Решение Верховного Суда РФ от 06.03.2023 N АКПИ23-8 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими подпункта 4.8 пункта 4, пунктов 9 (в части), 24 Правил обработки персональных данных в органах принудительного исполнения Российской Федерации, пунктов 40, 41, 44 главы I, пунктов 34, 35, 36, 37, 40 главы II Перечня должностей федеральной государственной службы органов принудительного исполнения Российской Федерации, замещение которых предусматривает осуществление обработки персональных данных либо осуществление доступа к персональным данным, утв. Приказом ФССП России от 17.09.2020 N 672>
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С.,
с участием прокурора Слободина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению П. о признании недействующими подпункта 4.8 пункта 4, пунктов 9 (в части), 24 Правил обработки персональных данных в органах принудительного исполнения Российской Федерации, пунктов 40, 41, 44 главы I, пунктов 34, 35, 36, 37, 40 главы II Перечня должностей федеральной государственной службы органов принудительного исполнения Российской Федерации, замещение которых предусматривает осуществление обработки персональных данных либо осуществление доступа к персональным данным, утвержденных приказом Федеральной службы судебных приставов от 17 сентября 2020 г. N 672,
приказом Федеральной службы судебных приставов (далее также - ФССП России) от 17 сентября 2020 г. N 672 утверждены Правила обработки персональных данных в органах принудительного исполнения Российской Федерации (далее также - Правила) и Перечень должностей федеральной государственной службы органов принудительного исполнения Российской Федерации, замещение которых предусматривает осуществление обработки персональных данных либо осуществление доступа к персональным данным (далее также - Перечень). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) 30 сентября 2020 г., регистрационный номер 60124, опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 30 сентября 2020 г.
Согласно подпункту 4.8 пункта 4 Правил в зависимости от цели обработки персональных данных обрабатываются в том числе персональные данные посетителей зданий и помещений судов, зданий и помещений федерального органа принудительного исполнения и территориальных органов принудительного исполнения, - в целях соблюдения пропускного режима в зданиях и помещениях судов, а также помещениях органов принудительного исполнения.
Пунктом 9 Правил закреплено, что согласие на обработку персональных данных субъектов персональных данных, чьи данные обрабатываются в целях, указанных в подпунктах 4.2, 4.4, 4.5, 4.8 пункта 4 Правил, не требуется при обработке персональных данных в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обращениях граждан, исполнительном производстве, уголовном судопроизводстве и административных правонарушениях, о судебных приставах согласно пунктам 2 и 3 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных", кроме случаев, предусмотренных пунктом 13 Правил.
Сбор, запись, систематизация, накопление и уточнение персональных данных, обрабатываемых в случаях, предусмотренных подпунктом 4.8 пункта 4 Правил, осуществляется посредством их получения непосредственно от субъекта персональных данных и внесения в журнал учета посетителей (пункт 24 Правил).
В соответствии с пунктами 40, 41 и 44 главы I Перечня к должностям федеральной государственной службы в федеральном органе принудительного исполнения Российской Федерации относятся в том числе судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов, младший судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов, судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов - инструктор.
Глава II Перечня включает должности федеральной государственной службы в территориальных органах принудительного исполнения, к которым, в частности, относятся судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов, судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов - инструктор, младший судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов, младший судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов - водитель, младший судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов - инструктор (пункты 34 - 37, 40).
П. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими подпункта 4.8 пункта 4, пунктов 9 (в части), 24 Правил, пунктов 40, 41, 44 главы I, пунктов 34, 35, 36, 37, 40 главы II Перечня, ссылаясь на их противоречие статье 19 Конституции Российской Федерации, положениям Федерального закона "О персональных данных" и Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации", а также устанавливающими дискриминационные условия для посетителей.
По мнению административного истца, для осуществления пропускного режима нет необходимости собирать и обрабатывать персональные данные посетителей, поскольку для соблюдения пропускного режима в зданиях и помещениях судов и органов принудительного исполнения достаточно установить личность посетителя и определить цель его визита в государственный орган; федеральный законодатель не наделяет судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов правом осуществлять сбор и обработку персональных данных у лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях органов принудительного исполнения. П. считает, что для посетителей не применимы положения законодательства Российской Федерации об обращениях граждан, исполнительном производстве, уголовном судопроизводстве и административных правонарушениях, о судебных приставах согласно пунктам 2 и 3 части 1 статьи 6 Федерального закона "О персональных данных".
В письменных возражениях Федеральная служба судебных приставов и Министерство юстиции Российской Федерации указали, что Правила и Перечень утверждены федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, оспариваемые нормативные положения соответствуют действующему законодательству Российской Федерации, не нарушают прав, свобод и законных интересов административного истца.
П. в судебное заседание, о времени и месте которого извещен надлежащим образом, не явился, письменно заявил о рассмотрении дела в его отсутствие, административное исковое заявление поддержал в полном объеме.
Представитель ФССП России С.А. и представители Минюста России О. и В. возражали против удовлетворения административного иска.
Обсудив доводы административного истца П., выслушав возражения представителя Федеральной службы судебных приставов С.А., представителей Министерства юстиции Российской Федерации О. и В., проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., полагавшего необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, иными муниципальными органами, юридическими лицами и физическими лицами, регулируются Федеральным законом "О персональных данных" (часть 1 статьи 1, статья 2).
В соответствии с частью 2 статьи 4 поименованного федерального закона государственные органы в пределах своих полномочий могут принимать нормативные правовые акты по отдельным вопросам, касающимся обработки персональных данных.
Перечень мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом "О персональных данных" и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, операторами, являющимися государственными или муниципальными органами, устанавливает Правительство Российской Федерации (часть 3 статьи 18.1 названного закона).
Во исполнение требования федерального закона постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2012 г. N 211 утвержден перечень мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом "О персональных данных" и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, операторами, являющимися государственными или муниципальными органами, в силу подпункта "б" пункта 1 которого операторы, являющиеся государственными или муниципальными органами, принимают меры, направленные на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом "О персональных данных", в том числе утверждают актом руководителя государственного или муниципального органа правила обработки персональных данных, устанавливающие процедуры, направленные на выявление и предотвращение нарушений законодательства Российской Федерации в сфере персональных данных, а также определяющие для каждой цели обработки персональных данных содержание обрабатываемых персональных данных, категории субъектов, персональные данные которых обрабатываются, сроки их обработки и хранения, порядок уничтожения при достижении целей обработки или при наступлении иных законных оснований; перечень должностей служащих государственного или муниципального органа, замещение которых предусматривает осуществление обработки персональных данных либо осуществление доступа к персональным данным.
Федеральная служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, в частности осуществляющим полномочия по обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации установленного порядка деятельности судов, охрану зданий и помещений судов, а также пропускного режима в зданиях и помещениях судов; по обеспечению в пределах своей компетенции защиту персональных данных, а также сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну (пункт 1, подпункты 1 и 14 пункта 6 Положения о Федеральной службе судебных приставов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1316).
Процедура издания, введения в действие и опубликования Правил и Перечня соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" и Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.
Следовательно, Правила и Перечень утверждены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в целях реализации требований федерального закона и в пределах предоставленных такому органу полномочий. Порядок принятия, государственной регистрации и опубликования нормативного правового акта соблюден и не оспаривается административным истцом.
Вопреки доводам административного истца оспариваемые нормы не содержат предписаний, противоречащих положениям Федерального закона "О персональных данных" и Федерального закона "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации".
Регулируя отношения, связанные с обработкой персональных данных, законодатель в Федеральном законе "О персональных данных" установил принципы обработки персональных данных, в частности, обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных; обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки; содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки (части 2, 4 и 5 статьи 5).
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона "О персональных данных" обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных поименованным законом.
По общему правилу в силу пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона "О персональных данных" обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. При этом пунктами 2 - 11 названной правовой нормы определены иные условия, при которых допускается обработка персональных данных: в том числе в случаях, когда обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей (пункт 2).
Статьей 6.1 Федерального закона "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" закреплено, что система принудительного исполнения Российской Федерации включает в том числе федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, и его подразделения.
В силу абзаца второго статьи 6.5 приведенного закона на органы принудительного исполнения возлагаются задачи по организации обеспечения и непосредственному обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан в числе прочего обеспечивать в суде безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса; поддерживать общественный порядок в здании, помещениях суда; выполнять распоряжения председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи по обеспечению общественного порядка в здании, помещениях суда; осуществлять охрану здания, помещений суда; при исполнении служебных обязанностей предупреждать и пресекать преступления и правонарушения, а в случае необходимости передавать правонарушителей в органы внутренних дел; оказывать органам внутренних дел содействие в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.
Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов вправе проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов; в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, осуществлять личный досмотр лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, а также досмотр находящихся при них вещей при наличии оснований полагать, что указанные лица имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства; не допускать в здание, помещения суда лиц, имеющих при себе оружие, боеприпасы (за исключением лиц, осуществляющих конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей), взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства, в случае необходимости задерживать указанных лиц и передавать их в органы внутренних дел (пункт 2 статьи 11 названного закона).
Приведенные полномочия судебного пристава носят предупредительный характер и направлены на обеспечение установленного порядка деятельности судов, а также права граждан на охрану жизни и здоровья.
В системе действующего правового регулирования оспариваемые нормативные положения допускают обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных для выполнения задач, реализации функций и полномочий, возложенных на ФССП России законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве и о судебных приставах, что не противоречит требованиям действующего законодательства.
Правила устанавливают процедуры, направленные на выявление и предотвращение нарушений законодательства Российской Федерации о персональных данных, а также определяют для каждой цели обработки персональных данных содержание обрабатываемых персональных данных, категории субъектов, персональные данные которых обрабатываются в органах принудительного исполнения Российской Федерации, сроки их обработки и хранения, процедуру уничтожения документов, содержащих персональные данные, при достижении целей обработки или при наступлении иных законных оснований (пункт 1).
По смыслу подпункта 4.8 пункта 4, пунктов 9, 24 и 31 Правил обработка персональных данных посетителей зданий и помещений судов, зданий и помещений федерального органа принудительного исполнения и его территориальных органов осуществляется в целях соблюдения пропускного режима в зданиях и помещениях судов, а также помещениях органов принудительного исполнения. Согласие на обработку персональных данных субъектов персональных данных, чьи данные обрабатываются в целях соблюдения пропускного режима в зданиях и помещениях судов, а также помещениях органов принудительного исполнения, не требуется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве, о судебных приставах согласно пунктам 2 и 3 части 1 статьи 6 Федерального закона "О персональных данных".
Содержание обрабатываемых персональных данных для каждой цели обработки персональных данных приведено в Перечне персональных данных, обрабатываемых в органах принудительного исполнения в связи с реализацией служебных или трудовых отношений, а также в связи с оказанием государственных услуг и осуществлением государственных функций, утвержденном также приказом ФССП России от 17 сентября 2020 г. N 672 (далее - Перечень персональных данных).
Пунктом 5 Перечня персональных данных установлено, что в целях обеспечения установленного порядка деятельности судов и соблюдения пропускного режима обрабатываются: фамилия, имя, отчество (при наличии); год, месяц, дата рождения; вид, серия, номер документа, удостоверяющего личность, наименование органа, выдавшего его, дата выдачи.
В силу пунктов 48 и 50 Правил к работе с персональными данными допускаются работники органов принудительного исполнения, в должностные обязанности которых входит обработка персональных данных либо осуществление доступа к персональным данным. Требования по соблюдению конфиденциальности персональных данных являются обязательными при допуске работника органов принудительного исполнения к работе с персональными данными. Работник, получивший доступ к персональным данным, обязан не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В свою очередь, содержание и объем сведений, подлежащих обработке при предъявлении документа, удостоверяющего личность, соответствуют целям обработки персональных данных, предусмотренным законодательством Российской Федерации и направленным на организацию и соблюдение надлежащего порядка в административном здании и на обеспечение безопасности лиц, находящихся в данном здании (сотрудников, посетителей).
С учетом вышеизложенного доводы административного истца о достаточности установления личности посетителя и определения цели его визита для соблюдения пропускного режима в зданиях и помещениях судов, в зданиях и помещениях органов принудительного исполнения; об отсутствии у судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов права осуществлять обработку персональных данных посетителей; о неприменимости к посетителям судов и органов принудительного исполнения положений пунктов 2 и 3 части 1 статьи 6 Федерального закона "О персональных данных" являются несостоятельными.
Утверждение П. об установлении Правилами дискриминационных условий для посетителей зданий и помещений судов, федерального органа принудительного исполнения и его территориальных в части непредоставления в письменной форме разъяснений о юридических последствиях отказа предоставить персональные данные лишено правовых оснований.
Постановлением Совета судей Российской Федерации от 18 апреля 2003 г. N 101 утверждены Типовые правила внутреннего распорядка судов (далее - Типовые правила), пунктом 5.1 которого установлено, что посетители допускаются в суд в рабочее время при представлении документов, удостоверяющих личность. Данный пункт Типовых правил устанавливает порядок прохода лиц в здание суда и не ограничивает право граждан на обращение в суд.
В силу части 2 статьи 18 Федерального закона "О персональных данных", если в соответствии с федеральным законом предоставление персональных данных и (или) получение оператором согласия на обработку персональных данных являются обязательными, оператор обязан разъяснить субъекту персональных данных юридические последствия отказа предоставить его персональные данные и (или) дать согласие на их обработку.
Федеральный закон "О персональных данных" не содержит требований о предоставлении таких разъяснений непосредственно в письменной форме.
Юридические последствия отказа предъявить документы, удостоверяющие личность, для внесения персональных данных посетителей судов и органов принудительного исполнения в журнал учета посетителей при проходе в здания и помещения судов, в здания и помещения органов принудительного исполнения наступают в виде отказа таким посетителям в доступе в указанные здания и помещения.
Разъяснение юридических последствий отказа предоставить персональные данные для обработки допускается в устной форме, в таких случаях право посетителей судов и органов принудительного исполнения на предоставление соответствующих разъяснений реализуется непосредственно в момент отказа в доступе.
Федерального закона или иного нормативного правового акта большей юридической силы, которым бы противоречили оспариваемые нормативные положения, также не имеется.
Как следует из содержания административного искового заявления и приложенных к нему материалов, требование административного истца о признании подпункта 4.8 пункта 4, пунктов 9 (в части), 24 Правил, пунктов 40, 41, 44 главы I, пунктов 34, 35, 36, 37, 40 главы II Перечня недействующими фактически основано на его несогласии с конкретными действиями судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, а также с состоявшимися судебными решениями, проверка законности и обоснованности которых не входит в предмет настоящего административного дела. При этом из представленных административным истцом материалов также не усматривается, что применение на практике оспариваемых нормативных положений не соответствует их истолкованию, выявленному судом с учетом места данного акта в системе нормативных правовых актов.
Поскольку оспариваемые нормы Правил и Перечня не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают прав административного истца в упоминаемых им аспектах, в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
в удовлетворении административного искового заявления П. о признании недействующими подпункта 4.8 пункта 4, пунктов 9 (в части), 24 Правил обработки персональных данных в органах принудительного исполнения Российской Федерации, пунктов 40, 41, 44 главы I, пунктов 34, 35, 36, 37, 40 главы II Перечня должностей федеральной государственной службы органов принудительного исполнения Российской Федерации, замещение которых предусматривает осуществление обработки персональных данных либо осуществление доступа к персональным данным, утвержденных приказом Федеральной службы судебных приставов от 17 сентября 2020 г. N 672, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Российской Федерации
В.С.КИРИЛЛОВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей