10. Обязаны ли участники СВО и командированные лица представлять сведения в ходе декларационных кампаний?
Нет, участники СВО и командированные лица не представляют сведения, начиная с декларационной кампании 2022 года (за отчетный 2021 год), поскольку действие Указа распространяется на правоотношения, возникшие с 24 февраля 2022 года.
При этом не имеет значения, когда участник СВО или командированное лицо были направлены на новые территории или территорию Украины и находились ли они там по состоянию на 31 декабря отчетного года.
Например, лицо, находившееся на новых территориях в феврале 2023 года, освобождается от обязанности представлять сведения в ходе декларационной кампании 2023 года (за отчетный 2022 год).
Однако в случае, если обязанность представить сведения уже исполнена, такие сведения возврату не подлежат.
Например, лицо представило сведения в январе 2023 года, а в феврале было командировано на новые территории. Поскольку оснований не принимать такие сведения на момент их представления не имелось, работа с ними должна осуществляться в установленном порядке.
Кроме того, не требуется возвращать сведения, представленные в рамках декларационной кампании 2022 года (за отчетный 2021 год) до подписания Указа.
Командированное лицо, замещающее несколько должностей, предусматривающих представление сведений (например, должность главы муниципального образования на непостоянной основе и должность руководителя муниципального учреждения), в ходе декларационной кампании не представляет сведения ни по одной из замещаемых должностей.
11. Обязаны ли участники СВО и командированные лица, замещающие должности в органе публичной власти (организации), представлять сведения, если они претендуют на замещение должности, предусматривающей представление сведений, в этом же органе публичной власти (организации)?
От исполнения данной обязанности освобождены только участники СВО и потенциальные участники СВО, которые одновременно:
1) проходят государственную службу и по замещаемой должности государственной службы не обязаны представлять сведения;
2) претендуют на замещение должностей государственной службы, включенных в перечень должностей, замещение которых предусматривает представление сведений, в этом же государственном органе (организации).
В ситуации, когда потенциальный участник СВО был назначен на должность, включенную в перечень должностей, замещение которых предусматривает представление сведений, однако впоследствии участия в СВО не принял, обязанность представить сведения не возникает.
При этом антикоррупционным структурам целесообразно уделить внимание документам, подтверждающим тот факт, что данный государственный служащий являлся потенциальным участником СВО (служебные или докладные записки, рапорты, планы командирования и т.д.).
Что касается командированных лиц, то они обязаны представлять сведения, поскольку в этой части никакие особенности в отношении их Указом не установлены.
12. Имеется ли обязанность представлять сведения при смене места прохождения службы или места работы?
Да, имеется. При поступлении на государственную и муниципальную службу, назначении на государственную или муниципальную должность или при приеме на работу на отдельные должности в организациях сведения представляются в установленном порядке.
Поэтому участник СВО или командированное лицо, получившие такой статус по предыдущему месту прохождения службы или месту работы и впоследствии уволившиеся, при поступлении на государственную или муниципальную службу, назначении на государственную или муниципальную должность или при приеме на работу будут обязаны представить сведения.
Кроме того, на основании подпункта "а" пункта 1 Указа они будут освобождены от представления сведений в ходе декларационной кампании по новому месту прохождения службы или работы.
13. Каковы особенности представления сведений депутатами законодательных органов субъектов Российской Федерации или представительных органов муниципальных образований, осуществляющими свои полномочия на непостоянной основе?
Участник СВО или командированное лицо, получившие такой статус по предыдущему месту прохождения службы или месту работы, в случае замещения должности депутата законодательного органа субъекта Российской Федерации или депутата представительного органа муниципального образования на непостоянной основе обязаны представить сведения в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи вакантного депутатского мандата.
При этом впоследствии указанные лица освобождаются от обязанности ежегодно сообщать о несовершении сделок, предусмотренных Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".
14. Каковы особенности представления сведений высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации и временно исполняющими обязанности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации?
Участник СВО или командированное лицо, получившие такой статус по предыдущему месту прохождения службы или месту работы, в случае избрания на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации или назначения временно исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации обязаны представить сведения при наделении полномочиями по должности (избрании, назначении).
В дальнейшем в период действия Указа названные лица в ходе декларационных кампаний сведения не представляют.
При этом рекомендуется ежегодно, не позднее дня окончания декларационной кампании, направлять в Управление Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции информацию о наличии оснований для непредставления сведений и документы, подтверждающие наличие таких оснований, по форме, приведенной в приложении N 1 к настоящим инструктивно-методическим материалам.
15. В каких случаях граждане Российской Федерации, обязанные представлять сведения в отношении своих супруг (супругов), не представляют такие сведения?
Согласно подпункту "е" пункта 1 Указа граждане Российской Федерации, обязанные представлять сведения в отношении своих супруг (супругов) <1>, не представляют такие сведения, если их супруги на дату представления сведений:
--------------------------------
<1> Обязанность представлять сведения в отношении своих супруг (супругов) возникает у граждан Российской Федерации, которые:
1) претендуют на замещение должностей государственной службы, отдельных должностей муниципальной службы, государственных и муниципальных должностей, отдельных должностей в организациях;
2) занимают должности, не включенные в перечень должностей, замещение которых предусматривает представление сведений, и претендуют на замещение должностей, включенных в этот перечень;
3) занимают должности, замещение которых предусматривает ежегодное представление сведений (в ходе декларационных кампаний).
1) являются участниками СВО, в том числе когда-либо ранее принимали участие в СВО или непосредственно выполняли задачи, связанные с проведением СВО, на новых территориях и территории Украины;
2) командированы для выполнения задач на новых территориях и выполняют такие задачи;
3) являются мобилизованными лицами;
При этом сведения в отношении супругов - участников СВО не представляются, даже если к дате представления сведений они уже завершили свое участие в СВО или непосредственное выполнение задач, связанных с проведением СВО, на новых территориях и территории Украины.
В отношении остальных лиц сведения должны быть представлены в установленном порядке, если к дате представления сведений они вернулись из командировки, в которую были направлены для выполнения задач на новых территориях, завершили прохождение службы по мобилизации или оказание добровольного содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации.
В случае непредставления сведений в отношении супруга (супруги) по основаниям, предусмотренным подпунктом "е" пункта 1 Указа, не требуется подавать заявление о невозможности по объективным причинам представить указанные сведения и такое заявление не рассматривается на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии). <2>
--------------------------------
16. Нужно ли принимать сведения, если участник СВО, потенциальный участник СВО или командированное лицо настаивает на их представлении?
Согласно Указу участники СВО, потенциальные участники СВО, командированные лица и граждане Российской Федерации, названные в подпункте "е" пункта 1 Указа, сведения не представляют.
Вместе с тем, если указанные лица полагают целесообразным представить сведения, они принимаются в установленном порядке.
17. Нужно ли информировать о наличии оснований для непредставления сведений и (или) представлять подтверждающие наличие таких оснований документы?
Если сведения должны представляться в орган публичной власти (организацию) по месту прохождения службы или месту работы, участники СВО, потенциальные участники СВО и командированные лица не обязаны информировать о наличии оснований для непредставления сведений и (или) представлять какие-либо подтверждающие документы, поскольку информация об участии таких лиц в СВО или их командировании на новые территории уже имеется в распоряжении органа публичной власти или организации.
При этом участники СВО, потенциальные участники СВО и командированные лица могут по собственной инициативе проинформировать о причинах непредставления сведений (например, по форме, приведенной в приложении N 1 к настоящим инструктивно-методическим материалам).
Если сведения должны представляться в орган публичной власти, отличный от места прохождения службы или места работы участника СВО, потенциального участника СВО или командированного лица (например, в Управление Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции, структурное подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации, центральный аппарат федерального государственного органа, высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации), рекомендуется представить в этот орган информацию о наличии оснований для непредставления сведений (например, по форме, приведенной в приложении N 1 к настоящим инструктивно-методическим материалам) и подтверждающие документы.
Указанное информирование рекомендуется осуществлять ежегодно, не позднее дня окончания декларационной кампании, а при рассмотрении вопроса о назначении на должность - одновременно с представлением иных документов, необходимых для такого назначения.
Необходимые материалы могут быть подготовлены и направлены антикоррупционной структурой, в распоряжении которой имеется соответствующая информация, либо участником СВО, потенциальным участником СВО или командированным лицом самостоятельно.
В случае если в соответствии с подпунктом "е" пункта 1 Указа имеются основания для непредставления сведений в отношении супруги (супруга), рекомендуется своевременно направить информацию об этом (например, по форме, приведенной в приложении N 2 к настоящим инструктивно-методическим материалам) и подтверждающие документы в орган публичной власти (организацию), куда должны представляться сведения (по месту прохождения службы, месту работы или в иной орган).
18. Возможно ли проведение каких-либо антикоррупционных мероприятий в отношении участников СВО, потенциальных участников СВО и командированных лиц?
Проведение таких мероприятий возможно при наличии оснований, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области противодействия коррупции, и в той мере, в какой это возможно без участия указанных лиц.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей