Приложение

к приказу ФАС России

от 01.03.2023 N 93/23

МЕТОДИКА

ОЦЕНКИ ФАС РОССИИ ОТРАСЛЕВЫХ ДОКУМЕНТОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО

ПЛАНИРОВАНИЯ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ СХЕМ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО

ПЛАНИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СХЕМ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО

ПЛАНИРОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ) С ТОЧКИ

ЗРЕНИЯ ДОСТАТОЧНОСТИ ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ДАННЫМИ АКТАМИ

МЕР ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ

1. Методика определяет порядок проведения ФАС России (далее - уполномоченный орган) оценки отраслевых документов стратегического планирования (за исключением схем территориального планирования Российской Федерации и схем территориального планирования субъектов Российской Федерации) (далее - отраслевые документы стратегического планирования) и устанавливает критерии определения достаточности предусмотренных данными актами мер для развития конкуренции.

2. Оценка отраслевых документов стратегического планирования в соответствии с Методикой проводится уполномоченным органом в течение 2023 года. По итогам проведения названной оценки уполномоченный орган в срок не позднее 1 января 2024 года направляет согласованный с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти доклад в Правительство Российской Федерации (а также в части отраслевых документов стратегического планирования, затрагивающих деятельность финансовых организаций, в Банк России).

3. Целью оценки уполномоченным органом отраслевых документов стратегического планирования является определение достаточности предусмотренных данными актами мер для развития конкуренции.

4. К отраслевым документам стратегического планирования Российской Федерации, подлежащим оценке в соответствии с Методикой, относятся:

1) отраслевые стратегии, в том числе схемы и стратегии развития отраслей экономики и сфер государственного управления;

2) стратегии отдельных сфер социально-экономического развития;

3) иные документы стратегического планирования, которые соответствуют требованиям части 4 статьи 19 Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и решение о разработке которых принято Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.

5. Источником информации, необходимой для проведения уполномоченным органом оценки отраслевых документов стратегического планирования, является федеральный государственный реестр документов стратегического планирования.

6. Отраслевой документ стратегического планирования признается достаточным с точки зрения предусмотренных данным актом мер для развития конкуренции при одновременном соблюдении следующих условий: наличие в таком документе одного из положений проконкурентного характера и отсутствии положений антиконкурентного характера.

7. К положениям проконкурентного характера относятся положения, способствующие защите, поддержке и развитию конкуренции на товарных рынках, в частности направленные на:

1) снижение уровня административных барьеров, препятствующих развитию конкуренции;

2) сокращение доли хозяйствующих субъектов, учреждаемых или контролируемых государством или муниципальными образованиями, в общем количестве хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарных рынках;

3) обеспечение равных условий и свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации;

4) поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства;

5) обеспечение условий для привлечения инвестиций хозяйствующих субъектов в развитие товарных рынков;

6) ускорение экономически оправданного перехода сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка;

7) осуществление государственного регулирования цен (тарифов), основанного на окупаемости организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, при снижении издержек и повышении их эффективности, обеспечивающего интересы потребителей в долгосрочной перспективе;

8) недопустимость государственного регулирования цен (тарифов), осуществляемого посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня на конкурентных товарных рынках, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

9) развитие конкуренции в сферах экономической деятельности государственных предприятий, предприятий с государственным участием;

10) стимулирование хозяйствующих субъектов, органов власти и органов местного самоуправления, внедряющих систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства;

11) развитие организованной (биржевой) торговли в Российской Федерации;

12) обеспечение прозрачности закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, а также закупок товаров, работ и услуг инфраструктурными монополиями и компаниями с государственным участием;

13) реализацию государственного или муниципального имущества конкурентными способами;

14) внедрение новых технологий, упрощающих и ускоряющих процессы производства, в целях модернизации предприятий;

15) иные положения, отвечающие принципам государственной политики по развитию конкуренции, содержащимся в Указе Президента Российской Федерации от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции".

8. К положениям антиконкурентного характера относятся положения, которые могут привести к устранению, ограничению, недопущению конкуренции, в том числе:

1) установление требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации;

2) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами;

3) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;

4) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;

5) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;

6) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;

7) предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;

8) предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции);

9) создание дискриминационных условий;

10) установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг;

11) дача хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

12) совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных Законом о защите конкуренции.

9. Оценка отраслевых документов стратегического планирования производится в соответствии со следующими этапами:

а) анализ в течение 2023 года уполномоченным органом отраслевых документов стратегического планирования, включенных в перечень отраслевых документов стратегического планирования, подлежащих оценке, на наличие в таких документах положений проконкурентного и антиконкурентного характера;

б) направление в случае выявления в отраслевом документе стратегического планирования положений антиконкурентного характера или отсутствии положений проконкурентного характера соответствующих предложений о внесении изменений в данный документ в адрес федерального органа исполнительной власти, ответственного за его исполнение;

в) подготовка проекта доклада уполномоченным органом в Правительство Российской Федерации (в части отраслевых документов стратегического планирования, затрагивающих деятельность финансовых организаций, в Банк России) и направление его на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти;

г) направление согласованного с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти доклада в Правительство Российской Федерации (в части отраслевых документов стратегического планирования, затрагивающих деятельность финансовых организаций, в Банк России).