Срок действия экспериментального правового режима составляет 3 года.

IX. Положения, соблюдение которых является обязательным в соответствии с настоящей Программой, если такие положения не предусмотрены актами общего регулирования или отличаются от них

IX. Положения, соблюдение которых является обязательным

в соответствии с настоящей Программой, если такие положения

не предусмотрены актами общего регулирования

или отличаются от них

14. К эксплуатации в опытном районе в рамках экспериментального правового режима допускаются беспилотные авиационные системы, имеющие акт оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима. Оформление акта оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима осуществляется в порядке, установленном Правилами допуска к эксплуатации воздушных судов, с учетом следующих особенностей:

а) не подлежат применению положения Правил допуска к эксплуатации воздушных судов, указанные в абзаце седьмом подпункта "а" пункта 13 настоящей Программы;

б) функции уполномоченного органа, осуществляемые в соответствии с Правилами допуска к эксплуатации воздушных судов при допуске к эксплуатации пилотируемых воздушных судов Федеральным агентством воздушного транспорта, выполняет субъект экспериментального правового режима - организация, имеющая аттестат аккредитации сертификационного центра, которая несет ответственность за соблюдение порядка допуска беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима, указанная в подпункте "д" пункта 33 настоящей Программы (далее - организация, выполняющая работы по оценке годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации);

в) акт оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима выдается субъектом экспериментального правового режима - организацией, выполняющей работы по оценке годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации;

г) заявителем является субъект экспериментального правового режима или его представитель;

д) заявитель подает заявку на получение (продление действия) акта оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима в организацию, выполняющую работы по оценке годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации. К заявке на получение (продление действия) акта оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима наряду с документами, указанными в пунктах 7 и 8 Правил допуска к эксплуатации воздушных судов, прилагаются:

свидетельство о государственной регистрации беспилотного воздушного судна;

описание станции внешнего пилота, параметров канала радиосвязи, используемого для управления беспилотным воздушным судном, протоколов обмена данными между станцией внешнего пилота и беспилотным воздушным судном в соответствии с требованиями национальных стандартов Российской Федерации ГОСТ Р 59519-2021 "Беспилотные авиационные системы. Компоненты беспилотных авиационных систем. Спецификация и общие технические требования" и ГОСТ Р 59520-2021 "Беспилотные авиационные системы. Функциональные свойства станции внешнего пилота", системы, обеспечивающей принудительную посадку при возникновении неисправности беспилотного воздушного судна или потери связи с наземным пунктом управления, и устройств аварийного приземления;

е) для оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима в дополнение к требованиям, указанным в пунктах 29 - 68 Правил допуска к эксплуатации воздушных судов, разработчиками беспилотной авиационной системы могут применяться соответствующие требования к летной годности и охране окружающей среды, требования и стандарты, используемые в российской и международной практике, в том числе главы 4, 6, 9 и 11 - 13 документа Международной организации гражданской авиации (ИКАО) Doc 10019 AN/507 "Руководство по дистанционно пилотируемым авиационным системам (ДПАС)". Указанные требования могут быть адаптированы в соответствии с конструктивными и функциональными особенностями беспилотной авиационной системы, к которой они применяются;

ж) акт оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима наряду со сведениями, указанными в пункте 11 Правил допуска к эксплуатации воздушных судов, должен содержать реквизиты свидетельства летчика-испытателя экспериментальной авиации или пилота гражданской авиации, определенного организацией, проводившей оценку соответствия беспилотного воздушного судна требованиям к летной годности и охране окружающей среды, для выполнения контрольных полетов (облетов);

з) при подтверждении соответствия беспилотной авиационной системы требованиям, определенным в соответствии с подпунктом "ж" настоящего пункта, заявителю выдается акт оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима по форме согласно приложению N 1.

15. Субъекты экспериментального правового режима допускаются к выполнению воздушных перевозок и авиационных работ и вправе предоставлять функциональные сервисы в рамках экспериментального правового режима при условии включения в реестр эксплуатантов опытного района. Включение субъекта экспериментального правового режима в реестр эксплуатантов опытного района осуществляется в случае принятия оператором опытного района положительного решения по результатам оценки субъекта экспериментального правового режима, порядок проведения которой установлен Федеральными авиационными правилами N 494, с учетом следующих особенностей:

а) субъект экспериментального правового режима, осуществляющий эксплуатацию беспилотных авиационных систем в рамках экспериментального правового режима, принимает на работу или привлекает для выполнения работы по договору гражданско-правового характера лиц, имеющих временное свидетельство внешнего пилота (экспериментальный правовой режим), выданное в соответствии с требованиями, указанными в пункте 16 настоящей Программы;

б) функции уполномоченного органа осуществляет оператор опытного района, который несет ответственность за соблюдение порядка допуска эксплуатантов беспилотных авиационных систем к выполнению воздушных перевозок и авиационных работ;

в) сертификат летной годности беспилотного воздушного судна, предусмотренный частью 3 приложения N 2 к Федеральным авиационным правилам N 494, не указывается. В отношении эксплуатантов экспериментального правового режима указывается акт оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима;

г) оператор опытного района осуществляет ведение реестра эксплуатантов опытного района;

д) к выполнению функциональных сервисов в опытном районе допускаются субъекты экспериментального правового режима, включенные в реестр эксплуатантов опытного района;

е) подтверждение соответствия эксплуатанта опытного района требованиям, установленным Федеральными авиационными правилами N 494 (с учетом особенностей, определенных настоящей Программой) и настоящим пунктом, осуществляется оператором опытного района в следующем порядке:

субъект экспериментального правового режима направляет оператору опытного района подписанное руководителем заявление (в бумажном виде) на включение в реестр эксплуатантов опытного района с приложением к нему основных данных и документов, предусмотренных приложением N 2 к Федеральным авиационным правилам N 494;

оператор опытного района рассматривает указанное заявление в течение 10 рабочих дней;

при необходимости подтверждения достоверности представленных субъектом экспериментального правового режима основных данных и определения соответствия субъекта экспериментального правового режима требованиям, установленным Федеральными авиационными правилами N 494 (с учетом особенностей, определенных настоящей Программой) и настоящим пунктом, представитель оператора опытного района выполняет выездную проверку по месту нахождения (месту фактического осуществления деятельности) субъекта экспериментального правового режима (в случае выполнения выездной проверки срок рассмотрения заявления увеличивается на 5 рабочих дней);

ж) по результатам рассмотрения заявления оператор опытного района принимает одно из следующих решений:

при подтверждении соответствия субъекта экспериментального правового режима требованиям, установленным Федеральными авиационными правилами N 494 (с учетом особенностей, определенных настоящей Программой) и настоящим пунктом, - о внесении эксплуатанта в реестр эксплуатантов опытного района с направлением субъекту экспериментального правового режима уведомления о принятом решении и данных учетной записи в реестре эксплуатантов опытного района не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем окончания проверки;

при выявлении несоответствия субъекта экспериментального правового режима требованиям, установленным Федеральными авиационными правилами N 494 (с учетом особенностей, определенных настоящей Программой) и настоящим пунктом, - об отказе во внесении эксплуатанта в реестр эксплуатантов опытного района с направлением субъекту экспериментального правового режима мотивированного отказа не позднее 3 рабочих дней со дня окончания проверки.

16. К эксплуатации беспилотных авиационных систем могут быть допущены специалисты авиационного персонала, обладающие свидетельством пилота гражданской или экспериментальной авиации, прошедшие теоретическую подготовку и проверку практических навыков управления беспилотными авиационными системами, с учетом следующих особенностей:

а) в части теоретической подготовки к внешним пилотам применяются требования в объеме требований к частному пилоту, установленных подпунктами "а" и "б" пункта 3.1 Федеральных авиационных правил "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 147;

б) практическая подготовка внешних пилотов проводится на базе организаций - эксплуатантов беспилотных авиационных систем с целью получения следующих навыков и отработки следующих упражнений:

основы пилотирования в различных погодных условиях;

построение маршрута для пилотирования беспилотного воздушного судна;

проведение предполетной подготовки беспилотной авиационной системы и ее элементов;

выбор точки старта;

развертывание беспилотной авиационной системы;

проверка всех узлов управления;

порядок запуска и действий оператора;

облет препятствий, соблюдение высотного режима;

действия при изменении метеоусловий;

рекомендации изучения схем и правил построения в зависимости от погоды;

полеты в условиях повышенной влажности;

действия при потере связи с беспилотным воздушным судном;

возможные поломки, ремонт и эксплуатация беспилотных авиационных систем;

анализ полетов и ошибок пилотирования;

в) в ходе практической подготовки внешними пилотами приобретаются следующие навыки с учетом особенностей осваиваемой беспилотной авиационной системы:

выполнение взлета, построение маршрута, полет по кругу, заход, расчет на посадку и посадка;

исправление отклонений в расчете на посадку, выполнение виражей с креном;

выполнение снижения и набора высоты с заданной вертикальной скоростью с углами тангажа;

взлет, заход на посадку и посадка при встречном и боковом ветре;

г) по результатам прохождения практической подготовки внешний пилот должен уметь (соблюдая установленные ограничения) выполнять:

контроль параметров работы двигателя;

взлет, набор высоты;

развороты на расчетный курс;

построение прямоугольного маршрута;

снижение с заданной вертикальной скоростью;

расчет на посадку и исправление отклонений в расчете на посадку;

выравнивание, выдерживание и приземление;

уход на второй круг;

снижение и набор высоты с заданной вертикальной скоростью;

д) практические навыки внешнего пилота по управлению беспилотным воздушным судном проверяются при выполнении реального полета беспилотного воздушного судна, в ходе которого внешний пилот должен с соблюдением установленных ограничений самостоятельно выполнить подготовку к полету и полет по маршруту, в том числе:

составить предварительный план полета для службы Государственной корпорации по организации воздушного движения в Российской Федерации;

анализировать метеорологическую и аэронавигационную обстановку по маршруту полета и принимать решение на вылет;

выполнить штурманский расчет полета;

выполнить предполетную подготовку в соответствии с руководством по летной эксплуатации, подготовку пилотажно-навигационного оборудования к полету по маршруту;

выполнить выход из района аэродрома (посадочной площадки, геоточки) и подход к аэродрому (посадочной площадке, геоточке), выполнить взлет, полет, посадку в любое время суток;

е) проверку практических навыков управления беспилотной авиационной системой и выдачу временных свидетельств внешнего пилота по форме согласно приложению N 2 осуществляет субъект экспериментального правового режима - организация, выполняющая обучение, аттестацию и допуск к осуществлению деятельности персонала беспилотных авиационных систем (авиационный учебный центр), которая несет ответственность за соблюдение порядка выдачи таких свидетельств, указанная в подпункте "г" пункта 33 настоящей Программы;

ж) срок действия временного свидетельства внешнего пилота не может быть больше, чем срок действия экспериментального правового режима, в рамках которого оно выдано.

17. При медицинском освидетельствовании внешних пилотов для допуска к выполнению функций членов экипажа беспилотного воздушного судна подлежат применению Федеральные авиационные правила "Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования центральной врачебно-летной экспертной комиссией и врачебно-летными экспертными комиссиями членов летного экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, диспетчеров управления воздушным движением и лиц, поступающих в образовательные организации, которые осуществляют обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, и претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов летного экипажа гражданского воздушного судна, диспетчеров управления воздушным движением", утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 10 декабря 2021 г. N 437.

К выполнению функций членов экипажа беспилотного воздушного судна без прохождения медицинского освидетельствования в соответствии с указанными Федеральными авиационными правилами допускаются лица, имеющие действующее медицинское свидетельство авиационного персонала экспериментальной авиации, полученное в соответствии с приказом Российского авиационно-космического агентства от 24 июня 2003 г. N 80 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Врачебно-летная экспертиза авиационного персонала экспериментальной авиации".

18. Субъекты экспериментального правового режима при выполнении авиационных перевозок и авиационных работ с использованием беспилотных авиационных систем обязаны обеспечить наличие на месте размещения станции внешнего пилота документации, требуемой в соответствии с пунктом 1 статьи 66, пунктом 1 статьи 67 Воздушного кодекса Российской Федерации и пунктом 2.20 Правил подготовки и выполнения полетов.

19. Планирование использования воздушного пространства для применения беспилотных авиационных систем и выполнение полетов беспилотных воздушных судов осуществляются с учетом следующих особенностей:

а) представление на установление местного режима и план полета беспилотного воздушного судна (тип сообщения SHR) подаются субъектом экспериментального правового режима в соответствии с Инструкцией по разработке, установлению, введению и снятию временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 июня 2011 г. N 171 (далее - инструкция), за исключением абзаца четвертого подпункта "в" пункта 10 и абзаца первого пункта 11 инструкции, в сроки, обеспечивающие поступление этого представления в соответствующий зональный или региональный центр Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации не позднее чем за 24 часа до необходимого времени введения в действие режима в отношении полетов беспилотных воздушных судов, принадлежащих субъектам экспериментального правового режима, если для их выполнения планируется использование нижнего воздушного пространства класса G и (или) нижнего воздушного пространства класса C над территорией, где установлен экспериментальный правовой режим;

б) представление на установление местного режима в отношении полетов беспилотных воздушных судов, принадлежащих субъектам экспериментального правового режима, не подлежит рассмотрению, если оно поступило в зональный (региональный) центр Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации менее чем за 24 часа до необходимого времени введения в действие режима, а также если в нем не содержится информация, необходимая для определения места, времени и высоты установления запрещения использования воздушного пространства в соответствии с пунктом 6 инструкции;

в) маршрут полета беспилотного воздушного судна должен проходить:

на расстоянии не менее 5 километров от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок (если операция взлета или посадки не осуществляется на этих аэродромах и посадочных площадках). По согласованию с оператором аэродрома (вертодрома) или владельцем посадочной площадки субъект экспериментального правового режима может прокладывать маршрут полета беспилотного воздушного судна на расстоянии менее 5 километров от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок, если взлет или посадка производятся на площадки, расположенные ближе 5 километров от них;

вне диспетчерских зон аэродромов гражданской авиации (если операция взлета или посадки не осуществляется на этих аэродромах). Допускается прокладывать маршрут беспилотного воздушного судна в диспетчерской зоне аэродрома, если взлет или посадка производятся на посадочные площадки, расположенные в пределах этой диспетчерской зоны. При выполнении взлета (посадки) с аэродромов гражданской авиации или посадочных площадок, расположенных в пределах диспетчерских зон аэродромов гражданской авиации, планирование полетов осуществляется в том числе в соответствии с разработанными эксплуатантами опытного района и согласованными с органом обслуживания воздушного движения инструкциями по взаимодействию эксплуатантов опытного района с операторами аэродрома (вертодрома) и владельцами посадочной площадки;

за пределами запретных зон, зон ограничения полетов, специальных зон, воздушного пространства над местами проведения публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований, а также охранных мероприятий, проводимых в соответствии с Федеральным законом "О государственной охране";

г) представление на установление местного режима использования воздушного пространства, подаваемое субъектом экспериментального правового режима в воздушном пространстве районов аэродромов над территорией действия экспериментального правового режима, должно быть согласовано с оператором такого аэродрома;

д) субъект экспериментального правового режима, осуществляющий эксплуатацию беспилотных авиационных систем в рамках экспериментального правового режима, обеспечивает на всех этапах выполнения полета устойчивую связь внешнего пилота беспилотного воздушного судна с органом обслуживания воздушного движения по имеющимся каналам (радиосвязь, телефонная линия, спутниковая связь);

е) на период выполнения совместных полетов беспилотных авиационных систем в районе, в котором установлен местный режим, организация обслуживания воздушного движения (управление полетами) возлагается на оператора опытного района;

ж) ответственность за обеспечение безопасности использования воздушного пространства (предотвращение столкновений беспилотных воздушных судов с пилотируемыми воздушными судами других пользователей воздушного пространства и (или) другими материальными объектами) лежит на субъектах экспериментального правового режима - эксплуатантах беспилотных авиационных систем, в интересах которых устанавливается экспериментальный правовой режим;

з) в случае если маршрут полета беспилотного воздушного судна проходит над населенными пунктами, а также в случае, если посадка (взлет) осуществляется на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации, такие полеты выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления;

и) во всех случаях внешний пилот беспилотного воздушного судна информирует орган обслуживания воздушного движения, в зоне ответственности которого проходит полет:

о прохождении беспилотным воздушным судном точек, указанных в представлении на установление местного режима и в плане запуска беспилотного воздушного судна;

о том, что полет проходит в соответствии с планом. Такое донесение включает государственный и (или) регистрационный опознавательный знак беспилотного воздушного судна и слова "полет проходит нормально" и передается в период между 20 и 40 минутами после завершения последнего сеанса связи независимо от цели такого сеанса.

20. Авиационные работы по охране лесов от пожаров осуществляются с учетом следующих особенностей:

а) выполняемые на территории экспериментального правового режима работы по мониторингу пожарной опасности в лесах и лесных пожаров с использованием беспилотных авиационных систем осуществляются на основании решения Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан, а по тушению лесных пожаров с использованием беспилотных авиационных систем - по решению Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Башкортостан;

б) в целях контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах в порядке, установленном Правилами осуществления контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2011 г. N 687 "Об утверждении Правил осуществления контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах", для инструментального замера площади лесного пожара с использованием авиационных средств выбираются лесные пожары вне зависимости от их площади.

21. Проведение авиационно-химических работ по защите сельскохозяйственных культур с использованием беспилотных авиационных систем допускается вне зависимости от возможности применения наземной техники для таких работ.