирующей организации инструменты управления: систему документооборота, систему распределения ответственности, систему бюджетирования, систему закупок и материально-технического обеспечения, систему информирования и другие системы.
16. Всю документацию СУПБ эксплуатирующей организации рекомендуется располагать на внутреннем сетевом ресурсе в нередактируемом формате, обеспечивая ее сохранность и актуальность, или использовать иные способы предоставления доступа работникам эксплуатирующей организации к действующим редакциям документов.
17. В подразделе положения о СУПБ эксплуатирующей организации "Задачи в области промышленной безопасности" рекомендуется указывать основные задачи в области промышленной безопасности:
а) контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, требований обоснования безопасности опасного производственного объекта в случае, если деятельность в области промышленной безопасности осуществляется с применением такого обоснования безопасности;
б) создание условий для укрепления производственной и технологической дисциплины путем мотивации работников к формированию заинтересованности в организации условий безопасной эксплуатации опасных производственных объектов;
в) обеспечение противоаварийной устойчивости и снижения количества аварий, инцидентов и несчастных случаев;
г) разработка методов сбора информации в области промышленной безопасности и оценка уровня безопасности производства;
д) выявление опасных технологий, участков, рабочих мест и предупреждение аварий, инцидентов и несчастных случаев;
е) финансирование мероприятий в области промышленной безопасности;
ж) управление основными производственными рисками;
федеральными органами исполнительной власти при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
органами местного самоуправления;
профессиональными союзами, осуществляющими контроль за соблюдением прав и интересов работников опасных производственных объектов;
научными организациями, деятельность которых связана с посещением опасных производственных объектов;
и) подготовка и распространение эксплуатирующей организацией информации о состоянии промышленной безопасности;
к) обучение работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
л) контроль за созданием системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и указанные системы в пригодном к использованию состоянии;
м) взаимодействии с профессиональными аварийно-спасательными службами (формированиями), которые привлекаются для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте.
18. В подразделе положения о СУПБ "Описание структуры СУПБ и ее места в общей системе управления эксплуатирующей организации" рекомендуется указывать уровни управления эксплуатирующей организации.
В качестве уровней управления эксплуатирующей организацией могут рассматриваться:
а) уровень производственной бригады;
б) уровень производственного участка;
в) уровень производственного цеха (структурного подразделения);
г) уровень филиала (обособленного структурного подразделения);
д) уровень службы (совокупности нескольких структурных подразделений);
е) уровень руководителя эксплуатирующей организации в целом.
С учетом специфики эксплуатирующей организации для целей СУПБ могут рассматриваться и иные уровни управления.
19. В подразделе положения о СУПБ "Перечень опасных производственных объектов эксплуатирующей организации, на которые распространяется действие СУПБ" рекомендуется указать: наименование, класс опасности, адрес местонахождения, номер свидетельства о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов.
20. В подразделе положения о СУПБ "Функции, права и обязанности руководителей эксплуатирующей организации, их заместителей, работников в области промышленной безопасности", исходя из особенностей организации СУПБ в эксплуатирующей организации, рекомендуется указать следующие функции работников эксплуатирующей организации:
а) организация и координация СУПБ;
б) принятие решений по обеспечению промышленной безопасности, в том числе по обеспечению необходимого и своевременного финансирования в области промышленной безопасности;
в) ежегодная подготовка и направление руководителю эксплуатирующей организации и управляющей комиссии по оценке состояния промышленной безопасности отчетной информации:
о выполнении плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности;
о проведении проверок соблюдения работниками опасных производственных объектов требований промышленной безопасности;
об идентификации опасностей, оценке и управлении рисками на опасных производственных объектах;
г) ознакомление с документами, фото- и видеоматериалами, необходимыми для оценки состояния промышленной безопасности на опасных производственных объектах;
д) рассмотрение актов проверок соблюдения требований промышленной безопасности, проведенных контрольно-надзорными органами, а также документов, составленных контрольно-надзорными органами в рамках постоянного государственного надзора;
е) рассмотрение актов расследования причин аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасных производственных объектах;
ж) анализ аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасных производственных объектах;
з) ежегодная (по окончании календарного года) разработка плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности с учетом проведенного анализа причин возникновения аварий, инцидентов и несчастных случаев как на опасном производственном объекте эксплуатирующей организации, так и на аналогичных опасных производственных объектах других эксплуатирующих организаций;
и) ежегодный (по окончании календарного года) анализ эффективности СУПБ эксплуатирующей организации;
к) ежегодная (по окончании календарного года) разработка плана профилактических мероприятий по предупреждению аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасных производственных объектах (далее - план профилактических мероприятий) и плана мероприятий по совершенствованию СУПБ с учетом анализа эффективности СУПБ;
л) отстранение от работы лиц, не имеющих соответствующей квалификации, не прошедших своевременно подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности, а также лиц, имеющих медицинские противопоказания к работе на опасном производственном объекте;
м) проведение приостановок работ, осуществляемых с нарушением требований промышленной безопасности, создающих угрозу жизни и здоровью работников опасного производственного объекта, или работ, которые могут привести к аварии или инциденту;
н) привлечение к ответственности лиц, нарушивших требования промышленной безопасности, а также поощрение работников, принимавших участие в разработке и реализации мер по повышению уровня промышленной безопасности;
о) доведение до сведения работников опасного производственного объекта информации о состоянии промышленной безопасности, об изменениях требований промышленной безопасности, а также обеспечение наличия на рабочих местах эксплуатирующей организации действующих нормативных правовых актов, устанавливающих требования в области промышленной безопасности;
п) взаимодействие с контрольно-надзорными органами, местными органами управления, общественными организациями, научными организациями по вопросам промышленной безопасности;
р) изучение и распространение передового опыта в области промышленной безопасности.
Права и обязанности работников эксплуатирующей организации в области промышленной безопасности рекомендуется устанавливать в зависимости от уровня управления. При этом на каждом уровне управления могут устанавливаться права и обязанности в области промышленной безопасности персонально для каждого работника эксплуатирующей организации, исходя из специфики эксплуатируемых опасных производственных объектов.
21. В подразделе положения о СУПБ "Порядок проведения консультаций с работниками опасного производственного объекта и их представителями по вопросам обеспечения промышленной безопасности" рекомендуется указывать:
должности работников эксплуатирующей организации, которые проводят консультирование работников опасных производственных объектов и представителей работников опасных производственных объектов по вопросам обеспечения промышленной безопасности, а также по вопросам последствий при нарушениях требований обоснования безопасности опасного производственного объекта в случае, если деятельность в области промышленной безопасности осуществляется с применением такого обоснования безопасности;
форму и срок предоставления письменных консультаций.
В подразделе рекомендуется указывать вопросы, рассматриваемые при устной и письменной консультациях, в том числе:
права и обязанности работников опасного производственного объекта в части выполнения требований промышленной безопасности на рабочих местах;
изменения действующих требований промышленной безопасности;
фактическое соответствие опасных производственных объектов требованиям промышленной безопасности;
последствия нарушения требований промышленной безопасности;
иные вопросы, отнесенные к компетенции работников опасного производственного объекта.
22. В подразделе положения о СУПБ "Организация материального и финансового обеспечения мероприятий, осуществляемых в рамках СУПБ" рекомендуется указывать порядок финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках СУПБ, сведения по организации материального обеспечения мероприятий, осуществляемых в рамках СУПБ. Источник средств финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках СУПБ, рекомендуется определять руководителю эксплуатирующей организации.
23. В подразделе положения о СУПБ "Порядок планирования работ, осуществляемых в рамках СУПБ, и перечень документов планирования мероприятий по снижению риска аварий на опасном производственном объекте" рекомендуется указывать порядок формирования планов мероприятий по обеспечению промышленной безопасности, профилактических мероприятий и планы мероприятий по совершенствованию СУПБ (далее - планы мероприятий).
Структура и содержание планов мероприятий могут определяться руководителем эксплуатирующей организации и пересматриваться по окончании календарного года на основании анализа аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасном производственном объекте, а также эффективности СУПБ эксплуатирующей организации.
Документы планирования мероприятий по снижению риска аварий на опасном производственном объекте рекомендуется формировать на срок более одного календарного года.
24. В подразделе положения о СУПБ "Порядок проведения анализа функционирования СУПБ, разработки и осуществления корректирующих мероприятий, направленных на устранение выявленных несоответствий требованиям промышленной безопасности и повышение уровня промышленной безопасности" рекомендуется указывать:
порядок и ссылки на результаты оценки достижения целей и задач эксплуатирующей организации в области промышленной безопасности, определенных в СУПБ, за отчетный период;
ссылки на сравнительный анализ эффективности организации СУПБ за отчетный период с предыдущими периодами;
выявленные недостатки в организации СУПБ за отчетный период.
При проведении анализа функционирования СУПБ рекомендуется учитывать результаты расследования аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасном производственном объекте, а также дополнительные факторы, которые могут влиять на функционирование СУПБ.
Работников опасного производственного объекта рекомендуется ознакомить с результатами и выводами анализа функционирования СУПБ.
На основании выводов анализа функционирования СУПБ при необходимости принимается решение о разработке и осуществлении корректирующих мероприятий, направленных на устранение выявленных несоответствий требованиям промышленной безопасности и повышение уровня промышленной безопасности.
25. В подразделе положения о СУПБ "Организация информационного обеспечения в рамках СУПБ" рекомендуется указывать:
применяемые средства получения информации по вопросам промышленной безопасности;
информацию о текущем количестве аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасных производственных объектах;
ссылки на видеоролики по безопасным методам производства работ;
обзоры аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасных производственных объектах;
справочные правовые системы на рабочих местах для лиц, ответственных за обеспечение промышленной безопасности.
Информационное обеспечение в рамках СУПБ рекомендуется проводить в целях:
оперативного оповещения работников опасного производственного объекта и подрядных организаций, осуществляющих свою деятельность на опасном производственном объекте;
ознакомления работников опасного производственного объекта с результатами расследования аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасном производственном объекте и планом профилактических мероприятий;
раскрытия информации об авариях, инцидентах и несчастных случаях на опасном производственном объекте;
доступности использования нормативных правовых актов в области промышленной безопасности.
26. Подраздел положения о СУПБ "Порядок подготовки в области промышленной безопасности руководителей и работников эксплуатирующих организаций" рекомендуется разрабатывать в соответствии с требованиями статьи 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и соответствующими требованиями нормативных правовых актов в области промышленной безопасности.
27. В подразделе положения о СУПБ "Организация документационного обеспечения мероприятий, осуществляемых в рамках СУПБ" для оценки состояния промышленной безопасности рекомендуется описать порядок организации документационного обеспечения СУПБ, а также порядок ознакомления с техническими и организационными видами документации, такими как:
проектная документация на опасный производственный объект;
документация о мероприятиях по снижению риска аварий на опасных производственных объектах на срок более одного календарного года;
паспорта на технические устройства, применяемые на опасных производственных объектах;
документация на проведение опасных видов работ;
документация по вопросам обеспечения промышленной безопасности по всем основным направлениям деятельности опасных производственных объектов;
документация о проведении профилактических мероприятий на опасных производственных объектах.
28. В подразделе положения о СУПБ "Порядок работы с подрядными организациями, осуществляющими деятельность на опасных производственных объектах" рекомендуется описать порядок взаимодействия при проведении совместной работы работников опасных производственных объектов и подрядных организаций, осуществляющих деятельность на опасных производственных объектах. В данном подразделе рекомендуется указывать:
требования к подрядным организациям, осуществляющим деятельность на опасных производственных объектах;
систему проверки соответствия требованиям промышленной безопасности подрядных организаций, осуществляющих деятельность на опасных производственных объектах;
систему допуска подрядных организаций, осуществляющих деятельность на опасных производственных объектах;
реквизиты локального нормативного акта организации, определяющего взаимодействие с подрядными организациями.
29. В подразделе положения о СУПБ "Порядок идентификации опасностей и оценки риска возникновения аварий и инцидентов" рекомендуется указывать:
процедуру идентификации опасностей и оценки рисков возникновения аварий и инцидентов;
состав комиссии по идентификации опасностей и оценке рисков возникновения аварий и инцидентов.
Идентификация опасностей и оценка рисков возникновения аварий и инцидентов может проводиться вновь при:
выполнении работ, для которых не разработана техническая документация;
существенных изменениях в технологии производства работ;
замене технических устройств, применяемых в технологических процессах;
проведении опытных испытаний технических устройств, если опасности и оценка рисков возникновения аварий и инцидентов не определены в технической документации на эти технические устройства;
привлечении подрядных организаций, осуществляющих деятельность на опасном производственном объекте;
возникновении аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасных производственных объектах.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей