II. Описание цифровой инновации, которая планируется к созданию, использованию или введению в употребление в рамках экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона
II. Описание цифровой инновации, которая планируется
к созданию, использованию или введению в употребление
в рамках экспериментального правового режима в сфере
цифровых инноваций в соответствии с пунктом 2
статьи 2 Федерального закона
2. Для целей настоящей Программы используются следующие понятия:
"авиационная безопасность", "авиационные работы", "авиационный персонал", "беспилотная авиационная система", "беспилотное воздушное судно", "внешний пилот", "воздушное судно", "пилотируемое воздушное судно" и "федеральные авиационные правила" - в значениях, определенных в Воздушном кодексе Российской Федерации;
"акты общего регулирования", "общее регулирование", "специальное регулирование" и "экспериментальный правовой режим в сфере цифровых инноваций" - в значениях, определенных в Федеральном законе;
"воздушное движение", "воздушное пространство класса C", "воздушное пространство класса G", "временный режим", "запретная зона", "использование воздушного пространства", "маршрут полета", "местный режим", "нижнее воздушное пространство" и "пользователи воздушного пространства" - в значениях, определенных в Федеральных правилах использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. N 138 "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации".
Для целей настоящей Программы также используются следующие понятия:
"оператор опытного района" - юридическое лицо, осуществляющее создание и эксплуатацию наземной инфраструктуры опытного района, внедрение и эксплуатацию интеллектуальной платформы "Система управления опытным районом применения беспилотных авиационных систем "Флай Дрон" (далее - интеллектуальная платформа "Флай Дрон"), допуск субъектов экспериментального правового режима, указанных в подпункте "б" пункта 33 настоящей Программы, к выполнению функциональных сервисов, ведущее реестр эксплуатантов опытного района, координирующее взаимодействие заказчиков и поставщиков функциональных сервисов, осуществляющее экономический мониторинг опытного района и формирующее отчеты о текущих экономических показателях опытного района;
"опытный район" - территория, на которой устанавливается экспериментальный правовой режим в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в Республике Башкортостан (далее - экспериментальный правовой режим);
"реестр эксплуатантов опытного района" - перечень эксплуатантов опытного района, допущенных к выполнению авиационных работ и перевозке грузов в рамках экспериментального правового режима;
"функциональные сервисы" - воздушные перевозки и (или) авиационные работы, выполняемые с применением беспилотных авиационных систем;
"эксплуатант беспилотной авиационной системы" - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, владеющие и (или) использующие на законных основаниях беспилотную авиационную систему;
"эксплуатант опытного района" - эксплуатант беспилотной авиационной системы, подтвердивший соответствие требованиям, установленным настоящей Программой, и включенный в реестр эксплуатантов опытного района.
3. В настоящее время авиационные работы с применением беспилотных авиационных систем, включающих беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой более 30 килограммов, не осуществляются по следующим причинам:
наличие перечисленных в разделе VIII настоящей Программы требований, предписаний, запретов и ограничений в актах общего регулирования, препятствующих разработке, апробации и внедрению цифровой инновации;
отсутствие совокупности совместно функционирующих технических и программных средств, позволяющих обеспечить комплексное выполнение функциональных сервисов с применением беспилотных авиационных систем.
Установление экспериментального правового режима позволит исключить указанные факторы путем:
введения специального правового регулирования (отличающегося от общего) по ряду вопросов, связанных с обеспечением использования беспилотных авиационных систем, включающих беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой более 30 килограммов;
введения в эксплуатацию интеллектуальной платформы "Флай Дрон" в целях комплексного обеспечения эффективного и безопасного применения беспилотных авиационных систем.
4. В рамках экспериментального правового режима планируется обеспечить условия для выполнения функциональных сервисов, выполняемых с применением беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой более 30 килограммов, по следующим наиболее востребованным и активно развивающимся направлениям:
воздушная перевозка грузов массой от 0,1 до 1500 килограммов;
5. Цифровой инновацией, которая планируется к созданию, использованию или введению в употребление в рамках экспериментального правового режима, является применение современных беспилотных авиационных систем, функционирующих на базе цифровых технологий, применяемых в бортовом оборудовании беспилотных воздушных судов и в пунктах дистанционного пилотирования (станциях внешнего пилота) в составе беспилотных авиационных систем. Полетное задание формируется внешним пилотом.
Современные решения позволяют формировать план полета через графический интерфейс, в котором внешний пилот отмечает на карте местности ключевые точки маршрута, высоту и скорость полета, сформированный план полета, а также который загружается в автопилот беспилотного воздушного судна. Кроме того, данные о планируемом маршруте полета отражаются в представлении на установление местного режима и плане полета, загружаются в автопилот беспилотного воздушного судна и в соответствии с табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24 января 2013 г. N 13, направляются в органы обслуживания воздушного движения. Полет на всех его стадиях осуществляется при непосредственном управлении внешнего пилота (автоматический режим полета рассматривается как аварийный при потере связи по линии его управления). В ходе полета автопилотом обрабатываются данные от бортовых датчиков беспилотного воздушного судна, что позволяет следовать заданному маршруту полета с учетом возмущающих воздействий. В ходе эксплуатации беспилотной авиационной системы могут осуществляться подготовка беспилотного воздушного судна к полету, программирование полетного плана посредством использования станции внешнего пилота, направление плана полета в органы обслуживания воздушного движения в установленном порядке, а также управление беспилотным воздушным судном в ходе выполнения полета и корректировка полетного задания при возникновении неисправностей, при невозможности выполнения полета в соответствии с планом полета, при непредвиденных изменениях воздушной обстановки или других нештатных ситуациях.
