III. Развитие механизмов взаимодействия и обратной связи в сфере ПОД/ФТ
Приоритетной задачей контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ остается повышение эффективности информационного взаимодействия как с частным сектором, так и с другими надзорными органами. В этой связи наиболее востребованным сервисом выступает многофункциональный онлайн сервис - Личный кабинет <15>, функционал которого позволяет субъектам первичного финансового мониторинга надлежащим образом исполнять требования законодательства о ПОД/ФТ, а также повышать уровень осведомленности о рисках ОД и ФТ и требованиях законодательства (проходить онлайн обучение, опросы/тесты и др.).
--------------------------------
<15> Использование Личного кабинета включено в Руководство ФАТФ по риск-ориентированному надзору (2021 г.). Личный кабинет надзорного органа на сайте Росфинмониторинга, как механизм взаимодействия и коммуникаций, включен в качестве примера лучших практик в типологический отчет МАНИВЭЛ "Надзор в сфере ПОД/ФТ в условиях кризисов и внешних ограничений" (2022 год).
В 2022 году с использованием функционала Личного кабинета совместно с Федеральным Казначейством, Федеральной налоговой службой, Роскомнадзором и Федеральный пробирной палатой проведено анкетирование представителей поднадзорных им секторов. Следуя принципам клиентоцентричности анкеты составлялись таким образом, чтобы имелась возможность получить от самих респондентов информацию о рисках, наблюдаемых ими тенденциях в секторах, а также о возникающих сложностях при исполнении требований законодательства о ПОД/ФТ.
Такой подход позволил охватить достаточно широкую аудиторию респондентов (более 2 тыс. субъектов Федерального закона N 115-ФЗ) и агрегировать полученные результаты для учета при проведении СОР ОД/ФТ соответствующих секторов, а также при разработке дополнительных рекомендаций по сложным вопросам правоприменительной практики.
В контексте развития механизмов коммуникаций с частным сектором в 2022 году проведены следующие мероприятия:
- введен в эксплуатацию Личный кабинет профессионального сообщества, функционал которого позволяет в том числе доводить материалы, касающиеся выполнения организациями (ИП) требований законодательства о ПОД/ФТ, уведомлять о проводимых мероприятиях для организации участия в них членов соответствующих профессиональных сообществ (на текущий момент получен доступ для сотрудников Ассоциации российских банков (АРБ) и 10 профессиональных объединений риелторов) и др.;
- скорректировано формирование риск-оценки и проведены подготовительные работы по введению в промышленную эксплуатацию АСДМ 2.0 (расширен перечень показателей, включенных в расчет индикатора риска для субъектов ст. 5 Федерального закона N 115-ФЗ, изменен принцип формирования индикатора риска и др.);
- в качестве одного из параметров, учитываемых в индикаторе риска внедрен показатель, характеризующий представление контролируемым лицом сведений о подозрительных операциях, учитывающий оперативность и информативность направляемых СПО.
Положительно зарекомендовавшая себя практика доведения до контролируемых лиц учебно-методических видеороликов продолжена в 2022 году. Доступная форма таких обучающих материалов позволяет разъяснять на конкретных примерах сложные вопросы правоприменительной практики, а также оптимизирует процесс получения новых знаний.
Росфинмониторингом совместно с МУМЦФМ были подготовлены, например, следующие видеоролики <16>:
--------------------------------
<16> Размещены в Личных кабинетах контролируемых лиц.
- "Учебный курс по работе с Личным кабинетом";
- "Надзорная деятельность в сфере ПОД/ФТ: перспективы и эффективность";
- "Основные аспекты исполнения риелторами требований законодательства о ПОД/ФТ".
С использованием функционала Личного кабинета надзорного органа Росфинмониторингом продолжено информирование контрольных ведомств о рисках, выявляемых в поднадзорных им секторах в целом и в деятельности конкретных контролируемых лиц, в целях своевременного принятия мер по минимизации рисков.
Развитие функционала Личного кабинета в 2023 году синхронизировано с мероприятиями по внедрению в деятельности Росфинмониторинга стандартов клиентоцентричности. Так, в частности, планируется:
- оптимизировать процесс представления контролируемыми лицами карт постановки на учет в Росфинмониторинг, содержащих новые сведения, а также заявлений при снятии с учета;
- скорректировать функционал, используемый для проведения дистанционных профилактических мероприятий (например, размещение дополнительных обучающих видеокурсов по наиболее сложным вопросам правоприменительной практики; функциональных элементов, позволяющих оценивать качество и востребованность проведенных Росфинмониторингом профилактических мероприятий, предоставление соответствующей обратной связи контролируемыми лицами и др.);
- дополнить алгоритм расчета индикатора риска новыми показателями;
- создать механизм типовых уведомлений по действиям/бездействиям пользователя Личного кабинета, заинтересованность в которых высказали 55% респондентов, прошедших опрос по функционалу Личного кабинета;
- дополнить и оптимизировать функционал анкетирования через Личный кабинет, в т.ч. в целях оценки оказания государственной услуги по ведению учета для ее последующего реинжиниринга (при необходимости).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей