I. Круг лиц, на которых распространяется действие Указа

1. На кого распространяются нормы Указа?

Нормы Указа распространяются:

1) на участников СВО и командированных лиц;

2) на мобилизованных лиц;

3) на потенциальных участников СВО;

4) на граждан Российской Федерации, обязанных представлять сведения в отношении своих супруг (супругов);

5) на органы публичной власти и организации, обязанные размещать сведения на официальных сайтах в сети "Интернет" и (или) предоставлять их по запросам СМИ.

2. В чем основное отличие участников СВО от командированных лиц?

К участникам СВО относятся только лица, названные в Указе. Командированным лицом может быть признано любое лицо независимо от замещаемой им должности.

Участники СВО принимают участие в СВО или непосредственно выполняют задачи, связанные с ее проведением. Командированные лица могут выполнять на новых территориях любые задачи, в том числе не связанные с проведением СВО. Например, задачи по обеспечению жизнедеятельности на новых территориях, включая проведение строительных работ, реализацию образовательных программ, организацию медицинского обслуживания и т.д.

3. Имеет ли значение срок пребывания участников СВО и командированных лиц на новых территориях, территории Украины?

Пребывание участников СВО и командированных лиц на соответствующих территориях предусматривается Указом вне зависимости от сроков.

4. Распространяются ли нормы Указа на военнослужащих и лиц, проходящих государственную службу иных видов, задействованных в проведении СВО, но не выезжавших на новые территории и территорию Украины?

Исходя из норм Указа, участники СВО либо принимают (принимали) участие в СВО, либо непосредственно выполняют (выполняли) задачи, связанные с проведением СВО, на новых территориях и (или) территории Украины.

Нормы Указа распространяются на участников СВО, которые принимают (принимали) участие в СВО, вне зависимости от фактического нахождения на указанных территориях.

Для участников СВО, непосредственно выполняющих (выполнявших) задачи, связанные с проведением СВО, напротив, предполагается распространение норм Указа при условии их нахождения и выполнения ими соответствующих задач на данных территориях.

Отнесение участников СВО к указанным категориям осуществляется государственным органом самостоятельно.

5. Распространяются ли нормы Указа на лиц, направлявшихся в командировку для выполнения каких-либо задач вблизи территорий проведения СВО (например, в Белгородскую, Ростовскую, Орловскую, Курскую области), если фактическое выполнение таких задач осуществлялось с въездом на новые территории?

Да, распространяются, при условии, что в рамках такой командировки лицо непосредственно въезжало на новые территории и в рамках такого въезда выполняло задачи, обусловленные командированием.

При этом антикоррупционным структурам необходимо уделить внимание данным, подтверждающим фактическое выполнение задач на новых территориях указанным лицом (например, авансовый отчет с приложением подтверждающих документов, письменное подтверждение руководителя соответствующего государственного органа) или свидетельствующим об основаниях его пребывания там.

6. Распространяются ли нормы Указа на лиц, направлявшихся в командировку для выполнения каких-либо задач на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области до их вхождения в состав Российской Федерации?

На лиц, направлявшихся в командировку для выполнения каких-либо задач на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области до их вхождения в состав Российской Федерации, нормы Указа распространяются в полной мере.

7. Распространяются ли нормы Указа на лиц, которые по собственной инициативе (например, в период отпуска) выезжали на новые территории для осуществления какой-либо деятельности (например, волонтерской)?

Нет, не распространяются.

8. Распространяются ли нормы Указа на мобилизованных лиц и добровольцев?

Подпунктом "д" пункта 1 Указа установлено, что на мобилизованных лиц антикоррупционные стандарты не распространяются.

Правовое регулирование в отношении добровольцев Указом не предусмотрено. Обязанность соблюдать антикоррупционные стандарты иными нормативными правовыми актами Российской Федерации на добровольцев не возложена.

Кроме того, мобилизованные лица и добровольцы, ранее занимавшие должности в органах публичной власти и организациях и обязанные соблюдать антикоррупционные стандарты, от этой обязанности освобождаются, поскольку в связи с призывом на военную службу по мобилизации или заключением контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, государственная служба (за исключением военной), муниципальная служба и действие трудового договора приостанавливаются.

9. Распространяются ли нормы Указа на кандидатов, обязанных представлять сведения в соответствии с избирательным законодательством?

Нет, не распространяются.