Срок действия документа ограничен 1 сентября 2029 года.

3.8.1. Трудовая функция

Наименование

Организация специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с расстройствами аутистического спектра на разных уровнях образования

Код

H/01.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Разработка, корректировка, реализация адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы с обучающимися с расстройствами аутистического спектра

Организация специальной образовательной среды для обучающихся с расстройствами аутистического спектра с учетом индивидуальных особых образовательных потребностей обучающихся, формы реализации адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения

Организация деятельности обучающихся с расстройствами аутистического спектра по освоению содержания адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения

Организация деятельности по формированию детского коллектива, включения в детский коллектив обучающихся с расстройствами аутистического спектра, поддержки сотрудничества обучающихся в разных видах деятельности, в том числе в условиях инклюзивного образования

Создание специальных, в том числе психолого-педагогических, условий включения обучающихся с расстройствами аутистического спектра в образовательный процесс с учетом их индивидуальных особых образовательных потребностей, особенностей здоровья

Проведение коррекционно-развивающих занятий, уроков с обучающимися с расстройствами аутистического спектра, предусмотренных адаптированной образовательной программой, программой коррекционной работы

Отбор и использование программно-методических и учебно-дидактических материалов в организации коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Контроль и оценка достижений обучающихся с расстройствами аутистического спектра с оформлением педагогической документации, отражающей результаты освоения адаптированной образовательной программы, программы коррекционной работы

Сопровождение в образовательном процессе обучающихся с расстройствами аутистического спектра, проявивших выдающиеся способности в спорте, художественном творчестве

Реализация воспитательной деятельности, направленной на формирование социально значимых личностных качеств и приобщение обучающихся с расстройствами аутистического спектра к ценностям, правилам и нормам поведения в обществе

Необходимые умения

Учитывать возрастные, психофизические и индивидуальные особенности обучающихся с расстройствами аутистического спектра в организации образовательного процесса

Планировать, определять направления и отбирать содержание коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с расстройствами аутистического спектра в соответствии с их особыми образовательными потребностями, индивидуальными особенностями, в том числе особенностями здоровья

Применять специальные психолого-педагогические технологии, методы и приемы, основанные на научных принципах и подходах к организации образования, воспитания и сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра, в том числе для формирования и развития возможностей коммуникации (альтернативной и дополнительной) социального взаимодействия, когнитивных и речевых функций с учетом индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся

Организовывать и поддерживать при реализации образовательного процесса взаимодействие и общение обучающихся с расстройствами аутистического спектра с окружающими людьми

Применять в образовательном процессе специальные образовательные средства и ресурсы с учетом индивидуальных особых образовательных потребностей, особенностей здоровья обучающихся с расстройствами аутистического спектра, в том числе вспомогательные технические средства и ассистивные технологии для формирования речи, альтернативной и дополнительной коммуникации

Адаптировать образовательные средства и технологии, в том числе контрольно-оценочные материалы и процедуры, к возможностям и потребностям обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Применять цифровые образовательные ресурсы, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение при реализации адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы для обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Обеспечивать практическую направленность коррекционно-развивающего обучения, развитие у обучающихся с расстройствами аутистического спектра самостоятельности и активности в решении образовательных задач

Стремиться к профессиональному саморазвитию, повышению квалификации в вопросах организации специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с расстройствами аутистического спектра

Вести профессиональную документацию по вопросам образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра, включая электронный документооборот

Необходимые знания

Законодательство Российской Федерации о правах ребенка, о правах инвалидов, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями, в том числе с расстройствами аутистического спектра

Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие образовательную деятельность

Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие трудовую деятельность учителя-дефектолога

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, федеральные образовательные программы, в том числе адаптированные

Теории, закономерности, принципы построения и тенденции развития системы образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Основы поликультурного образования, методы и технологии поликультурного обучения, особенности региональных, этнокультурных, языковых условий реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Закономерности и этапы психического онтогенеза в норме и при нарушениях аутистического спектра

Клинико-психолого-педагогические особенности обучающихся с расстройствами аутистического спектра разного возраста, в том числе с комплексными нарушениями (с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости, тяжелыми и множественными нарушениями развития)

Медико-биологические основы нарушений аутистического спектра, их психолого-педагогические и медицинские классификации

Общие, специфические и индивидуальные особые образовательные потребности обучающихся с расстройствами аутистического спектра разных возрастных групп и способы их реализации

Направления и содержание коррекционно-развивающих занятий, специальных учебных предметов, коррекционных курсов адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы с обучающимися с расстройствами аутистического спектра

Принципы и подходы к реализации коррекционно-развивающих технологий в образовании обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Пути достижения и способы оценки результатов освоения адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы с обучающимися с расстройствами аутистического спектра с учетом их индивидуально-типологических особенностей

Методические и теоретические основы, принципы и требования к организации инклюзивного обучения обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Специальные педагогические технологии формирования коммуникации, социального взаимодействия, когнитивных и речевых функций с учетом особых образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Особенности организации охранительного здоровьесберегающего режима для обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Правила пользования вспомогательными техническими средствами и ассистивными технологиями для обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Основы проектной и исследовательской деятельности учителя-дефектолога

Основы самоорганизации и саморазвития учителя-дефектолога

Другие характеристики

-