V. Требования безопасности

9. Настоящим техническим регламентом с учетом степени риска причинения вреда устанавливаются минимально необходимые требования к продукции, выполнение которых обеспечивает:

а) безопасность излучений;

б) биологическую безопасность;

в) взрывобезопасность;

г) механическую безопасность;

д) пожарную безопасность;

е) промышленную безопасность;

ж) термическую безопасность;

з) электрическую безопасность;

и) электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;

к) единство измерений;

л) санитарно-эпидемиологическую и экологическую безопасность.

10. При проектировании объектов технического регулирования настоящего технического регламента степень риска должна оцениваться расчетным, экспериментальным и экспертным путем, в том числе на основании данных об эксплуатации аналогичных объектов и продукции.

11. Безопасность объектов технического регулирования настоящего технического регламента должна обеспечиваться путем:

а) осуществления комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ при проектировании;

б) применения апробированных технических решений;

в) проведения технического обслуживания и ремонта с необходимой периодичностью.

Необходимость установления назначенных сроков службы и (или) назначенных ресурсов на элементы составных частей подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта определяется проектировщиком (разработчиком), значения данных показателей устанавливаются в конструкторской документации;

(пп. "в" в ред. решения Совета Евразийской экономической комиссии от 30.03.2023 N 31)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) проведения комплекса расчетов на основе апробированных методик;

д) выбора материалов и веществ при проектировании, а также в процессе производства, строительства, монтажа, наладки и ввода в эксплуатацию в зависимости от параметров и условий эксплуатации;

е) установления критериев предельных состояний продукции;

ж) соблюдения требований проектной документации с учетом проведения контроля посредством надзора, осуществляемого проектировщиком (разработчиком);

з) определения условий и способов утилизации продукции.

12. Прочность, устойчивость и техническое состояние объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и продукции должны обеспечивать безопасное движение поездов с наибольшими скоростями в пределах допустимых значений.

13. При проектировании объектов технического регулирования настоящего технического регламента необходимо обеспечить:

а) соблюдение габарита приближения строений;

б) безопасную эксплуатацию с учетом внешних климатических и механических воздействий;

в) техническую совместимость с железнодорожным подвижным составом.

14. При проектировании объектов технического регулирования настоящего технического регламента проектировщик (разработчик) принимает решения, обеспечивающие установленный законодательством государств-членов допустимый уровень вредного и (или) опасного воздействия на жизнь и здоровье человека, животных и растений.

15. Выбранные проектировщиком (разработчиком) конструкции объектов технического регулирования настоящего технического регламента должны быть безопасны в течение назначенного срока службы и (или) до достижения назначенного ресурса, в течение назначенного срока хранения, а также должны выдерживать воздействия и нагрузки, которым они могут подвергаться в процессе эксплуатации.

16. При проектировании объектов технического регулирования настоящего технического регламента проектировщик (разработчик) должен предусматривать использование программных средств, обеспечивающих безопасность функционирования объектов технического регулирования настоящего технического регламента.

17. При внесении изменений в проектную документацию строительства объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта должны соблюдаться требования безопасности, установленные настоящим техническим регламентом.

18. В случае внесения в конструкцию или технологию изготовления продукции изменений, влияющих на безопасность, проводится оценка соответствия продукции в порядке, установленном разделом VII настоящего технического регламента.

19. Средства измерений, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, установленные на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта, должны соответствовать требованиям законодательства государств-членов и актов органов Союза в области обеспечения единства измерений.

20. Уровень электромагнитных помех, создаваемых объектами технического регулирования настоящего технического регламента, не должен превышать значения, в пределах которых эти помехи не оказывают влияния на работоспособность других объектов технического регулирования настоящего технического регламента, а также железнодорожного подвижного состава.

21. Должен быть предусмотрен порядок утилизации опасных элементов составных частей подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта в целях предотвращения их использования после прекращения эксплуатации.

22. Перед вводом в эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и продукции в предусмотренных проектной документацией местах должны быть нанесены либо установлены надписи и знаки, предупреждающие об опасностях и условиях безопасной эксплуатации.

23. При проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и продукции должны выполняться требования законодательства государств-членов в области охраны окружающей среды.

24. При проектировании объектов технического регулирования настоящего технического регламента учитываются нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, предусматривается проведение мероприятий по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, а также способы размещения отходов производства и потребления, применяются ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные и иные современные технологии, способствующие охране окружающей среды, восстановлению природной среды, а также рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов.

25. При строительстве объектов технического регулирования настоящего технического регламента должны быть приняты меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель и благоустройству территорий в соответствии с законодательством государств-членов.

26. При проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию объектов технического регулирования настоящего технического регламента должны выполняться мероприятия, обеспечивающие сохранение путей миграции диких животных и мест их постоянного обитания (в том числе в период размножения и зимовки).

27. К железнодорожному пути, составным частям железнодорожного пути и элементам составных частей железнодорожного пути предъявляются следующие требования:

а) все составные части железнодорожного пути (земляное полотно, верхнее строение железнодорожного пути и др.) и элементы составных частей железнодорожного пути (рельсы, стрелочные переводы, рельсовые скрепления, шпалы, полушпалы железобетонные, прокладки рельсового скрепления, балласт и др.) по прочности, несущей способности и устойчивости должны обеспечивать безопасное движение железнодорожного подвижного состава с наибольшими скоростями в пределах допустимых значений;

б) верхнее строение железнодорожного пути и земляное полотно должны обеспечивать стабильность положения железнодорожного пути в плане и продольном профиле. Геометрические параметры кривых должны устанавливаться таким образом, чтобы обеспечивать устойчивость железнодорожного подвижного состава, препятствующую сходу колес с рельсов и опрокидыванию;

в) уровень бровки земляного полотна на подходах к водопропускным сооружениям через водотоки при расположении железнодорожного пути вдоль водотоков и водоемов, а также верха укрепляемых откосов должен возвышаться на заданную величину над наивысшим расчетным уровнем воды исходя из заданной вероятности превышения;

г) конструкция бесстыкового железнодорожного пути должна исключать выбросы рельсошпальной решетки при одновременном воздействии поездных и температурных нагрузок;

д) искусственные сооружения должны иметь устройства, предназначенные для безопасного обслуживания как самих сооружений, так и путей (тротуары, убежища с перилами, мостовые настилы, ниши, камеры, лестницы, сходы с перилами, специальные смотровые устройства и приспособления, оповестительную сигнализацию и др.);

е) стрелочные переводы должны иметь устройства для предотвращения несанкционированного перевода остряков и подвижных частей крестовин во время движения железнодорожного подвижного состава;

ж) геометрические размеры поперечного сечения и конструктивные решения тоннелей должны устанавливаться с учетом минимизации величины избыточного аэродинамического давления, возникающего при входе в тоннель и движении в нем железнодорожного подвижного состава;

з) при проектировании объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, включающих в себя составные части железнодорожного пути, а также при проектировании элементов составных частей железнодорожного пути должны проводиться специальные исследования для принятия решений о снижении колебаний аэродинамического давления в тоннелях, закрытых выемках и подземных станциях при проходе железнодорожного подвижного состава с максимальными скоростями;

и) содержание вредных веществ в тоннеле не должно превышать их предельно допустимую концентрацию в атмосферном воздухе;

к) пересечения железнодорожных путей с автомобильными дорогами и линиями городского пассажирского транспорта следует проектировать на разных уровнях. Допускается проектирование и строительство пересечений железнодорожных путей с автомобильными дорогами на одном уровне в порядке, установленном соответствующими органами государств-членов. Все железнодорожные переезды со стороны автодороги должны быть оборудованы предупреждающими знаками, а также в зависимости от интенсивности движения автотранспорта - сигнальными и заградительными устройствами. Запрещается проектирование и строительство пересечений железнодорожных путей с автомобильными дорогами на одном уровне на участках железнодорожного пути, на которых эксплуатируется железнодорожный подвижной состав со скоростью более 140 км/ч;

л) пересечение железнодорожных путей с трубопроводами различного назначения, не входящими и входящими в состав инфраструктуры железнодорожного транспорта, возможно надземным или подземным (под земляным полотном) способом с заключением (при подземном способе) трубопровода на заданных протяжении и глубине в защитную трубу или тоннель. Не допускается устройство переходов трубопроводов в теле насыпи. При надземном пересечении железнодорожных путей с трубопроводами должно обеспечиваться соблюдение габарита приближения строений. Устройство указанных пересечений согласовывается с владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта;

м) участки возможного заноса железнодорожных путей снегом должны быть оборудованы снегозадерживающими устройствами.

28. К железнодорожным устройствам электроснабжения, составным частям железнодорожных устройств электроснабжения и элементам составных частей железнодорожных устройств электроснабжения предъявляются следующие требования:

а) соблюдение условий, при которых обеспечиваются:

безопасное расстояние от элементов составных частей железнодорожных устройств электроснабжения, находящихся под напряжением, до заземленных частей, поверхности земли, настилов пешеходных мостов, лестниц, пассажирских платформ и железнодорожных переездов;

безопасное расстояние от элементов составных частей железнодорожных устройств электроснабжения до линий электропередачи, не входящих в состав инфраструктуры железнодорожного транспорта;

уровень напряжения не более допустимого значения при прикосновении к корпусам электрооборудования и другим металлическим конструкциям;

наличие ограждений и блокировок, препятствующих несанкционированному проникновению в опасные зоны или прикосновению к элементам составных частей железнодорожных устройств электроснабжения, находящимся под напряжением;

уровень радиопомех, создаваемых элементами составных частей железнодорожных устройств электроснабжения, не выше допустимого значения;

автоматическое отключение тяговой сети или линий электропередачи при возникновении таких режимов, которые могут привести к повреждению или нарушению исправного состояния железнодорожного устройства электроснабжения и иных подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта;

наличие предупреждающих знаков;

пожарная безопасность как в нормальном, так и в аварийном режимах;

б) использование оборудования, параметры которого обеспечивают:

электрическую прочность изоляции не ниже допустимого значения;

превышение температуры токоведущих частей оборудования над температурой окружающей среды при номинальном токе не выше допустимого значения;

отношение наименьшего размера изоляционного промежутка, при котором отсутствует сигнал об отключенном положении разъединителя контактной сети, к наибольшему размеру изоляционного промежутка не менее допустимого значения;

коэффициент безопасности по прочности стоек для опор контактной сети, фундаментов опор и ригелей жестких поперечин не менее допустимого значения;

относительный прогиб в средней части несущих конструкций контактной сети не более допустимого значения;

обратное напряжение диодного заземлителя не менее допустимого значения;

импульсное напряжение срабатывания устройств защиты станций стыкования в пределах допустимых значений;

необходимый уровень защиты от опасного и вредного воздействия электромагнитных полей;

автоматическое отключение элементов составных частей железнодорожного устройства электроснабжения в аварийном режиме работы (при перегрузке, перегреве, коротком замыкании и др.), исключающее возгорание его частей;

допустимый уровень электромагнитного излучения;

в) обеспечение механической прочности оборудования железнодорожного устройства электроснабжения при воздействии:

эксплуатационных нагрузок;

нагрузок в расчетных аварийных режимах;

монтажных нагрузок;

г) обеспечение безопасного функционирования железнодорожного устройства электроснабжения при одновременном воздействии эксплуатационных или аварийных нагрузок и климатических факторов, соответствующих нормативным показателям для района эксплуатации, в том числе в режиме минимальной температуры, максимальной температуры, максимальной скорости ветра или гололеда с ветром;

д) обеспечение безопасности оперативного и оперативно-ремонтного персонала от возможного попадания под напряжение и поражения электрическим током путем:

установления разъединителей с видимым разрывом во всех цепях распределительных устройств (кроме ячеек с выкатными блоками), обеспечивающих возможность отсоединения всех аппаратов от источников напряжения;

оборудования всех распределительных устройств напряжением выше 1 000 В тяговых и трансформаторных подстанций, а также линейных элементов составных частей железнодорожного устройства электроснабжения стационарными заземляющими ножами, обеспечивающими заземление аппаратов и ошиновки, и блокировками или иными устройствами, предотвращающими возможность выполнения ошибочных операций с коммутационными аппаратами;

оборудования стационарных ограждений, лестниц для подъема на трансформаторы блокировками или иными устройствами, обеспечивающими возможность открывания ограждений, приведения лестниц в рабочее положение только при включенных заземляющих ножах;

е) обеспечение снабжения тягового подвижного состава, сооружений и устройств подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта электрической энергией с показателями качества, обеспечивающими их безопасное функционирование и повышение энергетической эффективности, посредством использования элементов составных частей железнодорожного устройства электроснабжения;

ж) использование средств телемеханизации для систем электроснабжения железных дорог, обеспечивающих:

сохранение работоспособного состояния во всех предусмотренных режимах эксплуатации в соответствии с климатическим исполнением и установленными нормами воздействия механических нагрузок;

электромагнитную совместимость с другими техническими средствами железнодорожного транспорта, устойчивость к воздействию внешних магнитных полей, промышленной частоты, электрическим импульсам и электрическим разрядам в соответствии с конструкторской документацией;

выполнение функций телеуправления, телесигнализации и телеизмерения (последнее - при оперативном управлении);

совместимость по сигналам телеуправления, телесигнализации и телеизмерения с другими средствами телемеханизации;

достоверность передачи информации и ее индикации на рабочих местах в соответствии с конструкторской документацией;

при отсутствии питания по основному и резервному портам питания дольше, чем установлено техническими условиями, - автоматическое завершение работы средств телемеханизации, не допускающее потерь или искажения сигналов телеуправления, телесигнализации и телеизмерения либо потери работоспособности изделия в связи с потерей или искажением данных.

29. К железнодорожной автоматике и телемеханике, составным частям железнодорожной автоматики и телемеханики и элементам составных частей железнодорожной автоматики и телемеханики предъявляются следующие требования:

а) все составные части железнодорожной автоматики и телемеханики и элементы составных частей железнодорожной автоматики и телемеханики должны обеспечивать безопасное движение железнодорожного подвижного состава с установленной скоростью и минимальным интервалом следования;

б) диспетчерская централизация и диспетчерский контроль движения железнодорожного подвижного состава должны обеспечивать:

централизованное управление стрелками и светофорами одной или нескольких станций и перегонов железнодорожного пути из одного диспетчерского центра с обеспечением резервного управления устройствами электрической централизации на этих станциях и путевых постах;

непрерывный контроль положения стрелок и свободности (занятости) перегонов, путей на станциях и прилегающих к станциям блок-участках, а также показаний входных, маршрутных и выходных светофоров;

непрерывный контроль технического состояния устройств сигнализации, централизации и блокировки на станциях и перегонах;

возможность изменения параметров движения при ложной занятости блок-участков, включая экстренную остановку железнодорожного подвижного состава и передачу разрешения на движение железнодорожного подвижного состава для проследования светофора с запрещающим показанием;

передачу необходимых данных в системы информирования пассажиров о движении железнодорожного подвижного состава, а также в системы оповещения работников, выполняющих работы на железнодорожных путях, о приближении железнодорожного подвижного состава;

в) сигнализация, централизация и блокировка на станциях и перегонах должны обеспечивать:

пропуск железнодорожного подвижного состава по установленным непересекающимся маршрутам с установленными скоростями в обоих направлениях на станциях и по каждому железнодорожному пути перегона;

предотвращение (блокирование) входа железнодорожного подвижного состава на участок железнодорожного пути, который занят другим железнодорожным подвижным составом;

контроль положения железнодорожного подвижного состава, управление стрелками и светофорами и выполнение требуемой последовательности взаимозависимых операций;

контроль технического состояния устройств и технических средств и при необходимости их резервирование;

автоматическое оповещение о приближении железнодорожного подвижного состава на железнодорожных станциях;

недопущение перевода стрелки под железнодорожным подвижным составом;

г) железнодорожная автоматика и телемеханика на сортировочных станциях должна обеспечивать:

непрерывное, бесперебойное и безопасное расформирование составов с расчетной (проектной) скоростью и безопасность сортировки вагонов;

индивидуальное управление переводом стрелок;

исключение выхода железнодорожного подвижного состава в зону роспуска;

контроль положения стрелок и занятости стрелочных секций;

недопущение перевода стрелки под железнодорожным подвижным составом;

управление и контроль надвигом и роспуском;

д) система технической диагностики и мониторинга должна обеспечивать контроль предотказного состояния устройств железнодорожной автоматики и телемеханики;

е) железнодорожная автоматика и телемеханика должна быть совместима с другими подсистемами инфраструктуры железнодорожного транспорта и железнодорожным подвижным составом;

ж) сохранение работоспособного состояния во всех предусмотренных при проектировании условиях и режимах в течение назначенных сроков службы;

з) программные средства, функционирующие в составе железнодорожной автоматики и телемеханики, как встраиваемые, так и поставляемые на материальных носителях, должны обеспечивать:

работоспособность после перезагрузок, вызванных сбоями и (или) отказами технических средств, и целостность при собственных сбоях;

защищенность от компьютерных вирусов, несанкционированного доступа, последствий отказов, ошибок и сбоев при хранении, вводе, обработке и выводе информации, от возможности случайных изменений информации;

соответствие свойствам и характеристикам, описанным в программных документах, а также в документации, поставляемой с оборудованием и содержащей информацию для сборки, установки и эксплуатации данного оборудования.

30. К железнодорожной электросвязи, составным частям железнодорожной электросвязи и элементам составных частей железнодорожной электросвязи предъявляются следующие требования:

а) обеспечение безопасного движения железнодорожного подвижного состава с установленной скоростью и минимальным интервалом следования;

б) осуществление мониторинга параметров функционирования и интегрированного управления технологической сетью связи и частотно-временной синхронизации;

в) обеспечение совместимости с другими подсистемами инфраструктуры железнодорожного транспорта и железнодорожным подвижным составом;

г) поддержание работоспособного состояния во всех предусмотренных при проектировании условиях и режимах в течение назначенных для них сроков службы.

31. К железнодорожным станциям, станционным зданиям, сооружениям и устройствам, составным частям станционных зданий, сооружений и устройств и элементам составных частей станционных зданий, сооружений и устройств предъявляются следующие требования:

а) станционные здания, сооружения и устройства должны быть приспособлены для безопасного выполнения операций по посадке, высадке и обслуживанию пассажиров. Выходы на пассажирские платформы из пассажирских зданий, а также выходы с пассажирских платформ на пешеходные мосты и в тоннельные переходы не должны быть затруднены близостью других зданий и наличием сооружений и устройств, функционально не связанных с безопасностью людей, и должны быть оборудованы для движения людей с детскими колясками, а также лиц с ограниченной подвижностью;

б) пешеходные тоннели и подземные станции должны иметь аварийное освещение и аварийные выходы;

в) станции с электрической централизацией стрелок, тоннели и мосты должны быть оборудованы системой оповещения работников, выполняющих работы на железнодорожных путях, о приближении железнодорожного подвижного состава;

г) стационарно размещенные сооружения и их отдельные части должны обеспечивать соблюдение установленного габарита приближения строений и габарита погрузки (в том числе при перевозке негабаритных грузов) с целью исключения непосредственного контакта указанных сооружений и их отдельных частей с частями железнодорожного подвижного состава и перевозимым грузом;

д) железнодорожные станции должны иметь устройства для предупреждения самопроизвольного выхода железнодорожного подвижного состава на маршруты следования поездов (предохранительные тупики, охранные стрелки, сбрасывающие башмаки, сбрасывающие остряки или сбрасывающие стрелки), которые должны соответствовать требованиям по включению их в систему централизации и блокировки, иметь контроль заграждающего положения и исключать самопроизвольный выход железнодорожного подвижного состава на другие пути и маршруты приема, следования и отправления поездов;

е) перегоны, имеющие затяжные спуски, а также станции, ограничивающие такие перегоны, должны иметь улавливающие тупики или другие сооружения и устройства для остановки потерявшего управление при движении по такому спуску железнодорожного подвижного состава или его части;

ж) грузовые устройства при всех предусмотренных условиях выполнения операций погрузки-выгрузки должны исключать повреждение железнодорожного подвижного состава, иметь освещение, обеспечивающее безопасную погрузку и выгрузку грузов в темное время суток, а также обеспечивать безопасность персонала и сохранность перевозимых грузов;

з) железнодорожные станции, депо и другие вспомогательные объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта должны иметь служебные пешеходные переходы через железнодорожные пути, оборудованные настилами, указателями и предупреждающими надписями, а также электрическое освещение. Выходы из служебных помещений вблизи железнодорожных путей должны иметь ограждения (барьеры);

и) железнодорожные станции в установленных местах должны иметь открытые рабочие площадки и островки безопасности для обеспечения безопасности составителей поездов, регулировщиков скорости движения поездов, дежурных стрелочных постов, осмотрщиков вагонов, приемосдатчиков груза, почтовых отправлений и багажа, а также экипировщиков локомотивов и вагонов и других работников;

к) объекты и помещения на железнодорожных станциях должны освещаться в соответствии с установленными нормами для обеспечения безопасного движения железнодорожного подвижного состава, автотранспортных средств на железнодорожных переездах, маневрового передвижения, безопасности пассажиров при посадке в вагоны и высадке из вагонов, безопасности работников, для охраны грузов, почтовых отправлений, багажа и грузобагажа. Наружное освещение не должно влиять на отчетливую видимость сигнальных огней;

л) места выпуска сжатого воздуха вагонных замедлителей пневматического действия на сортировочных горках, места всасывания воздуха компрессорных установок, а также системы выпуска газов двигателей и другого оборудования должны быть оборудованы глушителями аэродинамического шума и газовых потоков и другими защитными устройствами;

м) воздушные линии электропередачи не должны пересекаться с железнодорожными путями в горловинах железнодорожных станций;

н) для железнодорожных станций, на которых производятся операции с опасными грузами, должны быть предусмотрены специальные меры по защите жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охране окружающей среды.

32. На продукцию должны быть нанесены необходимые (хорошо различимые) идентификационные и предупреждающие надписи и маркировка, сведения из которых дублируются и поясняются в эксплуатационных документах.

33. Маркировка продукции, обеспечивающая ее идентификацию, должна содержать следующую информацию:

единый знак обращения продукции на рынке Союза;

наименование изготовителя и (или) его товарный знак (при наличии);

наименование и (или) обозначение в соответствии с конструкторской документацией;

дата изготовления.

Допускается нанесение маркировки только на упаковку с указанием в прилагаемых к продукции эксплуатационных документах сведений о невозможности или нецелесообразности нанесения маркировки непосредственно на продукцию ввиду особенностей конструкции продукции или условий эксплуатации.

Маркировка должна сохраняться в течение всего жизненного цикла продукции.

В случае невозможности обеспечения сохранности маркировки на упаковке в течение всего жизненного цикла продукции допускается указание информации, содержащейся в маркировке, только в прилагаемых к продукции эксплуатационных документах.

34. Текст, содержащийся в маркировке и эксплуатационных документах, составляется на русском языке и при наличии соответствующего требования в законодательстве государств-членов - на государственном языке (государственных языках) государства-члена, на территории которого реализуется продукция.