6. Создание нового вида транспортного сервиса с применением беспилотных авиационных систем дополнит существующую схему доставки грузов и позволит обслуживать удаленные и труднодоступные территории. В настоящее время доставка грузов на такие территории осуществляется либо сезонно, либо пилотируемыми воздушными судами, не обеспечивающими оперативность применения и экономически неоправданными для перевозки грузов. Целевое состояние транспортных сервисов с применением беспилотных авиационных систем позволит сделать коммерчески привлекательной доставку такого типа грузов и обеспечить оперативную связь с территориями большинства субъектов Российской Федерации независимо от наличия наземных путей сообщения.
Выполнение аэрофотосъемочных работ с применением беспилотных авиационных систем является крайне востребованным сервисом. Преимущества, связанные с оперативностью и высокой точностью получаемых данных, высоко ценятся при выполнении таких работ, как обследование трубопроводов, линий электропередачи и других инфраструктурных объектов. Использование беспилотных авиационных систем, включающих беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой более 30 килограммов, расширит возможности по предоставлению такого типа сервисов за счет повышения автономности беспилотных авиационных систем, а также одновременного решения широкого круга задач.
Использование беспилотных авиационных систем для выполнения сельскохозяйственных работ и работ в лесном хозяйстве в настоящее время является развивающимся сервисом. Беспилотные авиационные системы, включающие беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой более 30 килограммов, востребованы при выполнении авиационно-химических работ в сельском и лесном хозяйстве. Они позволяют реализовать принципы "точного земледелия", сделать этот тип работ более безопасным для человека и расширить географию применения.
Выполнение указанных функциональных сервисов будет доступно непосредственно сразу после установления экспериментального правового режима и выполнения процедур по допуску беспилотных авиационных систем к эксплуатации и специалистов авиационного персонала и эксплуатантов беспилотных авиационных систем к деятельности в опытном районе.
7. Для комплексного решения всех задач, возникающих при организации деятельности опытного района, будет реализован проект по созданию интеллектуальной платформы "Флай Дрон".
В состав интеллектуальной платформы "Флай Дрон" войдут системные модули, реализующие сервисы регистрации, хранения и обработки данных обо всех субъектах экспериментального правового режима и выполняемых ими операциях. Будет обеспечено эффективное взаимодействие исполнителей функциональных сервисов и органов, осуществляющих контрольные (надзорные) функции, в рамках экспериментального правового режима.
Особое внимание будет уделено обеспечению безопасности всех участников воздушного движения, в том числе не являющихся субъектами экспериментального правового режима. Для этой цели в настоящее время в рамках научно-исследовательских работ ведутся разработки комплексов систем, которые позволят обеспечить безопасную интеграцию беспилотных воздушных судов в общее воздушное пространство при соблюдении правил безопасности использования воздушного пространства для всех участников воздушного движения.
Заказчики и исполнители функциональных сервисов получат необходимое информационное обеспечение для эффективного и целостного взаимодействия. Интеллектуальная платформа "Флай Дрон" позволит объединить всех участников процесса эксплуатации беспилотных авиационных систем на всем пути - от планирования сервисов до приемки результатов заказчиком, а также обеспечить автоматизированный контроль за выполнением соответствующих мероприятий на всех этапах бизнес-процесса.
Интеграция указанных в настоящем пункте сервисов в рамках интеллектуальной платформы "Флай Дрон" обеспечит цифровизацию сферы применения беспилотных авиационных систем в народно-хозяйственных целях. Это позволит минимизировать риски причинения вреда (ущерба) при внедрении цифровой инновации, а также обеспечит оперативное развертывание и эффективное функционирование сервисов с применением беспилотных авиационных систем.
Внедрение интеллектуальной платформы "Флай Дрон" будет осуществляться оператором опытного района. Расширение функционала будет осуществляться поэтапно по мере разработки системных модулей и выполнения тестирования на практике.
Системные модули интеллектуальной платформы "Флай Дрон", отвечающие за использование воздушного пространства, будут разрабатываться, тестироваться и внедряться в опытное применение оператором опытного района во взаимодействии с Министерством транспорта Российской Федерации и Федеральным агентством воздушного транспорта, их территориальными органами и подведомственными организациями.
Для целей аутентификации пользователей воздушного пространства - эксплуатантов опытного района необходимо прохождение регистрации пользователя на интеллектуальной платформе "Флай Дрон". Регистрация пользователя воздушного пространства необходима для подачи представлений на установление режимов, планов полетов (SHR-телеграмм), а также направления заявления на использование воздушного пространства над населенным пунктом в соответствующий орган местного самоуправления. Регистрация пользователя воздушного пространства - эксплуатанта опытного района на интеллектуальной платформе "Флай Дрон" доступна с использованием адреса электронной почты или с использованием номера мобильного телефона.
Формирование представления на установление режима и плана полета (SHR-телеграммы) происходит в графическом интерфейсе на геокарте с дальнейшим преобразованием в текстовую форму в соответствии с требованиями табеля сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации.
Для получения при использовании воздушного пространства населенного пункта разрешения, предусмотренного пунктом 49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. N 138 "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации", интеллектуальная платформа "Флай Дрон" на основании данных, внесенных эксплуатантом опытного района, формирует в цифровом виде заявление на получение такого разрешения и комплект документов для соответствующего органа местного самоуправления с учетом нормативных правовых актов, определяющих порядок выдачи указанных разрешений при выполнении полетов беспилотных воздушных судов над населенным пунктом.
Сформированный единый комплект документов будет направлен в орган организации воздушного движения и соответствующий орган местного самоуправления, уполномоченный на выдачу указанного разрешения, на территории которого будет установлен опытный район.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей