См. Обзор за 2023 год.

б) результаты проведения контрольных мероприятий

Одним из приоритетов в надзорной деятельности Росфинмониторинга является развитие дистанционных форм контроля, а также внедрение в практику элементов консультативного надзора.

85% проведенных в 2022 году проверок приходилось на документарные (камеральные) проверки.

В деятельности 100% проверенных контролируемых лиц были выявлены нарушения требований законодательства о ПОД/ФТ, по результатам контрольных мероприятий возбуждены дела об административных правонарушениях.

Основными причинами допущенных нарушений являлись несвоевременное ознакомление с изменениями, внесенными в нормативные правовые акты в сфере ПОД/ФТ, и прохождение обучения в целях ПОД/ФТ, что повлекло:

- невнесение (несвоевременное внесение) соответствующих изменений во внутренние документы контролируемых лиц, разрабатываемых в целях ПОД/ФТ, т.е. привело к несоответствию правил внутреннего контроля требованиям законодательства о ПОД/ФТ;

- невыполнение отдельных требований по идентификации клиентов (их представителей, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев) контролируемых лиц;

- несвоевременное проведение систематической проверки (не реже чем один раз в три месяца) клиентов на наличие принятия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях должностными лицами территориальных органов Росфинмониторинга оценивалась существенность допущенных контролируемыми лицами нарушений законодательства о ПОД/ФТ и принятие ими мер, направленных на устранение таких нарушений. С учетом сократившегося количества допускаемых контролируемыми лицами существенных нарушений, доля назначенных по итогам проверок административных наказаний в виде предупреждения составила 70% от их общего количества.

Основные нарушения, выявленные по результатам проверок контролируемых лиц, по итогам проведения которых возбуждены дела об административном правонарушении в соответствии с частями 1, 2 статьи 15.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ), приведены в Приложении N 1 к настоящему обзору.

Результатом профилактических мероприятий, проводимых надзорным блоком Росфинмониторинга во взаимодействии с представителями профессиональных сообществ (ассоциациями, гильдиями) стало снижение количества нарушений по сложным вопросам правоприменительной практики, таким как выявление бенефициарных владельцев, идентификация публичных должностных лиц и др.

Помимо территориальных органов Росфинмониторинга проверки соблюдения требований законодательства о ПОД/ФТ в отношении контролируемых лиц также проводили органы прокуратуры Российской Федерации. Территориальными органами Росфинмониторинга рассмотрено более 100 материалов дел об административных правонарушениях, возбужденных органами прокуратуры Российской Федерации в отношении контролируемых лиц, с последующим вынесением по результатам рассмотрения соответствующих постановлений о назначении административных наказаний (далее - постановление).

Росфинмониторинг уделяет повышенное внимание соблюдению порядка выявления и фиксирования операций, соответствующих критериям и признакам необычных сделок, и информированию Росфинмониторинга о подозрительных операциях (сведения по коду 6001) <12> при наличии оснований.

--------------------------------

<12> Приложение N 5 к Описанию структур наименования, служебной и информационной частей ФЭС, описанию кодов признаков, указывающих на необычный характер операций (сделок), и требований к технологическим электронным документам, направление которых регламентировано Особенностями представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", утвержденными приказом Росфинмониторинга от 08 февраля 2022 г. N 18.

Правоприменительная практика показывает, что преступники находятся в постоянном поиске новых способов ОД и ФТ, в связи с чем надзорные органы на системной основе актуализируют информацию о рисках при непосредственном взаимодействии с представителями поднадзорных секторов.

Для эффективного снижения рисков ОД и ФТ большое значение имеет информирование Росфинмониторинга о подозрительных операциях. В аналитических целях наиболее важными характеристиками информирования о подозрительных операциях выступают оперативность (период времени между датой проведения операции и датой направления сведений о ней), фокус на риски (наличие оснований для связи операции с ОД и ФТ или предикатными преступлениями), содержательность сведений (описание оснований для квалификации операции (сделки) в качестве подозрительной в специальном поле формализованного электронного сообщения (далее - ФЭС)). Для аналитических целей важна сутевая часть таких сообщений, указывающая на причины признания операции (сделки) подозрительной. Вместе с тем на практике имеются случаи формального заполнения сообщений.

В этой связи в Приложении N 2 к настоящему обзору приведены примеры неинформативного заполнения ФЭС, направляемых по коду 6001 (сведения о подозрительных операциях).

Следует отметить, что в 2022 году запущена практика информирования Росфинмониторинга в формате сообщения о подозрительной деятельности.

Наиболее востребованными со стороны аналитических подразделений Росфинмониторинга в 2022 году стали сведения, направляемые поднадзорными субъектами:

- о подозрительных операциях, связанных с рисками коррупционных правонарушений (например, сведения, представляемые риелторами о подозрительных операциях (сделках) публичных должностных лиц, а также лиц, формально не подпадающих под данную категорию, но обладающих административными (управленческими) и распорядительными полномочиями). Наиболее часто риелторы информируют о таких операциях в ситуациях существенного превышения стоимости, приобретаемой публичным должностным лицом (или лицом из его окружения) недвижимости над уровнем декларируемого дохода, а также в ситуациях, когда наибольшая доля суммы сделки оплачивается наличными денежными средствами и др.). Достаточно часто риелторы информируют в таких ситуациях и о случаях ценовых манипуляций, занижения или завышения стоимости по сравнению со среднерыночными характеристиками;

- о подозрительных операциях, связанных с рисками бюджетной сферы (например, риелторы в 2022 году проинформировали Росфинмониторинг о подозрительных сделках, связанных с использованием государственных жилищных сертификатов, а также о приобретении жилья по программам, связанным с переселением из ветхого жилья, обеспечением жильем детей-сирот по завышенной стоимости. Соответствующая информация была использована для информирования правоохранительных органов Российской Федерации, а также стала основанием для издания информационного письма Росфинмониторинга <13>).

--------------------------------

<13> Размещено на сайте Росфинмониторинга, https://www.fedsfm.ru/news/6431.