Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Яковлева В.Ф.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Бабкина А.И., Бойкова О.В., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Иванниковой Н.П., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Козловой О.А., Ренова Э.Н., Савкина С.Ф., Слесарева В.Л., Суховой Г.И., Тумаркина В.М., Юкова М.К. -
рассмотрел заявление Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.08.2002 по делу N А81-1904/2246А-02 и Постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.12.2002 по тому же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи Тумаркина В.М., Президиум установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Транзит" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - инспекция) о признании недействительным ее решения от 23.05.2002 N 138, которым обществу вменялось в обязанность уплатить дополнительно начисленные суммы налога на добавленную стоимость за 2000 и 2001 годы и пеней. Этим же решением общество привлечено к ответственности за неполную уплату названного налога в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением суда первой инстанции от 14.08.2002 решение инспекции признано недействительным в части отказа обществу в уменьшении в налоговых декларациях сумм налога на добавленную стоимость, полученных от покупателей, на суммы названного налога, уплаченные индивидуальным предпринимателям Юхимчуку П.А. и Ткаченко Я.Л., и взыскания штрафа и пеней.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа Постановлением от 24.12.2002 решение оставил без изменения.
Судебные инстанции пришли к выводу о том, что общество, учитывая в расчетах по налогу на добавленную стоимость за 2000 и 2001 годы суммы налога, уплаченные индивидуальным предпринимателям за оказанные ими для общества транспортные услуги, не нарушало требований Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" и главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации. В указанные годы общество производило оплату оказанных индивидуальными предпринимателями услуг на основании полученных от них счетов-фактур, в которых суммы налога на добавленную стоимость выделены. Право на применение налогоплательщиком налоговых вычетов не связано с уплатой в бюджет подрядчиками сумм налога на добавленную стоимость, полученных от заказчика.
В заявлении о пересмотре в порядке надзора названных судебных актов инспекция указывает на то, что предприниматели не являлись плательщиками налога на добавленную стоимость в 2000 году в соответствии с Законом Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", а в 2001 году - в связи с их переводом на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.12.98 N 55-ЗАО "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности". Поэтому ООО "Транзит" было не вправе учитывать в расчетах по налогу на добавленную стоимость часть стоимости этих услуг, выделенную в счетах-фактурах как налог на добавленную стоимость.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, Президиум считает, что названные судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Решение инспекции от 23.05.2002 N 138 принято на основании акта выездной налоговой проверки общества, согласно которому последнее в 2000 и 2001 годах учитывало в расчетах по налогу на добавленную стоимость суммы названного налога, уплаченные им предпринимателям при расчетах с ними за выполненные работы по договорам субподряда от 23.07.2000 N 03, от 02.01.2001 N 01/1 и от 12.04.2001 N 01/2. Эти действия привели к недоплате 113 025 рублей налога в 2000 году и 784 176 рублей - в 2001 году.
До введения в действие главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели не являлись плательщиками налога на добавленную стоимость. В 2000 году обязанность указывать в счетах-фактурах суммы налога на добавленную стоимость при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг) возлагалась Указом Президента Российской Федерации от 08.05.96 N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины" лишь на плательщиков названного налога, к которым предприниматели Юхимчук П.А. и Ткаченко Я.Л. не относились. Данное обстоятельство не могло быть неизвестным обществу.
С 01.01.2001 индивидуальные предприниматели признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, если нет оснований, освобождающих их от исполнения этой обязанности.
Лица, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход в соответствии с Федеральным законом от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", не являются плательщиками налога на добавленную стоимость. Указанные субъекты выставляют покупателям (заказчикам) счета-фактуры без указания в них сумм налога на добавленную стоимость.
В исковом заявлении общество утверждало, что принятые им счета-фактуры соответствовали требованиям, предъявляемым к данным документам пунктами 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации. Этому утверждению судом оценки не дано.
Между тем в соответствии с пунктом 2 статьи 169 названного Кодекса счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением указанных пунктов, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
При таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты не основаны на законодательстве Российской Федерации о налоге на добавленную стоимость, действовавшем в 2000 и 2001 годах, нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, что в силу пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для их отмены.
Поэтому оспариваемые судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо дать оценку обоснованности принятия к вычету в 2001 году сумм налога на добавленную стоимость по принятым к учету счетам-фактурам и обсудить вопрос о наличии оснований для привлечения к ответственности общества за налоговое правонарушение с учетом положений главы 15 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 303, пунктом 2 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.08.2002 по делу N А81-1904/2246А-02 и Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.12.2002 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа.
В.Ф.ЯКОВЛЕВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей