Приложение 9

к правилам вида спорта

"самолетный спорт"

КРИТЕРИИ СУДЕЙСТВА ФИГУР ПИЛОТАЖА

Список изменяющих документов

(введены Приказом Минспорта России от 28.06.2024 N 617)

Траектория полета - линия движения центра тяжести самолета (Рис. 1). На траектории полета базируется оценка горизонтальных линий, петель (частей петель).

00000063.png

00000064.png

Рис. 2.

Вертикальное положение

Рис. 1 Траектория полета

Вертикальное положение.

Оценка вертикалей базируется на положении самолета под углом 90° к горизонту, когда крыло не создает подъемной силы (ось нулевой подъемной силы).

Продольная ось некоторых самолетов может не совпадать с вертикальной осью нулевой подъемной тяги (Рис. 2). Хорошей подсказкой для определения правильного положения самолета на вертикали являются вертикальные вращения. Во время правильного вертикального вращения крыло самолета будет постоянно параллельно горизонту. Особенно хорошо это заметно после вращения на 90°. При этом, если ось нулевой подъемной силы не проходит через хвост самолета, он будет описывать спираль.

Положение 45 градусов - вертикаль плюс или минус 45°.

При оценке вертикального и 45-градусного положений судья не должен принимать во внимание влияние ветра (Рис. 3). Оценка снижается на 1 балл за каждые 5° отклонения от правильного положения самолета (0,5 баллов за 2,5°).

00000065.png

Рис. 3. Влияние ветра на траекторию полета

Оценивание пилотажа.

Все переходы из одной плоскости в другую должны иметь разумные и постоянные радиусы. Величина радиуса не является критерием для оценки.

За основу оценки должно быть взято предположение, что спортсмен собирается выполнить совершенную фигуру, так что судья начинает с оценки 10. При выполнении фигуры судья обнаруживает неточности (если они есть) и снижает оценку в соответствии с их величиной по мере выполнения фигуры. Правила требуют применение такой системной оценки, в отличие от назначения оценки после выполнения фигуры, базируясь на общем впечатлении. В последнем случае судейство будет непоследовательным и нелогичным.

Если участник выполняет фигуру внутри или вне зоны пилотирования (квадрата) таким образом, что ее расположение не позволяет достаточно точно определить рисунок фигуры или положение самолета, снижение оценки на 2 балла должно применяться за каждый элемент фигуры, который не может быть должным образом оценен.

Оси пилотажного квадрата.

За исключением программы Фристайл (Freestyle) в начале и окончании каждой фигуры продольная ось самолета должна быть параллельна одной из осей пилотажного квадрата (X или Y). Любое видимое судье отклонение должно приводить к снижению оценки на 1 балл за каждые 5 градусов отклонения.

Ось X (или главная ось) параллельна официальному ветру. Каждая фигура с линией ввода/вывода вдоль оси X должна быть выполнена в соответствии с тем, как линия ввода/вывода изображена на форме B или C, против или по официальному ветру, в противном случае фигура оценивается HZ.

Любой сегмент внутри фигуры, линейный или часть петли, изображенный по оси X, должен быть выполнен в направлении, изображенном на форме B или C, против или по официальному ветру, в противном случае фигура оценивается HZ (Рис. 4).

Ось Y (поперечная ось) ненаправленная, то есть пилот может выбирать направление оси Y при переходе от оси X к оси Y.

Любая фигура с вводом и выводом вдоль оси Y должна быть изображена с параллельными линиями ввода и вывода.

Любая фигура с вводом и выводом по оси Y должна быть выполнена с выводом в направлении относительно направления ввода, изображенном на форме B или C, то есть в том же или противоположном вводу направлении, в противном случае фигура оценивается HZ.

00000066.png

Рис. 4. Примеры ориентации частей фигур

Корректировка влияния ветра.

Корректировка геометрии фигуры. От спортсмена требуется, чтобы петли и части петель были видимы совершенно круглыми судьям на земле. Поэтому требуется корректировка ветра, чтобы траектория самолета описывала окружности/части окружностей постоянного радиуса. Любое отклонение от "совершенной круглости" ведет к снижению оценки за фигуру.

Корректировка места в квадрате. Наилучшим методом является включение в комплекс фигур с проходами по поперечной оси квадрата. С помощью такой фигуры пилот может сделать проход против поперечной составляющей ветра и на последующей фигуре вернуться на ось X. Хорошо скомпонованный комплекс будет содержать по крайней мере одну фигуру, предназначенную для корректировки положения в квадрате по ветру. Но, если комплекс не содержит такой фигуры, пилот должен стараться сохранять положение в квадрате другими способами (Рис. 5).

Общий подход - полет с учетом угла сноса, когда курс самолета не совпадает с направлением полета. Судья будет снижать оценки на 1 балл за каждые видимые им 5° расхождения курса и направления полета.

00000067.png

Рис. 5. Корректировка места в квадрате.

Однако заметьте, что даже если самолет движется параллельно продольной оси квадрата при сильном боковом ветре, если судья не может определить метод поправки на ветер, он не должен снижать оценку.

Линии и петли.

Все линии рассматриваются по отношению к линии горизонта и осям квадрата. Горизонтальные линии должны быть параллельны оси X или Y. Каждое отклонение от правильной геометрии относительно любой из этих осей ведет к снижению оценки на 1 балл за 5° отклонения.

Все фигуры начинаются и заканчиваются горизонтальными линиями. Отсутствие линии между двумя фигурами ведет к снижению оценки на 1 балл за каждую фигуру (Рис. 6).

00000068.png

Рис. 6. Линии между фигурами

За исключением семьи 3 и некоторых фигур семьи 7 линии одной фигуры могут быть не равной длины.

Например, не требуется, чтобы линии фигуры 8.4.3.1 были равной длины, но все линии квадратной петли 7.4.3.1 должны быть равны (Рис. 7).

00000069.png

рис. 7. Равенство линий фигуры пилотажа

Любое вращение на линии должно быть расположено в центре линии (за исключением штопорных вращение для планеров). Судья должен оценивать только равенство длины линий до и после вращения, не обращая внимание на продолжительность линий по времени.

00000070.png

Если на фигуре две или более линий должны быть равной длины, снижение оценки за неравенство производится по следующей шкале (Рис. 8):

а) видимая разница - снижение оценки на 1 балл,

б) различие линий 1:2 - снижение оценки на 2 балла,

в) большая разница - снижение оценки до 3 баллов,

г) отсутствие линии до или после вращения - снижение оценки на 4 балла.

Базой для оценки является длина первой линии.

Отсутствие линии до или после вращения приводит к 1 баллу дополнительного снижения оценки.

Если нет линий до и после вращения - общее снижение оценки только на 2 балла.

(Пример: Бочка на угле 45° выполнена с немедленным переводом самолета в горизонтальный полет после остановки вращения. Оценка снижается на 3 балла за значительную разницу в длинах линий до и после вращения и 1 дополнительный балл за отсутствие линии после вращения - суммарное снижение 4 балла).

Рис. 8. Линии до и после вращения

Всем линиям на углах 45° и 90° предшествуют части петель. Положение самолета на петле и траектория полета различаются и по достижению угла эта разница останется и будет равна углу атаки. Поэтому единственным критерием для оценки линий на углах 45° и 90° может быть положение самолета.

Петли и части петель.

Петли являются фигурами семьи 7, но части петель входят в фигуры любой другой семьи. Петля, по определению, должна иметь постоянный радиус. Угловая скорость вращения относительно поперечной оси самолета будет меняться с изменением воздушной скорости.

Части петель могут быть изображены в фигуре как круглый элемент или угол. Надо отметить, что любой переход из одной плоскости в другую, изображенный как угол, должен выполняться как часть петли и иметь явно выраженный и постоянный радиус.

Все части петель одной фигуры, изображенные как круглые элементы, должны иметь одинаковые радиусы. Исключение составляют фигуры Семьи 8.8. (двойные "сапоги"), в которых радиус первой полупетли не должен быть равен радиусу второй.

Радиус части петли, изображенный как угол, не обязан совпадать с любой другой частью петли этой фигуры. Исключение составляют фигуры Семьи 3 (комбинация линий) и Семьи 7.4 (полные петли, описано далее), которые должны сохранять геометрию, что требует равенства всех радиусов.