к правилам вида спорта
"самолетный спорт"
Список изменяющих документов
(введены Приказом Минспорта России от 28.06.2024 N 617)
Траектория полета - линия движения центра тяжести самолета (Рис. 1). На траектории полета базируется оценка горизонтальных линий, петель (частей петель).
Оценка вертикалей базируется на положении самолета под углом 90° к горизонту, когда крыло не создает подъемной силы (ось нулевой подъемной силы).
Продольная ось некоторых самолетов может не совпадать с вертикальной осью нулевой подъемной тяги (Рис. 2). Хорошей подсказкой для определения правильного положения самолета на вертикали являются вертикальные вращения. Во время правильного вертикального вращения крыло самолета будет постоянно параллельно горизонту. Особенно хорошо это заметно после вращения на 90°. При этом, если ось нулевой подъемной силы не проходит через хвост самолета, он будет описывать спираль.
Положение 45 градусов - вертикаль плюс или минус 45°.
При оценке вертикального и 45-градусного положений судья не должен принимать во внимание влияние ветра (Рис. 3). Оценка снижается на 1 балл за каждые 5° отклонения от правильного положения самолета (0,5 баллов за 2,5°).
Рис. 3. Влияние ветра на траекторию полета
Все переходы из одной плоскости в другую должны иметь разумные и постоянные радиусы. Величина радиуса не является критерием для оценки.
За основу оценки должно быть взято предположение, что спортсмен собирается выполнить совершенную фигуру, так что судья начинает с оценки 10. При выполнении фигуры судья обнаруживает неточности (если они есть) и снижает оценку в соответствии с их величиной по мере выполнения фигуры. Правила требуют применение такой системной оценки, в отличие от назначения оценки после выполнения фигуры, базируясь на общем впечатлении. В последнем случае судейство будет непоследовательным и нелогичным.
Если участник выполняет фигуру внутри или вне зоны пилотирования (квадрата) таким образом, что ее расположение не позволяет достаточно точно определить рисунок фигуры или положение самолета, снижение оценки на 2 балла должно применяться за каждый элемент фигуры, который не может быть должным образом оценен.
За исключением программы Фристайл (Freestyle) в начале и окончании каждой фигуры продольная ось самолета должна быть параллельна одной из осей пилотажного квадрата (X или Y). Любое видимое судье отклонение должно приводить к снижению оценки на 1 балл за каждые 5 градусов отклонения.
Ось X (или главная ось) параллельна официальному ветру. Каждая фигура с линией ввода/вывода вдоль оси X должна быть выполнена в соответствии с тем, как линия ввода/вывода изображена на форме B или C, против или по официальному ветру, в противном случае фигура оценивается HZ.
Любой сегмент внутри фигуры, линейный или часть петли, изображенный по оси X, должен быть выполнен в направлении, изображенном на форме B или C, против или по официальному ветру, в противном случае фигура оценивается HZ (Рис. 4).
Ось Y (поперечная ось) ненаправленная, то есть пилот может выбирать направление оси Y при переходе от оси X к оси Y.
Любая фигура с вводом и выводом вдоль оси Y должна быть изображена с параллельными линиями ввода и вывода.
Любая фигура с вводом и выводом по оси Y должна быть выполнена с выводом в направлении относительно направления ввода, изображенном на форме B или C, то есть в том же или противоположном вводу направлении, в противном случае фигура оценивается HZ.
Рис. 4. Примеры ориентации частей фигур
Корректировка геометрии фигуры. От спортсмена требуется, чтобы петли и части петель были видимы совершенно круглыми судьям на земле. Поэтому требуется корректировка ветра, чтобы траектория самолета описывала окружности/части окружностей постоянного радиуса. Любое отклонение от "совершенной круглости" ведет к снижению оценки за фигуру.
Корректировка места в квадрате. Наилучшим методом является включение в комплекс фигур с проходами по поперечной оси квадрата. С помощью такой фигуры пилот может сделать проход против поперечной составляющей ветра и на последующей фигуре вернуться на ось X. Хорошо скомпонованный комплекс будет содержать по крайней мере одну фигуру, предназначенную для корректировки положения в квадрате по ветру. Но, если комплекс не содержит такой фигуры, пилот должен стараться сохранять положение в квадрате другими способами (Рис. 5).
Общий подход - полет с учетом угла сноса, когда курс самолета не совпадает с направлением полета. Судья будет снижать оценки на 1 балл за каждые видимые им 5° расхождения курса и направления полета.
Рис. 5. Корректировка места в квадрате.
Однако заметьте, что даже если самолет движется параллельно продольной оси квадрата при сильном боковом ветре, если судья не может определить метод поправки на ветер, он не должен снижать оценку.
Все линии рассматриваются по отношению к линии горизонта и осям квадрата. Горизонтальные линии должны быть параллельны оси X или Y. Каждое отклонение от правильной геометрии относительно любой из этих осей ведет к снижению оценки на 1 балл за 5° отклонения.
Все фигуры начинаются и заканчиваются горизонтальными линиями. Отсутствие линии между двумя фигурами ведет к снижению оценки на 1 балл за каждую фигуру (Рис. 6).
За исключением семьи 3 и некоторых фигур семьи 7 линии одной фигуры могут быть не равной длины.
Например, не требуется, чтобы линии фигуры 8.4.3.1 были равной длины, но все линии квадратной петли 7.4.3.1 должны быть равны (Рис. 7).
рис. 7. Равенство линий фигуры пилотажа
Любое вращение на линии должно быть расположено в центре линии (за исключением штопорных вращение для планеров). Судья должен оценивать только равенство длины линий до и после вращения, не обращая внимание на продолжительность линий по времени.
Всем линиям на углах 45° и 90° предшествуют части петель. Положение самолета на петле и траектория полета различаются и по достижению угла эта разница останется и будет равна углу атаки. Поэтому единственным критерием для оценки линий на углах 45° и 90° может быть положение самолета.
Петли являются фигурами семьи 7, но части петель входят в фигуры любой другой семьи. Петля, по определению, должна иметь постоянный радиус. Угловая скорость вращения относительно поперечной оси самолета будет меняться с изменением воздушной скорости.
Части петель могут быть изображены в фигуре как круглый элемент или угол. Надо отметить, что любой переход из одной плоскости в другую, изображенный как угол, должен выполняться как часть петли и иметь явно выраженный и постоянный радиус.
Все части петель одной фигуры, изображенные как круглые элементы, должны иметь одинаковые радиусы. Исключение составляют фигуры Семьи 8.8. (двойные "сапоги"), в которых радиус первой полупетли не должен быть равен радиусу второй.
Радиус части петли, изображенный как угол, не обязан совпадать с любой другой частью петли этой фигуры. Исключение составляют фигуры Семьи 3 (комбинация линий) и Семьи 7.4 (полные петли, описано далее), которые должны сохранять геометрию, что требует равенства всех радиусов.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей